Тема: «топография переднебоковой стенки живота»
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ
В данной работе содержатся методические разработки для преподавателей по проведению практических занятий по 4 темам 7-го семестра: по топографической анатомии и оперативной хирургии переднебоковой стенки живота, верхнего (2 занятия) и нижнего этажа брюшной полости и забрюшинного пространства. Методические разработки рассчитаны на занятия продолжительностью в 4 академических часа. Методические разработки составлены с учетом унифицированной схемы организации учебного процесса и единым планом построения и последовательности изучения данных тем на основе интеграции с клиническими дисциплинами. Методика изложена в соответствии с программой, общими и конкретными целями и задачами прохождения предмета на лечебных факультетах медицинских ВУЗов. Методические разработки составлены на основе многолетнего опыта кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии ММА им. И.М.Сеченова по изучению различных вопросов топографической анатомии и оперативной хирургии. В рекомендуемой литературе приведены основные работы, с которыми необходимо познакомиться преподавателю, осуществляя подготовку к занятию со студентами.
ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ И ЗАБРЮШИННОГО ПРОСТРАНСТВА.
Конечной целью обучения студента по топографической анатомии переднебоковой стенки живота, брюшной полости и забрюшинного пространства является: выработать умение применить знания по топографической анатомии этих областей для топографо-анатомического обоснования оперативных доступов и оперативных вмешательств на органах живота. Задача преподавателя - мотивировать учебное занятие, связать материал занятия с клиническими дисциплинами и полностью выполнить учебный план.
Общие цели и задачи
Научить студентов: 1. Самостоятельно, на трупном материале, с помощью внешних ориентиров уметь проецировать на кожу переднебоковой стенки живота органы брюшной полости и забрюшинного пространства. 2. Применять знания по топографической анатомии переднебоковой стенки живота для обоснования оперативных доступов к органам брюшной полости и забрюшинного пространства, для операций по поводу наружных грыж живота. 3. Используя внутренние ориентиры, самостоятельно находить на учебном препарате анатомические образования брюшной полости и забрюшинного пространства. 4. При разборе топографической анатомии фасций и клетчаточных пространств переднебоковой стенки живота, забрюшинного пространства уметь топографо-анатомически обосновывать возможные пути распространения гнойной инфекции и оперативные доступы для дренирования гнойных затеков. 5. Применить знания по топографической анатомии органов брюшной полости, забрюшинного пространства и крупных сосудов для обоснования доступов к ним при оперативных вмешательствах. 6. Применять знания топографической анатомии портокавальных анастомозов для обоснования диагноза заболеваний некоторых органов грудной и брюшной полости и забрюшинного пространства. 7. Использовать знания топографической анатомии регионарных лимфатических узлов и сосудов для определения возможного пути
9. На препарате области забрюшинного пространства студент должен уметь показать пояснично-реберный треугольник и знать, что к нему со стороны грудной полости примыкает внутригрудная фасция и плевра. Отметить практическое значение этого участка в клинике в связи с распространением гнойной инфекции и возможностью ранения плевры при расширении операционной раны за счет резекции ребра.
10. Обучить студентов осмотру и пальпации правой почки со стороны верхнего этажа брюшной полости; со стороны левого брыжеечного синуса - нижнего отдела левой почки, аорты, общих подвздошных артерий, мочеточника, семенных или яичниковых сосудов. Со стороны правого брыжеечного синуса - нижнего отдела правой почки, правого мочеточника и правых семенных или яичниковых сосудов. 11. Использовать знание внутренних ориентиров забрюшинного пространства для нахождения на препарате органов и основных сосудисто-нервных образований: аорты, нижней полой вены, пограничных симпатических стволов. Например, внутренним ориентиром для нахождения левого симпатического ствола – аорта. Левый пограничный ствол лежит рядом с наружным краем аорты. Правый пограничный симпатический ствол прикрыт нижней полой веной. 12. Студент должен знать топографию почек и надпочечников, их голотопию, скелетотопию, синтопию, капсулы, кровоснабжение, венозный отток, лимфоотток и иннервацию. При разборе синтопии почек преподаватель обращает внимание студентов на близкое расположение к воротам правой почки нижней полой вены, а к воротам левой почки - хвоста поджелудочной железы (возможность их ранения при операциях на почке), а также на дополнительные сосуды, идущие от аорты к верхнему и нижнему полюсам почек (возможность их пересечения без предварительной перевязки при нефрэктомии). 13. При разборе топографии мочеточников, преподаватель обращает внимание на их взаимоотношение о яичковыми (яичниковыми) сосудами, на отток венозной крови по правой и левой яичковой вене (развитие варикозного расширения вен семенного канатика чаще слева.
Контроль итогового уровня знаний студентов (устно) Итоговый контроль проводится путем решения ситуационных задач. Примеры ситуационных задач 1. В хирургическое отделение доставлен больной с диагнозом тромбоз верхней брыжеечной артерии. Перечислите отделы кишечника, в которых в связи с этим было нарушено кровоснабжение. 2. После операции аппендэктомии у больного образовался межкишечный абсцесс в правой брыжеечной пазухе. Укажите, куда в дальнейшем может распространиться гнойный затек.
Заключение преподавателя по данной теме, оценка знаний и самостоятельной работы студентов, задание на дом.
метастазирования при онкологических заболеваниях органов живота и забрюшинного пространства. 8. Использовать знания топографической анатомии нервных сплетений брюшной полости и забрюшинного пространства для топографо-анатомического обоснования блокады этих сплетений при оперативных вмешательствах, при диагностике и лечении некоторых заболеваний.
Список основной литературы: А.В.Николаев – Топографическая анатомия и оперативная хирургия. Учебник. Москва, Гэотар-мед., 2007 Сборник ситуационных задач под редакцией А.В.Николаева, Москва, 2008
Список дополнительной литературы: Оперативная хирургия и топографическая анатомия: учебник под ред. В.В. Кованова. - М.: Медицина, 1978, 1985, 1995, 2001. Топографическая анатомия и оперативная хирургия: в 2 т. под ред. Ю.М. Лопухина. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. Основы оперативной хирургии / под ред. С.А. Симбирцева. — СПб: Гиппократ, 2002. Большаков О.П., Семенов Г.М. Лекции по оперативной хирургии и клинической анатомии. — СПб: Питер, 2001. Большаков О.П., Семенов Г.М. Оперативная хирургия и топографическая анатомия: практикум. — СПб: Питер, 2001. Гостищев В.К. Оперативная гнойная хирургия. — М.: Медицина, 1996. Золотко Ю.Т. Атлас топографической анатомии человека. — М., 1964-1967. - Т. 1, 2, 3. Кирпатовский И.Д., Смирнова Э.Д. Клиническая анатомия: в 2 т. - М.: МИА, 2003. Кованов В.В., Бомаш Ю.М. Практическое руководство по топографической анатомии. — М., 1974. Кованов В.В., Аникина Т.И. Хирургическая анатомия артерий человека. — М., 1974. Кованов В.В., Аникина Т.И. Хирургическая анатомия фасций и клетчаточных пространств человека. — М., 1974. Кованов В.В., Травин А.А. Хирургическая анатомия конечностей человека. — М., 1983. Неттер Ф. Атлас анатомии человека. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003.
Место проведения занятий - учебная комната кафедры.
План проведения занятий и распределение учебного времени. Продолжительность одного занятия – 4 учебных часа
1. Проверка присутствующих, организационные вопросы – 5 минут 2. Введение к теме занятия - 5 минут 3. Тестовая проверка самоподготовки - 10 минут 4. Подготовка к разбору учебных препаратов (время для проверки тест-карт) - 30 минут. 5. Разбор со студентами учебных препаратов - 90 минут 6. Итоговый контроль - решение ситуационных задач – 30 минут 7. Заключение преподавателя по теме - 5 минут 8. Задание на следующее занятие - 5 минут.
ТЕМА: «ТОПОГРАФИЯ ПЕРЕДНЕБОКОВОЙ СТЕНКИ ЖИВОТА»
Цели занятия Научить студентов: I. Применить знания внешних ориентиров, мышечно-фасциальных и сосудисто-нервных образований переднебоковой стенки живота для топографо-анатомического обоснования доступов к органам брюшной полости. 2. Уметь использовать знания слабых мест переднебоковой стенки для топографо-анатомического обоснования возникновения наружных грыж живота. 3. Уметь дать топографо-анатомическое обоснование образования различных видов паховых грыж.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|