Расчет магистральных трубопроводов на прочность.
Важнейший задачей расчета магистрального трубопровода является обеспечение его надежности. В строительных нормах (СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы») содержатся требования по оптимальным соотношениям предела текучести Магистральный трубопровод рассчитывают по методу предельных состояний – рассматривается такое напряженное состояние, характеризуемое величиной
m – коэффициент условий работы МТ; k 1, k 2 – коэффициент надежности по материалу; k н – коэффициент надежности по назначению трубопровода. Нормативные сопротивления металла трубы и сварных соединений R 1 н и R 2 н следует принимать равными соответственно минимальным значениям временного сопротивления и предела текучести, принимаемым по государственным стандартам и техническим условиям на трубы. Коэффициент условий работы трубопровода m показывает возможное несоответствие принятой расчетной схемы реальной конструкции, а также отражает влияние последствий разрушения магистрального трубопровода на здоровье людей и стоимость выплаты ремонтно-восстановительных работ. Коэффициент условий работы трубопровода при его расчете на прочность, устойчивость и деформативность принимается по таблице 1 СНиП 2.05.06-85 в зависимости от категории трубопровода и его участка. Категория участка магистрального трубопровода принимается по таблицам 2,3 в зависимости от назначения участка трубопровода. В зависимости от указанных факторов установлены три значения коэффициента условий работы m: · m=0,9 – для обычной линейной части магистрального трубопровода (категории участков III –IV); · m=0,75 – для переходов магистрального трубопровода через водные преграды, железнодорожные и автомобильные дороги, трудно проходимые болота; для участков примыкающих к компрессорным станциям, узлам пуска и приема очистных устройств (категории участков I – II). · m=0,6 – для наиболее ответственных участков: трубопроводов внутри зданий, в пределах территорий компрессорных, газораспределительных и нефтеперекачивающих станций, станций подземного хранения газа; для переходов нефтепроводов диаметром 1020 мм и более через водные преграды (категория участка В). Коэффициент надежности по материалу k 1 отражает: возможное уменьшение предела прочности
Пример. Термическое упрочнение трубы из низколегированных сталей, прокатанной при автоматически регулируемому режиму, с допуском по толщине стенки не более 5%, с обеспеспеч. 100% контроля листа и сварных соединений; k1=1,34. Спиральношовные тр., изготовленные из горячекатанной низколегированной стали, сваренные в три слоя и прямошовные экспондированные тр. из нормализованной листовой стали, сваренные двухсторонним швом имеют k1=1,47. Коэффициент надежности по назначению трубопровода k н впервые был введен в 1975 г. в связи с увеличением диаметра сооружаемых магистральных трубопроводов и увеличением рабочего давления продукта. Коэффициент k н принимается по таблице 11 СНиП 2.05.06-85. Коэффициент надежности учитывает следующие эксплуатационные факторы: · с увеличением диаметра трубы возрастает поверхность контакта с грунтом; поэтому при деформациях грунта магистральный трубопровод большого диаметра находятся в более тяжелых условиях; · с увеличением диаметра трубы резко возрастает её изгибная жесткость, поэтому при укладке может не обеспечиваться опирание трубы на дно траншеи по всей длине. В связи с этим возможно возникновение дополнительных изгибных напряжений; · с увеличением диаметра возрастает металлоемкость трубопровода, общая длина сварных стыков и объем наплавленного металла, поэтому вероятность возникновения технологических дефектов повышается; · с увеличением внутреннего давления продукта Р и диаметра магистрального трубопровода возрастает пропускная способность системы, отказ которой может привести к большим экономическим потерям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|