Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2. Мотивация как фактор эффективности самостоятельной работы

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

   

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Москва 2013


Составители:

Е.М.Емышева, М.С.Стефко.

При участии Е.Н. Евсеевой, А.В. Корчинского, И.А. Коссова, А.М.Перлова, Е.И.Сафоновой.

 

 

Рекомендовано Методическим советом РГГУ

Протокол № 2 от 20.06.2013

 

 

Рекомендовано РИСО

Протокол № 6 от 24.06.2013

 

Материал опубликован в Электронной библиотеке РГГУ

 

© Российский государственный гуманитарный университет

 


Содержание

Введение ……………………………………………………………………4-8

Раздел 1. Планирование и организация самостоятельной работы …9-16

Раздел 2. Мотивация как фактор эффективности самостоятельной работы……………………………………………………………………….17-19

Раздел 3. Методическое руководство самостоятельной работой ……20-22

Раздел 4. Виды и формы самостоятельной работы ……………………23-40

Раздел 5. Методическое обеспечение самостоятельной работы………41-44

Приложения…………………………………………………………………45-62

Список литературы……………………………………………………………63


Введение


Организация самостоятельной работы обучающихся является одним из важнейших вопросов в условиях реализации компетентностной модели образования. Это связано не только с увеличением доли самостоятельной работы при освоении учебных дисциплин, но, прежде всего, с современным пониманием образования как жизненной стратегии личности. Мотивация к непрерывному образованию, общекультурные и профессиональные компетенции становятся необходимым ресурсом личности для успешного включения в трудовую деятельность и реализации своих жизненных планов. Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.

Усиление роли самостоятельной работы обучающихся означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, овладевать способами адаптации к профессиональной деятельности в современном мире. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Студентоориентированная направленность высшего образования подразумевает широкое участие обучающихся в образовательном процессе, возможность реализации их академических свобод, переход от коллективной к индивидуальной форме обучения, повышение ответственности за результаты.

Под самостоятельной работой обучающихся сегодня понимается вид учебно-познавательной деятельности по освоению основной образовательной программы высшего профессионального образования, осуществляемой в


определенной системе, при партнерском участии преподавателя в ее планировании и оценке достижения конкретного результата.


В настоящее время в вузах существуют две общепринятых формы самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума. Аудиторная самостоятельная работа проводится под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию.

Внеаудиторная самостоятельная работа – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа обучающихся по формированию общекультурных и профессиональных компетенций, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Таким образом, самостоятельной работа может быть как в аудитории, так и вне ее. Сами виды и формы самостоятельной работы пересекаются, во многом дополняя друг друга. Тем не менее, рассматривая вопросы самостоятельной работы обучающихся, обычно имеют в виду в основном внеаудиторную работу. Организация внеаудиторной самостоятельной работы представляется наиболее трудоёмкой, но необходимой для реализации компетентностного подхода в образовании. В связи с чем, в данных рекомендациях основное внимание уделяется этой форме работы.

Самостоятельная работа представляет собой важнейшую составляющую компетентностно-ориентированного образовательного процесса и служит достижению следующих целей:

· формирование навыков самообразования, развитие познавательных и творческих способностей личности как основополагающего компонента компетентности выпускника;


· формирование научно-исследовательских компетенций


обучающихся, способности к осуществлению самостоятельных научных проектов;

· внеаудиторное формирование общекультурных, профессиональных компетенций в рамках учебных дисциплин (модулей), позволяющее в ходе аудиторной работы перенести акцент с репродуктивных методик преподавания на инновационные технологии обучения.

Отсюда вытекают общие задачи самостоятельной работы:

· систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;

· углубление и расширение теоретических знаний;

· формирование навыков работы с литературой;

· развитие познавательных способностей и активности: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организо­ванности;

· формирование самостоятельности мышления, способностей к са­моразвитию, самосовершенствованию и самореализации;

· развитие исследовательских умений.

Успешность самостоятельной работы определяется рядом условий, к которым можно отнести:

· целенаправленное планирование и рациональную организацию;

· мотивированность обучающихся на выполнение заданий;

· эффективную консультационную помощь;

· разнообразие видов и форм самостоятельной работы;

· обеспечение обучающихся необходимыми методическими и информационными ресурсами с целью превращения самостоятельной работы в процесс творческий.

Организация самостоятельной работы обучающихся строится на основе федеральных и локальных нормативных документов.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) устанавливают общую трудоемкость по освоению основной образовательной программы и долю самостоятельной работы в ней.

Положение об основной образовательной программе высшего профессионального образования (ООП ВПО) РГГУ предлагает макет построения ООП ВПО и структуру учебно-методического комплекса с обязательным включением методических рекомендаций обучающемуся по организации самостоятельной работы.

Учебные планы по направлениям подготовки устанавливают трудоемкость отдельных дисциплин (модулей), ее распределение на аудиторные занятия и время для самостоятельной работы.

Положение об организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся определяет цели, основные виды и формы самостоятельной работы, порядок ее планирования и руководства, формы контроля.

Положение о системе контроля качества освоения ООП регулирует проверку регулярности и результативности самостоятельной работы обучающихся по формированию компетенций в рамках освоения учебной дисциплины, осуществляемую на протяжении семестра посредством текущего контроля успеваемости.

Положение об учебно-методическом комплексе (УМК) РГГУ регулирует требования к разработке УМК нового поколения – совокупности учебно-методических материалов, способствующих эффективному формированию компетенций обучающихся в рамках учебной дисциплины (модуля). УМК должен включать методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся, ее планирование и организацию.

Также при планировании и организации самостоятельной работы обучающихся следует руководствоваться рекомендациями по методическому обеспечению ООП ВПО, рекомендациями по использованию инновационных технологий в учебном процессе, рекомендациями по проектированию и использованию оценочных средств при реализации ООП ВПО.

Данные рекомендации предназначены для преподавателей Университета с целью оказания помощи в планировании и организации эффективной самостоятельной работы обучающихся как одного из видов учебной деятельности в рамках реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО.



Раздел 1. Планирование и организация самостоятельной работы


Рациональное планирование и организация самостоятельной работы обучающихся являются важнейшим условием ее эффективности.

Планирование самостоятельной работы является процессом и результатом постоянного согласованного взаимодействия групп - разработчиков ООП, деканатов, кафедр, преподавателей и библиотеки университета. Их основная задача – организация учебной деятельности в максимально подготовленной для этого образовательной среде. Таким образом, уровень организации учебной деятельности и качество образовательной среды напрямую связаны с эффективностью самостоятельной работы обучающегося и успешностью освоения им компетентностно-ориентированной образовательной программы.

Планирование самостоятельной работы направлено на формирование логически выстроенной, прозрачной, понятной, доступной и эффективной системы организации самостоятельной работы и её оценки.

При этом необходимо помнить, что самостоятельная работа обучающихся выполняет в учебном процессе несколько функций:

• развивающую (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, совершенствование интеллектуальных способностей обучающихся);

• информационно-обучающую (учебная деятельность обучающихся на аудиторных занятиях, неподкрепленная самостоятельной работой, становится мало результативной);

• ориентирующую и стимулирующую (процессу обучения придается ускорение и мотивация);

• воспитательную (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста);

• исследовательскую(новый уровень профессионально-творческого мышления).

В основе самостоятельной работы обучающихся лежат следующие принципы: развитие творческой деятельности, целевое плани­рование, личностно - деятельностный подход.

Самостоятельную работу можно назвать эффективной только в том случае, если она организована и реализуется в образовательном процессе как целостная система на всех этапах обучения.

Можно выделить несколько объективных закономерностей организации самостоятельной работы обучающихся:

· значение и объёмы самостоятельной работы возрастают по мере продвижения от курса к курсу;

· творческая составляющая самостоятельной работы также возрастает по мере обучения;

· в процессе организации самостоятельной работы возникает потребность в методическом руководстве со стороны преподавателя;

· применение информационных технологий становится частью организации и мониторинга самостоятельной работы обучающихся на всех её этапах;

· большое значение самостоятельной работы (а также её большой вес в общей нагрузке обучающегося и преподавателя) в процессе обучения предполагает необходимость специальной подготовки преподавателей в различных возможных форматах (курсы повышения квалификации, методические рекомендации по организации и планированию самостоятельной работы, интернет-форум, семинар для обмена опытом).

Структура данной системы закладывается на этапе разработки ООП ВПО, которая в дальнейшем дорабатывается и уточняется с учётом специфики направлений подготовки, возможностей вузов и запросов самих обучающихся.

 

Руководитель ООП ВПО является идеологом и своего рода заказчиком разработки методического обеспечения основной


образовательной программы, осуществляет постоянный


мониторинг и координацию самостоятельной работы в рамках образовательной программы.

На этапе разработки ООП ВПО:

· планируется самостоятельная работа обучающихся по семестрам;

· согласовываются её виды в рамках учебных курсов;

· устанавливаются межпредметные связи;

· устанавливается связь теоретических курсов с практиками;

· устраняется дублирование материала или, наоборот, выявляются лакуны в их содержании.

 

Деканат факультета:

· составляет график самостоятельной работы и ее контроля по факультету в целом, согласовывая объем и сроки заданий по всем дисциплинам (модулям);

· выделяет в течение учебной недели время для самостоятельной работы;

· контролирует деятельность кафедр факультета по организации самостоятельной работы обучающихся.

Вопросы содержательного характера относятся к компетенции кафедры. На этом уровне определяются основные направления, содержание, формы и методы подготовки обучающихся к самостоятельной работе.

Кафедры:


· определяют формы и виды самостоятельной работы обучающихся;

· определяют конкретное содержание материала, подлежащего самостоятельному изучению по каждой дисциплине в соответствии с учебным планом;

· определяют способ изложения его в методической литературе;

· определяют бюджет времени обучающихся;

 


· разрабатывают содержание специальных курсов (либо отдельных


· тем внутри дисциплины (модуля) по организации самостоятельной работы, основам научного исследования;

· обеспечивают контроль организации и качества выполнения самостоятельной работы;

· составляют график самостоятельной работы для обучающихся с указанием форм контроля по всем дисциплинам кафедры и сроков выполнения работ и представляет его в деканат факультета; (Приложение 1)

· регулярно обсуждают организацию СРС на заседаниях, посвященных организации методической работы;

· анализируют эффективность самостоятельной работы, вносят коррективы в учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы с целью ее активизации и совершенствования (см. Приложение 2,3)


· осуществляют мониторинг развития навыков самостоятельной работы и вырабатывает рекомендации по их совершенствованию.


Преподаватель является ключевой фигурой в разработке программ, методов самостоятельной работы обучающихся и их реализации:


· преподаватель как член команды образовательной программы определяет содержание самостоятельной работы, её формы и объём;


· распределяет задания для самостоятельной работы по темам дисциплины (модуля) в пределах часов, отведенных на самостоятельную работу;


· согласовывает сроки представления результатов с графиком самостоятельной работы;

· разрабатывает необходимое учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы по дисциплине (модулю);


· проводит консультации (индивидуальные и групповые);


· проводит инструктаж по методике выполнения задания;


· осуществляет текущий контроль хода выполнения заданий;


· оценивает результаты выполнения заданий;

· составляет график индивидуальных и групповых консультаций, который согласовывается с деканатом;

· осуществляет индивидуальную педагогическую поддержку обучающихся в самостоятельной работе, включает обучающихся в рефлексию проведённой работы и оценивает её результаты.


Библиотека:


· обеспечивает учебный процесс необходимой литературой, периодическими изданиями, электронными библиотечными системами;


· обеспечивает доступ к образовательным ресурсам, базам данных, (возможность выхода в Интернет);


· организует занятия по информационной эвристике, имеющие целью познакомить обучающихся с организацией работы в библиотеке университета в целом, работы с библиографической информацией, методами поиска информации;

· оказывает помощь в организации самостоятельной внеаудиторной работы с фондами библиотеки, электронными базами данных.


 


Учебно-методические кабинеты, участвуя в организации самостоятельной работы:


· оказывают содействие преподавателям в методическом обеспечении ООП ВПО;

· оказывают организационно-методическую помощь обучающимся;


· формируют фонды учебной, учебно-методической, справочной


· литературы для обеспечения самостоятельной работы обучающихся;

· предоставляют возможность работы в локальной информационной сети учебного заведения;


· оказывают содействие обучающимся в организации научно-


исследовательской работы.

Подразделение технических средств обучения развивает и внедряет систему новейших информационных и коммуникационных технологий как составной части образовательного процесса:


· обеспечивает техническое сопровождение самостоятельной работы;


· разрабатывает и внедряет в учебный процесс технологии тестирования;

· обеспечивает техническое сопровождение научных студенческих конференций, семинаров, лекций и т.п.;

· готовит проектную документацию и внедрение стационарных решений по техническому оснащению аудиторного фонда вуза по заявкам руководителей ООП;

· обеспечивает использование специализированных аудиторий и технического оборудования для организации самостоятельной работы и консультирования.

В процессе самостоятельной работы обучающийся приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, саморефлексии и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.

Самостоятельная работа должна оказывать важное влияние на формирование личности будущего специалиста. Каждый обучающийся самостоятельно планирует режим своей работы с учетом времени работы библиотеки, профильных лабораторий, компьютерных классов и т.п. Он выполняет самостоятельную работу по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Организацию самостоятельной работы можно условно разделить на три этапа: планирование учебной деятельности и её методическая подготовка; осуществление этой деятельности и её сопровождение; контроль, анализ результатов (с возможными изменениями в планировании самостоятельной работы).


Приступая к подготовке рекомендаций по организации самостоятельной работы (как в рамках учебно-методического комплекса, так и специальных методических документов), преподавателю необходимо иметь в виду следующие общие положения:


· уровень сложности и трудозатратности заданий должны быть осмыслены, связаны с общей структурой ООП и логикой изучения дисциплины и уровнем подготовки обучающихся;

· задания для самостоятельной работы должны быть методически обоснованы и связаны с работой в аудитории;

· самостоятельная работа должна быть обеспечена соответствующими методическими материалами (по видам работы), что позволит повысить её эффективность и отчасти позволяет освободить время преподавателя для консультирования по сути предмета;


· в зависимости от уровня подготовки обучающихся, желательно как можно раньше переходить от заданий воспроизводящего характера к заданиям творческим, с использование методов активного обучения;

· контроль за ходом самостоятельной работы (в режиме консультаций), доступность, адекватность и понятность критериев её оценки позволяют повысить качество обучения в целом.


Также при планировании самостоятельной работы важно представлять себе трудозатратность тех или иных действий обучающегося, необходимых для подготовки к занятиям или выполнению предложенных ему заданий.



Примерные трудозатраты обучающегося по видам самостоятельной работы составляют[1]:

 

подготовка к лекции 1,5-2 ч.
подготовка к лабораторному (практическому) занятию 1-1,5 ч.
подготовка к семинарскому занятию 2-4 ч.
подготовка к коллоквиуму 4-6 ч.
подготовка к контрольной работе, тестированию 3-6 ч.
самостоятельное изучение отдельных тем (вопросов), составление конспекта рекомендованной литературы 3-6 ч.
анализ неадаптированного текста до 3 ч.
подготовка эссе 1 ч.
написание реферата 6-10 ч.
написание курсовой работы 72 ч.
подготовка тезисов доклада 5 ч.
подготовка доклада к конференции 10 ч.
участие в НИР 2 ч. в неделю при наличии темы
составление аннотированного списка статей 3 ч.
подготовка презентаций 2 ч.
составление рецензий, обзоров 2 ч.
анализ понятий с помощью контент-анализа, ведение терминологического словаря 3 ч.
анализ проблемных ситуаций, подготовка к деловой игре 2-4 ч.
подготовка наглядных пособий, составление схем и таблиц примерно 2 ч. на пособие
подготовка к зачёту 18 ч.
подготовка к экзамену 36 ч.

 



Раздел 2. Мотивация как фактор эффективности самостоятельной работы


Активная самостоятельная работа обучающихся возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Мотивация - это совокупность факторов, стимулирующих и побуждающих человека к совершению какого-либо действия в рамках определенной деятельности. При этом деятельность, как правило, направляется несколькими мотивами одновременно.

Мотивация выполняет три регулирующие функции по отношению к действию:

· побуждающую, то есть дающую двигательный импульс или мотив для того, чтобы личность начала действовать;

· смыслообразующую, то есть придающую деятельности глубокий личностный смысл;

· организующую, то есть опирающуюся на целеполагание, когда сознанные мотивы превращаются в мотивы-цели.

Именно такая мотивационная иерархия лежит в основе познавательной

самостоятельности, формирование которой должно стать сутью образовательного процесса.

Познавательная активность, а, следовательно, способность к самообразованию у одних обучающихся носит генезисный характер, у других эти качества нужно формировать через такую организацию учебного процесса, когда самостоятельная работа становится ключевым звеном. Цель заключается в том, чтобы «научить студентов учиться», принимая во внимание следующие мотивирующие факторы:

1. Полезность выполняемой работы. Если обучающийся знает, что результаты его работы будут использованы в учебном процессе (на семинаре, в лабораторном практикуме, в НИР), при подготовке публикации или выступления на конференции, и т.п., то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить обучающегося, показать ему, какие компетенции (или часть компетенции) формирует выполняемая работа.

Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке.

Практикоориентированность заданий повышает интерес к профессиональной деятельности. Обучающийся будет активнее выполнять самостоятельные задания в ходе практики, если ее результаты будут применены при подготовке курсовых и квалификационной работ.

2. Участие обучающихся в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской, проектной работе, проводимой на той или иной кафедре.

3. Важным мотивационным фактором является использование практико-ориенированных методов и способов обучения. Это предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно-деятельностные игры. В таких играх происходит переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, его моделирование с выделением ведущих противоречий, а не просто приобретение навыка принятия решения. Первым шагом в таком подходе являются деловые или ситуационные формы занятий, в том числе с использованием новейших информационных технологий.

4. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ, студенческих научных обществах, дискуссионных клубах и т.д.

5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры. Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования обучающегося.

6. Поощрение обучающегося за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу.

7. Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление.

8. Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для обучающегося как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь обучающемуся раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.

 



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...