Статистический анализ получаемых лонгитюдных данных.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Выбор аналитич. стратегий зависит от лонгитюдного дизайна, гипотез и ур-ня статистич. подготовки исследователя. Области применения лонгитюда: 1) Экспериментальные и квазиэкспериментальные исследования. Здесь исследователей интересуют кратковр. изменения и различия в гр. после осуществления воздействи я. Здесь большие выборки. Для таких исследований наиб. информативны многомерные модели кривых развития. 2) Исследования роста и развития. Долгосрочные паттерны изменений и их систематич. связи с различными х-ками испытуемых. Здесь меньшие выборки. Лучше всего в этом случае подходит ауторегрессионный анализ временных серий.
Схемы корреляционных исследований. Корреляционными исследованиями называются такие, где проверяются гипотезы о связях и психологические переменные либо являются проявлениями разных сторон одних и тех же базисных процессов, либо сопутствуют друг другу, а вопрос об их взаимной детерминации остается открытым. Планы корреляционного исследования нужно рассматривать как формы контроля при получении эмпирических данных, это аналог форм экспериментального контроля. 1. Планы с одной группой испытуемых. Каждый субъект единой группы представлен в ней как минимум двумя измерениями переменных (2 разных показателя или один и тот же, оцениваемый в другой промежуток времени). Адекватность плана КИ включает оценку возможности охвата всего диапазона измеряемой переменной или его уточнения с целью корректной формулировки гипотезы о связях. Исследователь часто не знает этого диапазона, поэтому вынужден прибегать к увеличению числа измерений (к увеличению выборки), чтобы проконтролировать несистематические смешения. Исследователь при использовании плана с одной группой прибегает к статистическому контролю, означающему контроль вариабельности переменных (вариат и ПП) посредством увеличения числа испытуемых в выборке.
1. Планы с двумя и более группами испытуемых. План должен включать и формы контроля ПП. Три основные формы контроля: 1) Стабилизация ПП или подбор уровней значений основных переменных так, чтобы ПП выступила в виде учитываемых уровней, задающих факторный план ее взаимосвязей хотя бы с одной из двух измеряемых переменных. 2) Статистический контроль – варьирование переменных (большое число n; подбор выборки, которая проварьирует на всем диапазоне). Подбор однородных групп – план сбора данных в КИ, посредством к-рой психолог контролирует различие групп по основной вариате, заданной критериально или предварительно измеренной и выступающей в качестве аналога НП. Контролируется эквивалентность групп; ПП здесь фиксируется на определенном уровне или функционально контролируется путем составления подгрупп с определенными уровнями этих ПП. Корреляционное исследование завершается выводом: о статистической значимости установленных (или неустановленных) зависимостей (связей, полученных коэффициентов корреляции) между переменными, установлению ее направления (положительное или отрицательное) и измерению ее тесноты (сильная/слабая). Внешняя валидность исследования и диапазон обобщений Внешняя валидность (англ. external validity) — вид валидности, определяющий то, насколько результаты конкретного исследования можно распространить на весь класс подобных ситуаций/явлений/объектов. Валидность при использовании методов наблюдения или эксперимента включает оценку репрезентативности исследования как степени его приближения к возможным безупречным мысленным образцам. Ее оценка входит в содержательное планирование. Позволяет делать обобщение за пределы ситуации. Аспект репрезентативности испытуемых – внешняя валидность. Обеспечивает надежность как устойчивость и воспроизводимость результатов.
Внешняя валидность определяет то, в какой мере результаты, полученные в эксперименте, могут соответствовать тому типу жизненной ситуации, которая была исследована, и то, насколько возможно обобщить эти результаты на все подобные жизненные ситуации. Например, критику психологов-экспериментаторов в том, что о студентах-второкурсниках и белых крысах они знают очень много, а обо всём остальном — очень мало, можно рассматривать как критику внешней валидности. Как и в отношении любой другой валидности, о внешней валидности в исследовании, вероятно, невозможно сказать, что она абсолютно соблюдена, можно указать только на её нарушение. Абсолютным соблюдение внешней валидности считалось бы тогда, когда результаты исследования можно обобщить на любые популяции при любых условиях и в любое время, поэтому учёные говорят не о соблюдении либо несоблюдении внешней валидности, а о степени её соблюдения. Критерии внешней валидности: Чтобы исследование обладало наивысшей степенью валидности, должна существовать возможность генерализации его результатов на 1) другие популяции, 2) другие условия, 3) другое время. Пример нарушения внешней валидности: Исследование Лоренса Колберга, посвящённое изучению нравственного развития детей, было подвергнуто критике за низкую степень внешней валидности. В 1963 году Колберг предложил мальчикам-подросткам разрешить различные коротко сформулированные дилеммы. На основании полученных ответов он разработал теорию о шести стадиях морального развития. Критика внешней валидности этого исследования в частности состояла в том, что учёный не учитывал половых различий в особенностях мышления и способах принятия моральных решений и, следовательно, неправомерно генерализовал свою модель на представителей обоих полов. Колберг также исходил из предпосылки о том, что существуют некие «универсальные принципы справедливости и соблюдения прав личности», однако он не учёл межкультурных различий, следовательно, выводы, которые он сделал, не могут восприниматься как универсальные.
Соблюдение внешней валидности: Чтобы увеличить степень внешней валидности, в исследованиях могут не ограничиваться лишь экспериментальным методом, но также использовать и другие — например, наблюдение, межкультурные исследования и т. д. При современном научном подходе в психологии соблюдение внешней валидности в исследованиях играет ведущую роль, так как наиболее ценным считается создание общих теорий, моделей и алгоритмов, применимых к психике в целом, независимо от контекста, — то есть моделей, обладающих крайне широкими предсказательными возможностями; поэтому исследования, результаты, которых можно применить только к какой-то определённой ограниченной ситуации, обладают нисходящей ценностью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|