Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контроль исходного уровня знаний




Каждый студент письменно отвечает на 2 вопроса тест-карт.

Примеры тестового контроля:

Вариант - I

I) Какими анатомическими образованиями ограничен левый брыжеечный синус: а) сверху... б) слева... в) справа....

2. Перечислите ветви верхней брыжеечной артерии, кровоснабжающие тонкую кишку.

Вариант - 2

1. Укажите топографо-анатомические взаимоотношения элементов почечной ножки: а) сзади…, б) несколько выше и спереди..., в) еще более кпереди и выше....

2. Дайте топографо-анатомическое обоснование возникновения артериомезентериальной непроходимости кишечника.

 

4. Самостоятельная работа студентов – разбор препарата сосудов кишечника и органов забрюшинного пространства.

Студенты изучают топографию верхней брыжеечной артерии и вены. Они должны обратить внимание на угол отхождения верхней брыжеечной артерии от аорты, отношение ее к поджелудочной железе и двенадцатиперстной кишке, уметь топографо-анатомически обосновать возможность возникновения артериомезентериальной непроходимости. Найти основные стволы верхней брыжеечной артерии, идущие к тонкому кишечнику и правой половине толстого кишечника, обратить внимание на архитектонику аркад в брыжейке тонкого кишечника, количество их и сравнить с аркадностью сосудов в брыжейке поперечно-ободочной кишки, обратить внимание на формирование дуги Риолана. На этих же комплексах рассматривают нижнюю брыжеечную артерию и вену, основные стволы этой артерии, идущие к левой половине толстой кишки. Преподаватель обращает внимание на хорошо выраженную пристеночную аркаду толстой кишки, на критическую точку Зудека, на нижнюю брыжеечную вену.

 

 

Оснащение учебного занятия

1. Учебный материал:

1. отпрепарированный труп - передняя брюшная стенка лоскутом откинута к паховым областям,

2. учебный препарат забрюшинного пространства,

3. учебный препарат области поясницы

4. комплекс органов по Шору,

5. скелет.

 

2. Наглядные учебные пособия:

а) Музейные влажные препараты: кровоснабжение тонкой кишки, топография крупных сосудов забрюшинного пространства, топография почек и мочеточников, топография нервных сплетений забрюшинного пространства;

б) Таблицы: кровоснабжение тонкого и толстого кишечника, схема портокавальных анастомозов, топография поясничной области, топография органов забрюшинного пространства, задняя стенка брюшной полости, горизонтальный и парасагиттальный распил поясничной области (схема по Г.Г. Стромбергу) - топография фасций и клетчаточных пространств, топография ножек и отверстий диафрагмы, реберно-диафрагмальный треугольник;

 

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

 

1. Проверка присутствующих, организационные вопросы.

 

2. Введение к теме занятия:

Преподаватель кратко мотивирует общие цели занятия, подчеркивая важность знания топографической анатомии изучаемой области для практического врача и особенно для врачей хирургического профиля.

Пример мотивации: 1) В приемный покой поступил больной с ножевым ранением переднебоковой стенки живота. Объективно: резаная рана размером 1,5x0,3 см и на 2 см справа от пупка. О ранении каких органов (в случае проникающего ранения в брюшную полость) должен подумать врач, зная их голотопию, и с чего следует начать оперативное вмешательство в данном конкретном случае?

Разбирая мотивации данной задачи, преподаватель обращает внимание студентов:

1. На тактику хирурга при поступлении больного (первичная хирургическая обработка раны и при проникающем ранении - срединная лапаротомия);

 

 

 

4. Студент должен знать механизм образования грыжевого мешка при скользящей грыже. При разборе механизма образования врожденной грыжи, кроме препарата, необходимо разобрать схему опускания яичка.

 

Контроль итогового уровня знаний студентов

Контроль усвоения материала проводится путем решения ситуационных задач, которые могут быть розданы студентам для письменного ответа на них или предлагаются для устного ответа. Примеры ситуационных задач.

Вариант 1.

Производится операция по поводу косой паховой грыжи. Разрезом 10 см параллельно и на 2 см выше паховой связки рассечено поверхностное отверстие канала и передняя стенка. Перечислите послойно, какие ткани рассечены.

Вариант 2.

Произведена операция аппендэктомии. Хирург произвел разрез кожи и подкожной жировой клетчатки косым переменным разрезом в правой подвздошной области. По линии кожного разреза рассечен апоневроз наружной косой мышцы живота. Расположенные глубже в поперечном направлении мышцы хирург тупо разъединил по ходу мышечных пучков. Назовите эти мышцы.

 

Заключение преподавателя по данной теме, оценка знаний и самостоятельной работы студентов, задание на дом.

 

Тема: ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ

ОРГАНОВ ВЕРХНЕГО ЭТАЖА

БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ

(2 занятия)

 

Цели занятий:

Научить студентов: I. Уметь применить знания по топографии органов верхнего этажа брюшной полости и их проекции на переднебоковую стенку живота для обоснования оперативных доступов и оперативных вмешательств;

2. Использовать знания хода брюшины, образования сумок и брюшинных карманов, сальниковой сумки, печеночных (поддиафрагмальных) и преджелудочной сумок верхнего этажа брюшной полости для обоснования доступов и распространения гнойных затеков;

3. Самостоятельно препарировать сосуды и нервы, желчные протоки на изолированных комплексах органов брюшной полости.

 

 

Оснащение учебного занятия:

1. Учебный анатомический материал - труп, в котором передняя брюшная стенка рассечена по границам области и откинута вниз.

2. Изолированные комплексы органов брюшной полости и забрюшинного пространства, выделенные по Шору.

3. Скелет.

4. Музейные препараты: топография печени, её сегментарное строение; топография желудка, кровоснабжение; топография поджелудочной железы; топография сальниковой сумки; топография печеночно-двенадцатиперстной связки.

5. Учебные таблицы: топография верхнего этажа брюшной полости; топография брюшинного мешка - сагиттальный распил; кровоснабжение и иннервация органов верхнего этажа брюшной полости; топография двенадцатиперстной кишки и поджелудочной железы.

6. Набор хирургического инструментария

 

ЗАНЯТИЕ I.

ТОПОГРАФИЯ БРЮШИНЫ, ЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ОРГАНАМ. СКЛАДКИ, СВЯЗКИ И СУМКИ БРЮШИНЫ.

ДЕЛЕНИЕ БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ НА ЭТАЖИ. ТОПОГРАФИЯ САЛЬНИКОВОЙ СУМКИ, ПЕЧЕНОЧНЫХ (ПОДДИАФРАГМАЛЬНЫХ) И ПРЕДЖЕЛУДОЧНОЙ СУМОК.

САЛЬНИКОВОЕ ОТВЕРСТИЕ. ПРЕПАРИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСОВ ОРГАНОВ БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ.

 

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

 

1. Проверка присутствующих, организационные вопросы.

 

2. Введение к теме занятия:

Преподаватель подчеркивает важность и необходимость знания топографической анатомии органов верхнего этажа брюшной полости для обследования, обоснования диагноза и хирургического лечения этих органов. Например, желудок и желчный пузырь часто являются объектом экстренных оперативных вмешательств. Брюшинные сумки и карманы (поддиафрагмальные пространства) верхнего этажа брюшной полости являются местом локализации и распространения гнойных затеков.

В качестве примера можно привести прободную язву желудка. При прободной язве передней стенки желудка содержимое желудка поступает (изливается) в преджелудочную щель, возможен затек в подпеченочное

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...