Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура современной России




Начало 90-х годов прошлого столетия характеризуется ускоренным распадомединой культуры СССР на отдельные национальные культуры, для которыхнеприемлемыми оказались не только ценности общей культуры СССР, но икультурные традиции друг друга. Резкое противопоставление различныхнациональных культур привело к нарастанию культурной напряженности и вызвалораспад единого социокультурного пространства.Культура современной России, органически связанная с предшествующимипериодами истории страны, оказалась в совершенно новой политической иэкономической ситуации, кардинальным образом изменившей многое, прежде всего– взаимоотношения культуры с властью. Государство перестало диктоватькультуре свои требования, и культура утратила гарантированного заказчика.Поскольку исчез общий стержень культурной жизни в качестве централизованнойсистемы управления и единой культурной политики, определение путейдальнейшего культурного развития стало делом самого общества и предметомострых разногласий. Диапазон поисков чрезвычайно широк - от следованиязападным образцам до апологии изоляционизма. Отсутствие объединительнойкультурной идеи воспринимается частью общества как проявление глубокогокризиса, в котором оказалась российская культура к концу XX века. Другиесчитают культурный плюрализм естественной нормой цивилизованного общества.Если, с одной стороны, ликвидация идеологических барьеров создалаблагоприятные возможности для развития духовной культуры, то, с другойстороны экономический кризис, переживаемый страной, сложный переход крыночным отношениям усилили опасность коммерциализации культуры, утратынациональных черт в ходе ее дальнейшего развития. Духовная сфера вообщепереживала в середине 90-х годов острый кризис. Стремление направить страну крыночному развитию привело к невозможности существования отдельных сферкультуры, объективно нуждающихся в государственной поддержке.Одновременно продолжал углубляться раздел между элитарными и массовымиформами культуры, между молодежной средой и старшим поколением. Все этипроцессы разворачивая на фоне быстрого и резкого усиления неравномерностидоступа к потреблению не только материальных, но культурных благ.В силу приведенных выше причин первое место в культуре стали заниматьсредства массовой информации, получившие название «четвертой власти».В современной отечественной культуре диковинным образом соединяютсянесоединимые ценности и ориентации: коллективизм, соборность и индивидуализм,эгоизм, огромная и часто нарочитая политизированность и демонстративнаяаполитичность, государственность и анархия и т. п.Если вполне очевидно, что одним из важнейших условий обновления общества вцелом является возрождение культуры, то конкретные движения на этом путипродолжают оставаться предметом ожесточенных дискуссий. В частности,предметом спора становится роль государства в регулировании культуры: должноли государство вмешиваться в дела культуры, или же культура сама найдетсредства для своего выживания. Здесь, судя по всему, сформировалась следующаяточка зрения: обеспечивая свободу культуре, право на культурную самобытность,государство берет на себя разработку стратегических задач культурногостроительства и обязанности по охране культурно-исторического национальногонаследия, необходимую финансовую поддержку культурных ценностей. Однако,конкретная реализация этих положений продолжает оставаться под вопросом.Государство, по всей видимости, не вполне сознает, что культура не может бытьотдана на откуп бизнесу, ее поддержка, в том числе образования, науки, имеетогромное значение для поддержания нравственного, психического здоровья нации.Несмотря на все противоречивые характеристики отечественной культуры,общество не может допускать отрыва от своего культурного достояния.Распадающаяся культура мало приспособлена к преобразованиям.По поводу путей развития культуры в современной России также высказываютсяразнообразные мнения. С одной стороны, возможно укрепление культурного иполитического консерватизма, а также стабилизация ситуации на основе идей осамобытности России и ее особом пути в истории. Однако, это чревато возвратомк огосударствлению культуры. Если в этом случае будет осуществлятьсяавтоматическая поддержка культурного наследия, традиционных форм творчества,то, с другой стороны, неминуемо ограничится иностранное влияние на культуру,что резко затруднит любые эстетические новации.С другой стороны в условиях интеграции России под воздействием извне вмировую систему хозяйства и культуры и превращение ее в «провинцию» поотношению к глобальным центрам может привести к доминированию чуждыхтенденций в отечественной культуре, хотя культурная жизнь общества в этомслучае также будет более стабильной за счет коммерческой саморегуляциикультуры.В любом случае ключевой проблемой остается сохранение самобытной национальнойкультуры, ее международного влияния и интеграция культурного наследия в жизньобщества; интеграция России в систему общечеловеческой культуры в качестверавноправного участника мировых художественных процессов. Здесь необходимогосударственное вмешательство в культурную жизнь страны, поскольку только приналичии институциональной регуляции видится возможным в полной мерезадействовать культурный потенциал, коренным образом переориентироватьгосударственную культурную политику, обеспечить внутри страны ускоренноеразвитие отечественной культурной индустрии.В современной отечественной культуре проявляются многочисленные и весьмапротиворечивые тенденции, частично обозначенные выше. В целом нынешний периодразвития отечественной культуры является еще переходным, хотя можноконстатировать, что наметились и определенные пути выхода из культурногокризиса.

Заключение

В целом мировая культура XX века представляет собой процесс, сложность ипротиворечивость этого процесса усугубляется тем, что значительный периодвремени мир был расколот на два лагеря по идеологическому признаку, чтовнесло новые проблемы и идеи в культурную практику. В то же время вызов,бросаемый человечеству глобальными проблемами, относится как к мировойкультуре в целом, так и к каждой национальной культуре в отдельности. Здесьрешающая роль принадлежит диалогу различных культур, мировому культурномупроцессу.В этом смысле для культуры современной России основная задача состоит ввыработке стратегического курса на будущее в быстро меняющемся мире. Решениеэтой задачи достаточно сложно, так как упирается как в необходимостьосознания глубинных противоречий, присущих нашей культуре на всем протяженииее исторического развития, так и нового восприятия достижений русскойкультуры.Если потенциал современной русской культуры видится достаточно большим, чтобыдать ответ на вызовы современного мира, то современное состояние культурыдалеко от идеала. Наличествует необходимость уйти от мышления,ориентирующегося на максимализм, радикальный переворот и переустройство всегои вся в кратчайшие сроки и перейти к долгому, сложному, но, несомненноплодотворному последовательному развитию отечественной культуры.

Вопрос 62

10 декабря 2007 года Дмитрий Анатольевич Медведев выдвинут кандидатом в Президенты Российской Федерации от партии «Единая Россия». Кандидатуру Медведева в этот же день поддержали партии «Справедливая Россия», Аграрная партия России и партия «Гражданская сила». Такое решение было принято на встрече в Кремле Президента Владимира Путина, самого Медведева, а также председателя Государственной Думы Бориса Грызлова, председателя Совета Федерации Сергея Миронова и глав Аграрной партии Владимира Плотникова и партии «Гражданская сила» Михаила Барщевского. В. В. Путин одобрил кандидатуру Медведева, его официальное выдвижение как кандидата состоялось 17 декабря 2007 года. Свое выдвижение Медведев предварительно обсуждал с президентом Путиным.

Избирательный штаб Дмитрия Медведева возглавил руководитель Администрации Президента Сергей Собянин, ушедший в отпуск на время работы в нём. Основными темами и лозунгами кампании стали:

  • повышение уровня и качества жизни населения, продолжение работы над приоритетными национальными проектами;
  • закладывание в основу государственной политики принципа «свобода лучше, чем несвобода»…(выступление на V Красноярском экономическом форуме

«Россия 2008—2020. Управление ростом» 15 февраля 2008)[51];

· «…главное для нашей страны — это продолжение спокойного и стабильного развития. Необходимы просто десятилетия стабильного развития. То, чего наша страна была лишена в двадцатом столетии, — десятилетия нормальной жизни и целенаправленной работы» (выступление на II Общероссийском гражданском форуме 22 января 2008);

· следование идеям Концепции-2020 — развитие институтов, инфраструктуры, инноваций, инвестиций, а также сотрудничество и помощь бизнесу;

· возвращение России статуса мировой державы и её дальнейшее развитие, интеграция в мировые отношения, собственная позиция по всем ключевым международным вопросам, повсеместное отстаивание российских интересов.

Стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015 - 2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности).

Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа будущей России к концу следующего десятилетия.

В России сформируется общество, основанное на доверии и ответственности, включая доверие населения к государственным и частным экономическим институтам. Значительно снизится социальная поляризация. Это будет достигнуто за счет обеспечения равных возможностей для социальной мобильности талантливых представителей всех слоев общества, реализации социальной политики по поддержке уязвимых слоев населения и проведения политики, направленной на интеграцию мигрантов. Доля среднего класса составит более половины населения, при этом значительную часть среднего класса образуют люди, занятые созданием новой экономики знаний, технологий и обеспечением развития самого человека.

Российская экономика не только останется мировым лидером в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья, но и создаст конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий. К 2020 году Россия может занять значимое место (5 - 10 процентов) на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в 5 - 7 и более секторах. Будут сформированы условия для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики, и в первую очередь в сфере экономики знаний.

Россия укрепит свое лидерство в интеграционных процессах на евразийском пространстве, постепенно становясь одним из глобальных центров мирохозяйственных связей (в том числе в качестве международного финансового центра) и поддерживая сбалансированные многовекторные экономические отношения с европейскими, азиатскими, американскими и африканскими экономическими партнерами.

2 марта 2008 года избран на пост Президента Российской Федерации. Оставаясь членом Правительства, являлся избранным Президентом Российской Федерации вплоть до официального вступления в должность Президента Российской Федерации.

Вопрос 61

Программа приоритетных национальных проектов была сформулирована президентом России Владимиром Путиным 5 сентября 2005 года в обращении к правительству, парламенту и руководителям регионов. Ключевыми словами его речи можно считать следующие: «Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России — это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводить дальше. Это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а значит — в будущее России».

В качестве приоритетных направлений «инвестиций в человека» глава государства выделил:

  • здравоохранение;
  • образование;
  • жильё;
  • сельское хозяйство.

Первый вице-премьер Дмитрий Медведев 27 ноября 2005 заявил, что этот список может в будущем быть дополнен наукой и культурой.

В 2006 году ряд политиков и СМИ называли меры по улучшению демографической ситуации «новым национальным проектом».

На сайте Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (http://www.rost.ru/) расположен архив документов по реализации НП.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...