Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Россия и страны дальнего зарубежья




Внешняя политика России по отношению к странам дальнегозарубежья в 1992–1993 гг. находилась в состоянии переходного периода. Шел активный поиск новых инструментов осуществления национальной политики РФ в изменившемся мире. Доминирующее влияние на формирование внешнеполитической доктрины России в этот период оказывало тяжелое социально-экономическое положение страны. Платой за поддержку развитыми странами Запада радикальных рыночных реформ стало следование России в фарватере глобальной политики США и стран НАТО, резкое падение ее международного престижа как великой державы и, как следствие, ослабление влияния в развивающихся странах, снижение миротворческой роли в урегулировании арабо-израильского конфликта, пассивная позиция в арабском мире и кризисе на Балканах.

В апреле 1992 г. Россия была принята в Международный валютный фонд и Всемирный банк, которые обязались предоставить ей финансовую помощь в размере 24 млрд. долл. для проведения рыночных преобразований. Однако эта помощь предоставлялась не единовременно и при жестком контроле со стороны этих международных финансовых организаций.

Значительное место в российской внешней политике в 1992–1993 гг. отводилось укреплению отношений с ведущими странами Азиатско-Тихоокеанского региона: были установлены дипломатические отношения с Южной Кореей, наладились постоянные контакты со странами АСЕАН, а Китай стал главным торговым партнером России. Одной из самых сложных проблем оставались российско-японские отношения. Прежде всего, это связано с нерешенностью территориальной проблемы так называемых «северных территорий» – четырех островов Южно-Курильской гряды. Одновременно резко ослабли связи России с ее традиционными союзниками в Азии Монголией, Вьетнамом, КНДР, Ираком, Сирией и другими странами. Но на фоне ослабления реального влияния и роли России на международной арене формально ее статус великой державы и постоянного члена Совета Безопасности ООН даже возрос. Происходили регулярные встречи на высшем уровне с Лидерами ведущих стран Запада, прежде всего США, Франции, Германии, Великобритании.

По мере укрепления основ российской государственности отношения нашей страны со странами дальнего зарубежья постепенно выравнивались, освобождаясь от«перекосов», характерных для переходной стадии. С конца 1993 г. политическое руководство РФ все чаще заявляло о России как о великой державе, имеющей самостоятельные национальные и геополитические интересы на международной арене. Проявлением этой тенденции стало усиление внешнеполитической активности России в Азии, расширение контактов со странами Ближнего и Среднего Востока и даже Латинской Америки. Особенно заметным стал прогресс в налаживании взаимовыгодных отношений с государствами Скандинавии, особенно с Финляндией. Усилились позиции России в решении вопросов арабо-израильского урегулирования, а также в урегулировании балканского кризиса. Россия направила на Балканы свой миротворческий контингент в составе сил ЕВРОФОРа. Важным шагом в укреплении позиций на международной арене стали решительные заявления российского руководства о необходимости формирования новой системы европейской безопасности вместо расширения прежних структур периода «холодной войны», сделанные в связи с планами расширения НАТО на Восток. В 1994 г. руководство НАТО (по инициативе президента США Б. Клинтона) предложило России, как и другим бывшим республикам СССР и странам Восточной и Центральной Европы, присоединиться к программе»Партнерство во имя мира», ставшей компромиссом между позициями США и России. В этот же период, признавая геополитические изменения, произошедшие в Европе после распада советской державы и ОВД, Россия продолжала вывод войск из стран Центральной и Восточной Европы и государств Прибалтики. 31 августа 1994 г. в Берлине состоялась торжественная церемония вывода последних российских частей на Родину. Накануне (в июне1994 г.) Россия, как и другие страны СНГ, присоединилась к натовской программе «Партнерство во имя мира».

Нынешний этап эволюции мировой системы международных отношений характеризуется окончательным демонтажем сложившегося после окончания Второй мировой войны «двухполюсного» миропорядка. После распада СССР Россия уже даже формально не может претендовать на роль абсолютного гаранта международной безопасности и стабильности.

Возможность сохранения международного влияния Москвы все более связывается в перспективе развития международных отношений не только с Вашингтоном, но и с объединенной Европой (Евросоюзом) и индустриально развитыми странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В последнее время, в условиях осуществления глобальной политики США и их партнеров по НАТО в операции по борьбе с международным терроризмом, российско-американские отношения трансформируются в более реалистические формы сотрудничества. Во внешнеполитическом курсе России постепенно превалирует ориентация на роль межрегиональной евразийской державы, являющейся ключевым звеном в развитии модели новых отношений ведущих индустриальных государств Европы и Азии.

Важнейшим направлением в развитии международных отношений России в многополярном мире стало азиатское направление. Новый рубеж - это визиты В. В. Путина в Китай, на очередной саммит «восьмерки» на Окинаву, в КНДР, а также в Индию, осуществленные летом2000 г. А ровно через год – летом 2001 г. – состоялись официальные визиты лидеров ведущих азиатских стран в Москву. Так, в середине июля 2001 г. российскую столицу посетил Председатель КНР Цзян Цзэминь, подписавший в Кремле российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Особенно длительный визит в Россию осуществил лидер Северной Кореи Ким Чен Ир, проехав на личном поезде от Владивостока до Санкт-Петербурга.

Заключение

После распада Советского Союза и провозглашения Содружества Независимых Государств Российская Федерация, выступив в качестве правопреемника СССР на международной арене, заняла место постоянного члена Совета Безопасности ООН и утвердила за собой статус великой ядерной державы. Вместе с тем сложившаяся принципиально новая геополитическая обстановка потребовала от российского руководства разработки соответствующей концепции внешней политики. Условно можно выделить три основных этапа формирования внешней политики России в постсоветский период. Примерно до конца 1993 г. шел интенсивный поиск приоритетных направлений внешней политики в связи с распадом господствовавшей в течение всего послевоенного периода двухполюсной системы «Восток - Запад», лидерами которой являлись СССР и США. В 1994-1998 гг. осуществлялась гармонизация внешнеполитического курса России с политикой ведущих индустриальных держав мира, повышение степени ее интегрированности в мировую экономическую систему и усиление ее роли в деятельности авторитетных международных организаций, укрепление позиции на постсоветском пространстве с ориентацией на более тесные и плодотворные двусторонние отношения со странами СНГ. Наконец, период 1999-2004 гг. можно охарактеризовать как этап реалистической внешней политики постсоветской России, в рамках которой выстраиваются двусторонние отношения с самыми разными странами мира, основанные на балансе взаимных интересов и понимании фактического потенциала современной России на международной арене.

Постепенно определились два важнейших направления российской внешней политики. Прежде всего, это установление отношений с бывшими советскими республиками или так называемым ближним («новым») зарубежьем и дальнейшее развитие отношений с ведущими странами «дальнего зарубежья» Востока и Запада, в первую очередь с США и государствами Евросоюза.

 

Вопрос 63

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...