Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологии дезинформирования. Псевдологические технологии (черная риторика). Психологическое манипулирование. Технологии психологического насилия.




Не все, что кажется нам реальностью, ею и является. Очень часто мы принимаем за реальность иллюзии. Иллюзия (лат. Illusio - заблуждение, обман)-искаженное восприятие реально существующего объекта или явления, в результате которого происходит замена реального и подлинного тем, что есть фикция (вымысел), видимость, имитация, приблизительная копия, схематическая модель или описание отдельных внешних свойств реально существующих объектов, игнорирующее другие, существенно значимые в условном контексте наблюдения качества.

Иллюзии бывают физические, физиологические, психические. И социальные. Понятием "социальные иллюзии" мы обозначаем системы неадекватных представлений общества о себе самом, о своих гражданах, их взаимоотношениях друг с другом, о субъектах других обществ и культур, основанные на фантастических представлениях и верованиях, на завышенных или заниженных оценках собственного статуса и роли в истории. В основе иллюзорных представлений лежит неполная или искаженная, смешанная с вымыслами и фальсификациями, вырванная из контекста информация.

Социальные иллюзии могут создаваться господствующей элитой, а затем с помощью пропаганды тиражироваться и транслироваться в массовой коммуникации и использоваться для манипуляции общественным мнением в целях и интересах элиты, стоящей у власти, либо сил, добивающихся господствующего положения и тотального контроля над обществом.

Основные факторы, порождающие деформацию смысла.

Можно условно поделить людей на три большие группы:

·   люди, профессионально искажающие информацию,

·   прирожденные лгуны

·   все остальные-большая часть людей, обманывающая друг

друга время от времени по необходимости.

Патологические вруны - это люди, которые "врут, как дышат". У них существует потребность привлекать к себе внимание и ослеплять других людей блеском своей личности. Чаще всего это люди, обладающие определенными способностями. Они сообразительны, находчивы, быстро усваивают все новое, красиво говорят и умеют использовать для своих целей любое знание, которым обладают. Они могут казаться образованными, обладая только поверхностными знаниями. Эти люди быстро завязывают знакомства, хорошо приспосабливаются к людям, легко завоевывают доверие. Они умеют держаться с достоинством, ловки и изящны, заботятся о своей внешности и о том впечатлении, которое они производят на окружающих людей. Но также надо отметить, что у них отсутствует подлинный интерес к чему-либо, не связанному с их личностью. У них нет выдержки, прилежания. Они легко отвлекаются, разбрасываются. Работа, требующая упорства и аккуратности для них непереносима. Это легкомысленные люди, не способные к глубоким переживаниям и привязанностям. Они любят только самих себя. Лгут они мастерски, часто увлекаясь собственными фантазиями и забывая о том, что это ложь. По их поведенческим признакам невозможно понять, что они лгут, потому что они сами искренне верят в то, что говорят. Это многочисленные аферисты, выдающие себя за очень богатых людей. Это шарлатаны, присваивающие себе звание врачей, инженеров, директоров банков. Таковы шулеры и даже мелки уличные жулики, рассказывающие о своих "несчастьях". Они лгут самоуверенно. Их невозможно ничем смутить. Будучи припертыми к стенке, они легко вывертываются. Подчас они сами начинают верить в то, что говорят.

Что касается "любителей", то, во-первых, это те, кто верит в то, что говорит, то есть заблуждается. Просто его правда не является истинной. Вторая группа-человек не верит в то, что он говорит, то есть он осознает, что сознательно лжет вам. Такую ложь зачастую можно определить по телесным признакам, оговоркам, лицевым экспрессиям и т.п.

Всех обманщиков -любителей также можно разделить на две другие категории: одни искажают информацию, потому что их вынуждают к этому обстоятельства, а другие - потому что не могут действовать иначе. Можно сказать, что это вариант детской защиты: соврать, чтобы не поругали. Человек уже давно вырос, но продолжает оставаться в душе маленьким ребенком, и как он раньше защищался от гнева родителей, так сейчас защищается от внешнего мира.

Другой аспект возможного искажения информации-разное толкование одних и тех же слов в зависимости от интонации, знаков препинания, контекста или ассоциаций, возникающих у разных людей на одни и те же слова. Некоторые люди так умеют строить фразы, что, фактически обманывая своего собеседника, формально остаются правыми.

Дезинформирование-это способ воздействия, заключающийся в намеренном предоставлении адресату ложных сведений, которые вводят его в заблуждение относительно истинного положения дел.

Дезинформирование может рассматриваться следующим образом:

) мероприятие, рассчитанное на введение в заблуждение лиц или организаций путем подтасовки и подделки документальных доказательств с тем, чтобы вызвать ответное действие со стороны лиц или организаций, компрометирующее ее.

) сообщение неверных сведений, введение в заблуждение ложной информацией.

Дезинформирование включает в себя использование заведомо ложных данных и сведений, становясь, по сути, разновидностью обмана. Грани между дезинформированием и обманом могут быть трудно различимы.

Сила дезинформации в том, что она используется, как правило, в момент принятия какого-либо важного решения, и когда будет известна правда-цель дезинформации уже будет достигнута.

Американский специалист в области рекламы и пропаганды Артур Мейергоф в книге "Стратегия внушения" пишет: "Пропаганда как таковая не обязательно должна искажать правду. Лучше было бы сказать, что она может основываться на разнообразных комбинациях из отобранных истин, полуистин и заведомой лжи"

Говоря о дезинформации, как инструменте управления

информационными потоками, следует иметь в виду, что ложь может

иметь множество форм:

• приписывание кому-либо или чему-либо различных качеств;

• искажение образов действительных событий;

• преувеличение;

• перетасовка фактов;

• чистый вымысел.

Черная риторика.

Понятием "черная риторика" мы обозначаем комплекс логических уловок, посредством которых в сознании адресата формируют убеждение в необходимости принятия определенных изменений в сознании и поведении. Отличие "черной риторики" от убеждения как раз и заключается в том, что критическое сознание адресата либо отключается, либо успешно обходится благодаря нарушению основных законов и правил формальной логики или же, наоборот, их умелому использованию. Эти уловки применяются при ведении переговоров, дискуссий и споров.

В практике воздействия весьма активно используются так называемые софизмы, то есть некорректные рассуждения и мнимые умозаключения, обоснованность которых порождается субъективным впечатлением, вызванным недостаточностью логического или семантического анализа. Этот инструментарий иногда называют "манипулирование техниками аргументации".

Ошибка обобщения из недостаточной информации.

·   Одна из наиболее общих ошибок - это вывод заключения из слишком малого количества оснований.

·   Вторая обычная ошибка-это пропущенные альтернативы.

·   Дедуктивная ошибка типа: Если А, то Б.

·   Явное использование заключения как предпосылки. Бог существует, потому что так сказано в Библии, которая, я знаю, верна, потому что Бог написал ее, в конце концов!

·   Постановка вопроса или темы таким образом, что человек не может согласиться или не согласиться с вами без того, чтобы связать себя утверждением, которое вы навязываете ему. Простой пример: "Вы все такой же эгоист, как были раньше?" Ответив просто "да" или "нет", вы дадите повод утверждать, что вы согласны с тем, что раньше вы были эгоистом.

·   Использование одного слова в более чем одном смысле.

·   Определение термина таким путем, который кажется прямым, однако, фактически, он является тонко загруженным, например, Амброуз Бирс, в "Словаре Дьявола", определяет "веру" как "доверие без доказательств тому, что сказано человеком, который говорит без знания о вещах, которым нет параллелей".

·   Использование загруженного языка чтобы принизить аргумент перед тем, как упомянуть его.

·   Provincialism (провинциализм).

·   Red herring (красная селедка). Введение неотносящегося или вторичного предмета и, таким образом, отвлечение внимания от основного предмета.

·   Straw man (соломенное пугало). Изображение карикатуры на противоположную точку зрения так, чтобы ее легко было опровергнуть.

·   Suppressed evidence (подавление фактов).

·   Weasel word (выеденное яйцо). Использование слова таким образом, который опустошает его значение.

Е.В. Шелестюк выделяет следующие группы софизмов, "материальные" ловушки, при которых используются некорректные формы доказывания и оспаривания:

. Софизмы постулирования и аргументирования.

а) выдвижение тезиса в форме quaesitio или plurimum interrogationum - вопросов, которые не имеют смысла либо на которые не может быть дано однозначного ответа: "Вы прекратили бить свою жену?"; "За что мы платим?";

б) подмена тезиса (ignoratio elenchi)- вместо выдвинутого вначале тезиса оказывается сходный с ним, но другой тезис; например, при доказательстве положения "Для деловой успешности важно умение общаться", приводятся аргументы, доказывающие более "сильное" положение "Успешность бизнеса основана на умении руководителя общаться";

в) неправомерное обобщение в тезисе: "Программисты много зарабатывают"; "Женщины не равны мужчинам по уму"; "Русские ленивы"; "Американское оружие предназначено исключительно для обороны от внешних агрессоров"

Тезис и вывод также могут быть безосновательными из - за недостаточности или несостоятельности аргументов; эта ситуация описывается такими софизмами, как:

г) ложные аналогия или противопоставление, например: "Российская Федерация-последняя империя, и, как все империи, она должна распасться";

д) ловушка "особого обстоятельства" (secundum quid),

например: "Транснациональные корпорации-безусловное благо, так как создают рабочие места и предоставляют людям средства к существованию"

(не учитываются такие обстоятельства, как ограничение развития национальных экономик, подавление конкурентов, одностороннее развитие рынка и т.д.);

е) ловушка "от собирательного смысла к смыслу разделительному" (fallacia a sensu composite ad sensum divisum) "Надо прежде всего думать о своей выгоде. Если мне будет хорошо, то и людям (обществу) будет хорошо";

ж) petitio principii - аргументация, когда тезис доказывается аргументами, которые сами по себе требуют доказательства.

з) non sequitur - отсутствие логической связи между посылкой и выводом "Отмена нижнего порога избирателей-еще один шаг на пути погибели Святой Руси";

и) аргументация по кругу, например: "- Эта команда - лучшая в ассоциации из - за большого потенциала отбивающих игроков. - Почему вы считаете их потенциал высоким? - Ну, в конце концов, эти игроки составляют основу команды, лучшей в ассоциации";

к) аргументация ложной причины, например: "Врачи и учителя мало зарабатывают, потому что плохо работают";

л) post hoc ergo propter hoc - после этого, следовательно, вследствие этого, например: "Сбой электроэнергии произошел, потому что утром соседи наверху делали ремонт и включали электродрель";

м) аргументация ad ignorantiam: "Экстрасенсорные способности существуют, поскольку не доказано обратного";

н) ad verecundiam (подмена истинности полезностью, выгодностью, прогрессивностью, новизной, материальным или абстрактным благом; прецедентностью), например: "Это так, поскольку так пошло с древности";

о) апелляция к авторитету, например: "Это так, поскольку так принято во всем цивилизованном мире ";

. Софизмы оспаривания:

а) reductio ad absurdum, например: "-Стало быть, по - вашему, убеждений нет? - Нет и не существует. - Это ваше убеждение? - Да. - Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно на первый случай " (И. С. Тургенев "Рудин");

б) "троянский конь" - рассуждение, внешне сходное с мнениями оппонента с подспудным внедрением идей, выгодных говорящему; искажение тезиса и доводов оппонента и косвенная демонстрация их несостоятельности;

в) "бумеранг" - тезис или аргумент, высказанный одним из партнеров, обращается против него же (часто касается обвинений);

г) "лингвистическая косметика" - перефразирование и резюмирование. Как вариант этого типа можно рассматривать мнимое недопонимание ("Итак, вы полагаете...") с последующим искажением мысли оппонента.

Психологическое манипулирование.

Немецкий теоретик публицистики А. Довифат на основе принципов нацистской пропаганды отказа от гуманности и красоты, обращения с примитивными постулатами к массе, методичного внедрения в сознание масс заранее отработанных лозунгов (изложенных в трудах Гитлера и Геббельса), сформулировал следующие основные законы манипуляции:

·   закон умственного упрощения означает, что любая сложная мысль, должна сводится до простой схемы, понятной любому человеку;

·   закон ограничения материала состоит в том, чтобы не допустить запутывания индивида в большом потоке информации и не давать ему слишком широкого выбора;

·   закон вдалбливающего повторения требует многочисленных систематических повторов одной и той же информации;

·   закон субъективности предполагает учет образования, профессии, качеств аудитории;

·   закон эмоционального нагнетания необходим для того, чтобы поддерживать у человека постоянный интерес к информации

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...