Температурные воздействия на трубопровод.
· Температурные воздействия на трубопровод оцениваются возникающими температурными деформациями
,
где
- относительные линейные деформации;
- температурный коэффициент линейного расширения;
- нормативный температурный перепад в металле стенок трубы, который следует принимать равным разнице между максимальной или минимальной возможной температурой стенок в процессе эксплуатации и соответственно наименьшей или наибольшей температурой, при которой фиксируется расчетная схема трубопровода (свариваются стыки, привариваются компенсаторы, производится засыпка трубопровода и т.п.). Максимальную или минимальную температуру стенок труб в процессе эксплуатации трубопровода следует определять в зависимости от температуры транспортируемого продукта, грунта, наружного воздуха, а также скорости ветра, солнечной радиации и теплового взаимодействия трубопровода с окружающей средой.
Нормативные снеговые нагрузки.
· Нормативная снеговая нагрузка на горизонтальную проекцию надземного трубопровода

где
– коэффициент перехода от веса снегового покрытия горизонтальной поверхности земли к снеговой нагрузке на трубопровод (
=0,4);
– нормативное значение веса снегового покрова на 1 м2 горизонтальной поверхности земли, которое выбирается по таблице 4 для соответствующего снегового района Российской Федерации;
– диаметр изоляции или наружный диаметр трубы.
Таблица 4. Нормативные значение веса снегового покрова (таблица 4 СНиП 2.01.07-85)
Снеговые районы Российской Федерации
| I
| II
| III
| IV
| V
| VI
| VII
| VIII
|
Sg, кПа
| 0,8
| 1,2
| 1,8
| 2,4
| 3,2
| 4,0
| 4,8
| 5,6
|
Ветровые нагрузки.
· Ветровая нагрузка действует перпендикулярно осевой вертикальной плоскости одиночно проложенного трубопровода
(8.24)
где
– наружный диаметр с учетом изоляции;
,
– нормативное значение статической и динамической составляющих ветровой нагрузки, Н/м2 (СНиП 2.01.07-85 “ Нагрузки и воздействия”).
Статическую составляющую ветровой нагрузки определяют по величине скоростного напора
(8.25)
где
– нормативное значение ветрового давления;
- коэффициент, учитывающий изменение ветрового давления по высоте;
– аэродинамический коэффициент лобового сопротивления надземного трубопровода.
Величина скоростного напора определяется в зависимости от района расположения трубопровода (таблица 5).
Таблица 5. Нормативные значения ветровой нагрузки (таблица 5 СНиП 2.01.07-85)
Ветровые районы СССР
| Ia
| I
| II
| III
| IV
| V
| VI
| VII
|
w0, кПа
| 0,17
| 0,23
| 0,30
| 0,38
| 0,48
| 0,60
| 0,73
| 0,85
|
В некоторых случаях нормативное значение ветрового давления
допускается устанавливать на основе данных метеостанций Госкомгидромета, а также результатов обследования районов строительства с учетом опыта эксплуатации сооружений. При этом нормативное значение ветрового давления
, Па, следует определять по формуле
где
- численно равно скорости ветра, м/с, на уровне 10 м над поверхностью земли наибольший за пять лет.
Аэродинамический коэффициент
определяется в зависимости от числа Рейнольдса (критерий подобия в гидроаэродинамике) по диаграмме на рисунке 23.
Число Рейнольдса определяется по законам гидроаэродинамики
(8.27)
где
– скорость ветра, м/с;
– характерный линейный размер, м;
– кинематическая вязкость воздуха (при t=15oC и Pатм=1000 гПа принимают
=0,146 . 10-4 м2/с).
Если число Рейнольдса Re>35 . 105, принимают аэродинамический коэффициент
=0,7.

Рисунок 23. Диаграмма для определения аэродинамического коэффициента.
Динамическую составляющую ветровой нагрузки определяют по формуле
(8.28)
где
– коэффициент пульсации скоростного напора (СНиП 2.01.07-85);
ξ – коэффициент динамичности, зависящий от периода колебаний участка трубопровода
, соответствующего второй форме свободных горизонтальных колебаний и от логарифмического декремента колебаний надземного трубопровода ∂ (рисунок 24).

Рисунок 24. Диаграмма для определения коэффициента динамичности.
Если период колебаний
<0,25с, то динамическая составляющая не учитывается, т.е.
=0.
Логарифмический декремент колебаний
трубопровода зависит от конструктивной схемы надземного перехода и может определяться по записям виброграмм свободных затухающих колебаний (рисунок 25).

Рисунок 25. Диаграмма свободных затухающих колебаний.
Амплитуды последовательных периодов затухающих колебаний образуют геометрическую прогрессию
(8.29)
где
– неизвестная постоянная определяемая опытным путем так же, как период колебаний
.
Тогда логарифмический декремент колебаний будет определяться
. (8.30)
Для предварительных расчетов (пока не известны все необходимые размеры) логарифмический декремент колебаний
принимается для горизонтальных колебаний
=0,05, а для вертикальных колебаний
=0,03-0,05.
Для определения периода собственных колебаний
находят частоту собственных изгибных колебаний
. Тогда
.
Коэффициент надежности для ветровой нагрузки
=1,2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: