Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оснащение учебного занятия




I. Учебный препарат: невскрытый труп с отпрепарированной передней брюшной стенкой (областью косых мышц, прямых мышц живота, пахового канала). Передняя брюшная стенка откинута в виде лоскута к паховым областям.

2. Скелет.

3. Учебные таблицы: а) "Передняя брюшная стенка (вид спереди)"; б) "Передняя брюшная стенка (вид сзади)"; в) "Топография пахового канала"; г) Схема портокавальных анастомозов; д) Поперечный распил переднебоковой стенки живота выше пупка; е) Схема опускания яичка в мошонку.

4. Набор хирургического инструментария для препарирования.

 

которые прилежат к синусам (важно для диагностики проникающих ранений брюшной полости и забрюшинного пространства).

3. Использовать внутренние ориентиры для нахождения двенадцатиперстно-тощекишечного изгиба (прием Губарева). При разборе топографической анатомии тонкой кишки обратить внимание на отношение к ней брюшины, длину брыжейки тонкой кишки в различных отделах, сосуды кишки, образованные ими аркады. По таблицам разобрать лимфатическую систему и иннервацию тонкой кишки. Обратить внимание также на особенности топографии начального и конечного отделов тонкой кишки, на наличие двенадцатиперстно-тощекишечного кармана и его значение в образовании внутренних грыж Трейтца.

4. Различать петли тонкой и толстой кишок, используя внешние топографо-анатомические признаки. Преподавателю необходимо указать на важность значения этих признаков при различных операциях на разных отделах тонкой и толстой кишки (аппендэктомия, свищ толстой кишки и т.д.

5. При разборе топографии илеоцекального угла, необходимо обратить внимание студентов на варианты расположения илеоцекального угла и варианты расположения червеобразного отростка, отношение отростка к правому мочеточнику и к правой фаллопиевой трубе (при тазовом расположении отростка), на различие в подвижности слепой кишки в зависимости от ее брюшинного покрова.

6. Студент должен знать отношение различных отделов толстой кишки к брюшине, и в связи с этим возможность повреждения экстраперитонеальных отделов ее ври внебрюшинных доступах к органам забрюшинного пространства: отношение различных отделов толстой кишки к органам верхнего этажа брюшной полости и забрюшинного пространства; об опасности ранения ветвей средней ободочной артерии при рассечении брыжейки и желудочно-ободочной связки при мобилизации желудка во время его резекции. При разборе топографии сигмовидной кишки указать на варианты расположения ее и различную длину брыжейки, отметить практическое значение этого различия (завороты).

7. При разборе кровоснабжения толстой кишки на учебном препарате преподаватель обращает внимание студентов на ветви верхней и нижней брыжеечной артерий, участвующих в ее кровоснабжении, на артериальный анастомоз (дугу Риолана), на критическую точку Зудека в брыжейке ректосигмовидного угла, на вены толстой кийки, лимфатическую систему и иннервацию толстой кишки.

8. Научить студентов показать на учебном препарате поясничной области слои задней брюшной стенки, различное направление мышечных пучков мышц этой области, проекций слабых мест и их значение в образовании поясничных грыж и выхода гнойников, фасции и слои забрюшинной клетчатки.

 

 

 

Затем рассматривают сосуды почек и надпочечников, мочеточники. Преподаватель обращает внимание студентов на возможные дополнительные сосуды, идущие от аорты к верхнему или нижнему полюсу почки, а также удвоение мочеточников.

Преподаватель проверяет ориентацию студентов в изучаемых областях и объясняет группе непонятные вопросы по препаратам, учебным и музейным препаратам, таблицам и слайдам.

 

5. Опрос и разбор топографической анатомии нижнего этажа брюшной полости по учебному препарату:

Задачи преподавателя: а) проверить выполнение студентами домашнего задания и степень самоподготовки на учебном препарате во внеучебное время; б) внести исправления и дополнения в выявленные знания студентов о строении данных областей, приводя примеры из клинической практики; в) направить внимание студентов на наиболее важные анатомические образования изучаемой области, знание которых особенно необходимо как при постановке диагноза, так и в выборе метода лечения.

При разборе материала и опросе студентов преподаватель должен руководствоваться следующими конкретными учебно-целевыми задачами для данного практического занятия: научить студентов:

а) использовать данные осмотра и пальпации внешних ориентиров передней брюшной стенки для определения оперативного доступа к органам нижнего этажа брюшной полости и забрюшинного пространства (см. внешние ориентиры передней брюшной стенки живота)

б) Находить внешние ориентиры области поясницы - остистые отростки двух нижних грудных и верхних поясничных позвонков, свободные концы XI-XII ребер для проведения паранефральной блокады, доступы к почкам и мочеточникам.

2. Находить условную границу между верхним и нижним этажами брюшной полости, сообщение между ними; карманы брюшины, синусы и борозды нижнего этажа брюшной полости; знать о сообщении правой боковой борозды и нижнего этажа брюшной полости, с подпеченочным пространством верхнего этажа брюшной полости и правым поддиафрагмальным пространством; на относительную изолированность левой боковой борозды за счет диафрагмально-толстокишечной связки.

При разборе топографии правого брыжеечного синуса следует обратить внимание на его относительную изолированность (в правом синусе чаще встречаются межкишечные абсцессы) за счет топографо-анатомического расположения подвздошной кишки. Левый брыжеечный синус не ограничен и имеет сообщение с брюшинным отделом малого таза (затеки при перитонитах). Разбирая топографию брыжеечных синусов, преподаватель обращает внимание студентов на органы забрюшинного пространства,

 

 

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

 

1. Проверка присутствующих, организационные вопросы.

 

2. Введение к теме занятия:

Преподаватель на нескольких примерах подчеркивает необходимость знания внешних ориентиров, особенностей послойного строения переднебоковой стенки живота, определения проекции внутренних органов на переднюю брюшную стенку, для топографо-анатомического обоснования хирургических доступов к органам брюшной полости, грудной полости, забрюшинного пространства и таза, а также знание топографии слабых мест передней брюшной стенки для обоснования хирургического лечения при возникновении наружных грыж живота.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...