Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания по выполнению внеурочной самостоятельной работы




Основной задачей высшей школы является подготовка высококвалифицированного специалиста, способного в любых условиях, в том числе и при чрезвычайных ситуациях, к эффективной работе по выполнению своих функциональных обязанностей.

Для глубокого усвоения теоретических положений необходимым условием является активная самостоятельная познавательная деятельность студента. Именно в процессе самостоятельной работы наиболее успешно осуществляется изучение, осмысление и запоминание учебного материала. Решению этой задачи и должны помочь студенту методические рекомендации по организации самостоятельной работы по изуче­нию дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Правильно организованная самостоятельная работа студентов в процессе обучения способствует воспитанию у них привычки и устойчивых навыков повышения своей профессиональной компетенции, формирует потребность в самообразовании.

Самостоятельная работа студента в вузе рассматривается как важный элемент общей культуры и духовного богатства будущего высококвали­фицированного специалиста, способного непрерывно совершенствовать свое профессиональное образование и мастерство. Внутренняя установка студента на самостоятельную работу делает его учебную и научную деятельность целеустремленным, активным и творческим процессом.

Роль самостоятельной работы в системе обучения в общем виде можно охарактеризовать со следующих сторон:

а) самостоятельная работа способствует сознательному усвоению, углублению и расширению теоретических знаний;

б) в процессе самостоятельной работы формируются необходимые профессиональные умения и навыки, совершенствуются имеющиеся и вырабатываются новые умения и навыки творческого самостоятельного изучения и осмысления науки, применения полученных знаний на практике;

в) в процессе самостоятельной работы студент глубже осмысливает методы научного познания конкретной науки, овладевает необходимыми умениями творческого познания.

В содержание самостоятельной работы входит:

- проработка материала каждой лекции;

- самостоятельное изучение программных вопросов, указанных лектором;

- изучение научной литературы;

- подготовка к очередной лекции, практическим, семинарским, лабораторным занятиям, зачетам, экзаменам, написание аннотаций на прочитанную учебную и научную литературу;

- составление обзора литературы по конкретной проблеме;

- подготовка докладов, решение различного рода задач;

- выполнение работ учебно-исследовательского характера: написание эссе, реферата, контрольных, курсовых, дипломных работ.

Самостоятельная работа студентов в процессе лекции

Суть работы заключается в том, что в процессе лекции студент слушает, составляет конспект лекции (записывает ее), выполняет различные умственные операции по заданию лектора. Эта работа требует ряда умений:

а) слушать лекцию, выделять и записывать главное, отвечать на поставленные преподавателем в ходе лек­ции вопросы, ставить вопросы самому, составлять кон­спект;

б) выполнять такие мыслительные операции, как сравнение, анализ изучаемых явлений, осмысление и отбор рассматриваемых в лекции фактов и глубокое понимание выводов и обобщений, осмысление связи теории и практики.

Все это возможно при условии активного восприятия студентом даваемой в курсе лекций информации. Лектор всегда стремится помочь студенту понять и осмыслить материал каждой лекции в целях вооружения обучающихся системой знаний, ознакомить их с актуальными проблемами науки, сущностью связи теории и практики, помочь студенту в овладении культурой умственного труда, основы которой закладываются в процессе лекций.

Однако следует подчеркнуть, что используемые преподавателем приемы активизации самостоятельной познавательной деятельности на лекции дают свои положительные результаты только тогда, когда:

1) студент проводит систематическую самостоятельную работу над материалом каждой прослушанной лекции;

2) перед каждой последующей лекцией с целью первичного ознакомления с темой в соответствии с указанным преподавателем примерным кругом вопро­сов, просматривает соответствующую главу, параграфы учебника, методической или научной литературы.

Наиболее целесообразной является такая система работы, при которой студент работает с конспектом лекции в день ее прослушивания и записи, а накануне следующей лекции просматривает обработанный им конспект и соответствующую следующей теме лекции главу или параграф учебника, формулирует и записыва­ет вопросы, которые возникли в ходе самостоятельной работы по теме, прослушанной и выученной им лекции.

Такая система работы явится основой для активной, творческой умственной деятельности на лекции, что позволит студенту более осмысленно и рационально ее записывать, успешно овладевать системой научных знаний, умениями и навыками проведения творческой, учебно-исследовательской работы в системе обучения.

Методика домашней самостоятельной работы студентов по теме лекции

Домашняя самостоятельная работа включает в себя работу с конспектом лекций, учебной и научной литературой, рекомендованной лектором. В процессе лекции студент получил только первичное, общее ознакомление с проблемой. Цель домашней самостоятельной работы — дальнейшее осмысление, уточнение, усвоение знаний, запоминание (заучивание основных положений, определений), изучение вопросов, вынесенных лектором на самостоятельную работу студентов.

В учебной программе после раскрытия основных положений каждой темы даны задания на самостоятельную работу, в которых указаны нормативные правовые акты, учебники (учебные пособия), имеющиеся в библиотеке вуза, и дополнительная литература, необходимая для подготовки к семинарским занятиям. Студент должен изучить нормативные правовые доку­менты и подготовить на них краткую аннотацию, усвоить содержание разделов и глав по одному из учебных пособий, указанных в заданиях, и дополнить конспект лекции, записанной в ходе учебных занятий.

В организации домашней самостоятельной работы в этом случае целесообразно придерживаться следующей системы и методики:

1. Работа с конспектом лекции. Она включает в себя такие виды работы, как чтение конспекта, выделе­ние и подчеркивание основных положений, выводов, запись (для себя) на полях тетради вопросов, связанных с предстоящей проблемой, темой, их анализ, сопоставление, осмысление выводов.

2. Работа с учебником в целях дальнейшего усвоения, запоминания материала и расширения знаний. При этом надо сначала внимательно прочитать всю главу, рассмотреть и осмыслить схемы, таблицы, данные в учебнике, сопоставить материал лекции и учебника, записать на полях тетради положения из учебника, дополняющие материал лекции, выписать непонятные слова и уточнить их смысл по словарю, что дополнит данную в лекции и учебнике информацию и повысит уровень ее осмысления.

При работе с учебником по теме лекции особое внимание надо сосредоточить на вопросах, не освещенных в лекции, а вынесенных целиком на самостоятельное изучение. Целесообразно основные положения, данные в учебнике по этим вопросам, записать в свою тетрадь, а затем расширить этот материал на основе изучения научной литературы и нормативных правовых актов.

3. Систематизация, продумывание и запоминание всего объема материала, данного в лекции и учебнике по теме; построение на основе указанных источников полной информации в определенной системе по вопро­сам плана, данного в лекции, т. е. подготовка полного логически правильно построенного ответа по каждому из них.

4. Изучение рекомендованной по теме основной и дополнительной аппаратуры.

5. Проведение самоконтроля: самостоятельная постановка стержневых (основных) вопросов, установление связи изучаемого материала с ранее изученным по этим вопросам не только по данному предмету, но и родственным дисциплинам, решение и составление практических задач, основанных на изучаемом теоретическом материале.

Такая работа над материалом по каждой теме лекции — одно из условий повышения качества работы студента при подготовке к семинарским и практическим занятиям.

Работа с текстом книги или статьи

Работая с печатным текстом, важно понять, что каждое слово, словосочетание, фразеологический оборот несут определенную смысловую нагрузку. Если в книге, статье встретились незнакомые вам или непонятные слова, то их смысл обязательно нужно уточнить. В тоже время многие студенты не пытаются установить правильное значение новых слов ни при помощи словарей, ни каким-либо другим способом. Такое пренебрежительное отношение к незнакомым словам порой приводит к непониманию важнейших положений изучаемого материала и приблизительному, поверхностному усвое­нию смысла прочитанного, а иногда и его искажению. Для того чтобы избежать подобных ошибок, рекомендуется вести терминологический словарь.

Важным моментом работы с книгой является выделение ключевых слов и фраз, т. е. тех слов и предложений, которые несут основную смысловую нагрузку текста, раскрывают его главную мысль. Для этого в процессе чтения нужно постоянно проводить мысленный анализ текста, акцентируя внимание на основных положениях.

Осмыслению текста способствуют также выписки, закладки, подчеркивания. В этой работе рекомендуется придерживаться определенной системы. Подчеркивание можно сделать тонкой линией, толстой, жирной, волнистой, прерывистой, двойной и т. д. Каждая линия должна иметь свой смысл, значение. К примеру, жирная линия — главная, основная мысль; прерывистая — важный фактический материал.

Для выделения основных моментов в тексте могут использоваться различные знаки. Например, воскли­цательный знак определяет важное место; вопросительный — вызывает у читающего сомнение, требующее дополнительной проверки.

Составление плана и конспекта прочитанного

Более глубокому осмыслению и пониманию прочитанного материала учебника способствует составление студентом плана, в котором систематизируется все то, что было получено в результате мыслительной обра­ботки текста. Форма и содержание плана, его объем — это творчество студента. План может быть устным или письменным, но обязательно он должен раскрывать ос­новную мысль прочитанного материала.

Общие методики организации самостоятельной работы студентов рекомендуют прочитанный текст делить на части. При этом каждая часть должна содержать законченное сообщение по какой-либо проблеме, вопросу. Затем на основе выделенных ключевых слов, фраз формулируется главная мысль каждой части текста. Основная мысль всего текста может быть заголов­ком плана.

Другими формами разработки плана могут быть составление структурно-логических схем, рисунков, чертежей, опорных сигналов, раскрывающих содержание текста.

Более глубокому осмыслению, пониманию и запоминанию учебного материала способствует составление конспекта — систематизированной, логически связанной записи прочитанного. Конспектирование — это такая мыслительная обработка текста, которая приводит к его сокращению, но не искажает основного смысла.

В методической литературе выделяется несколько разновидностей конспектов: план-конспект; текстуальный конспект; свободный конспект; тематический конспект. Какой из них выбрать — это индивидуальное дело студента.

План-конспект составляется на основе созданного студентом плана. Каждый вопрос плана раскрывается необходимой информацией в виде цитат, таблиц, схем или свободно изложенного текста.

Текстуальный конспект — это набор цитат, связанных между собой логическим переходом. Он позволяет проанализировать и выявить спорные моменты в дословных высказываниях автора.

Свободный конспект включает в себя цитаты, выписки, собственные формулировки. Он может быть насыщен таблицами, рисунками, структурно-логическими схемами. Составление данного конспекта развивает способность кратко формулировать собственные мысли, обосновывать и аргументировать основные положения текста, расширять словарный запас.

Тематический конспект составляется для углубленного изучения и осмысления узко специализированного вопроса рассматриваемой темы.

Самостоятельная работа при подготовке к семинарским занятиям

При подготовке к семинарским занятиям самостоятельная работа должна проводиться наиболее интенсивно, т. к. в ходе семинаров студент имеет большую возможность проявить себя, показать свою активность, самостоятельность, индивидуальность, способность применять полученные теоретические знания при анализе практических проблем.

Семинарские занятия по курсу «Безопасность жизнедеятельности» проводятся по наиболее сложным разделам, темам, имеющим практическое значение, и имеют своей целью:

— закрепить знания, полученные во время лекций и самостоятельной работы с учебной литературой;

— расширить и углубить представления студентов по наиболее актуальным теоретическим и практиче­ским проблемам обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и гражданской защиты населения;

— сформировать и развить практические навыки и умения, необходимые для будущей профессиональной деятельности;

— осуществить контроль за качеством усвоения студентами учебного материала.

Подготовку к семинарскому занятию лучше начинать непосредственно после лекции по данной теме. Рекомендуется проводить ее в определенной последовательности.

Начинать подготовку необходимо с доработки конспекта лекции по соответствующей теме, далее следует ознакомиться с планом семинара, содержанием учеб­ных вопросов, выносимых для обсуждения, а также списком рекомендованной литературы и перечнем нормативно-правовых актов.

При распределении времени на подготовку к семинарскому занятию нужно учесть следующие моменты: когда, какие источники, по какой проблеме следует найти и изучить; когда и по каким вопросам подготовить краткие письменные ответы, выступления или доклады. Самостоятельная работа должна быть спланирована таким образом, чтобы подготовка к семинарскому занятию равномерно распределялись на все время, оставшееся до занятия.

В дальнейшем необходимо подобрать литературу и нормативно-правовые акты, которые рекомендованы для подготовки к занятию. Для более углубленного изучения того или иного вопроса, выносимого на семинарское занятие, нужно обязательно просмотреть дополнительную литературу. Это даст возможность выбрать те источники, где имеются ответы на поставленные учебные вопросы.

В процессе изучения основной и дополнительной литературы, а также нормативно-правовых актов рекомендуется делать необходимые выписки, составлять тезисы своих будущих выступлений. Записи, отражающие со­держание вопросов семинара, лучше вести в той же тетради, в которой конспектируются лекции по курсу «Безопасность жизнедеятельности». Такая концентрация всей информации по проблеме в одном месте позволяет студенту активно участвовать в обсуждении всех вопросов семинара и исключает наиболее распространенную ошибку: готовиться к выступлению только по одному вопросу. Подробный конспект будет хорошим подспорьем при подготовке к зачету и экзамену и может пригодиться в будущей профессиональной деятельности.

Подготовка к семинарскому занятию предполагает не только поиск ответов на вопросы, поставленные в плане семинара. Любая теоретическая проблема должна быть осмыслена студентом с точки зрения ее связи с реальной жизнью и возможностями реализации на практике.

Подготовка доклада или сообщения должна проходить примерно по такой схеме: консультация у преподавателя по содержанию предстоящего доклада или сообщения, списку литературы и документов; подбор литературы, составление плана доклада; написание полного текста; продумывание методики изложения подготовленного текста. При свободном владении материалом, безусловно, лучше излагать содержание доклада доходчивым, разговорным языком, используя примеры из практики, художественной литературы и стараясь поддерживать контакт с аудиторией. Для полного успеха следует предварительно потренироваться в изложении своего сообщения. На выступление с докладом (сообщением) на семинарском занятии отводится, как правило, 12— 15 минут.

Для того чтобы доклад (сообщение) был интересным, студенту необходимо:

— полно и глубоко раскрыть проблему, опираясь на нормативно-правовую базу и теоретические источники;

— проявить самостоятельность мышления, логику и доказательность высказываемых суждений и предложений, их остроту и злободневность, а также умение использовать и критически оценивать литературные источники;

— показать связь рассматриваемых проблем с жизнью, практикой профессиональной деятельности;

— быть готовым к ответам на возможные вопросы аудитории.

По заочной форме обучения на аудиторные занятия по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» отводится около 10%времени, отводимого на аудиторные занятия по очной форме обучения, поэтому лекции для студентов-заочников носят проблемно-установочный характер.

В ходе самостоятельной работы студенты должны в полном объеме изучить нормативно-правовые акты, указанные в списке литературы и дать на них краткую аннотацию. Каждую тему учебной программы необходимо хорошо усвоить и законспектировать по одному из учебных пособий, указанных в заданиях на самостоятельную работу.

Образовательные технологии для изучения данной дисциплины для инвалидов и лиц с ОВЗ подбирают в зависимости от вида нарушений здоровья – опорно-двигательного аппарата, слуха или зрения.

В аудиториях имеются специальные рабочие места, предусмотренные для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...