Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 5. Методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся

Методическое обеспечение самостоятельной работы является одним из ключевых условий реализации компетентностного подхода в образовании. Разработка учебно-методических документов нового поколения позволяет рационально построить и эффективно организовать самостоятельную образовательную деятельность обучающихся.

Центральную роль в методическом обеспечении дисциплины (модуля)

занимает учебно-методический комплекс (УМК) – совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному формированию компетенций обучающихся. УМК позволяет распределить учебный материал между аудиторными занятиями и самостоятельной работой, планировать ее в рамках отведенного времени.

В состав УМК должны входить материалы, обеспечивающие все виды и формы учебной работы, в том числе самостоятельной, и реализацию образовательных технологий.

Типовая структура УМК включает рабочую программу дисциплины (модуля); планы семинаров; планы лабораторных (практических) занятий и методические указания по их проведению; методические рекомендации обучающемуся по организации самостоятельной работы.

Рабочая программа дисциплины (модуля) является базовым методическим документом. Она определяет структуру и содержание обучения, объем и виды аудиторной и самостоятельной работы обучающихся. Рабочая программа включает систему текущего и промежуточного контроля знаний; оценочные средства, включающие контрольные вопросы, тематику письменных работ, примеры тестов, вариантов контрольных работ и заданий; учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).

Планы семинаров, лабораторных (практических) занятий являются


методическими документами, организующими самостоятельную


работу обучающихся по подготовке к этим видам аудиторных занятий, а также их проведение.

Методические рекомендации обучающимся по организации самостоятельной работы предназначены для рационального распределения времени обучающегося по видам самостоятельной работы и разделам дисциплины. Они составляются на основе сведений о трудоемкости дисциплины, ее содержании и видах работы по ее изучению, а также учебно-методического и информационного обеспечения. По каждому разделу учебной дисциплины (модуля) указываются формы и задания для самостоятельной работы, примерное количество часов на ее выполнение, рекомендации по выполнению заданий и критерии их оценки. В рекомендациях могут быть указаны: материалы, необходимые, для выполнения заданий (разделы книг, статьи и т.д.), ссылки на планы семинарских занятий и лабораторных работ, сценарий деловой игры, указана внутренняя взаимосвязь и преемственность всех видов работ по формированию заявленных компетенций. Методические рекомендации могут быть представлены как в текстовой, так и в табличной форме.

Кроме указанных учебно-методических документов, в состав УМК могут входить рабочая тетрадь студента (РТС), методические рекомендации по подготовке письменных работ, методические рекомендации по изучению отдельных тем (вопросов), другие методические материалы, обеспечивающие самостоятельную работу обучающегося, направленные на формирование общекультурных и профессиональных компетенций.

В УМК также могут входить методические материалы, целесообразность для самостоятельной работы которых определяется преподавателем. Например, конспект-организатор, сборник документов, тексты ситуаций для анализа, сценарии деловых и ролевых игр, ридеры, словари терминов и персоналий и т.п.

Отдельно разрабатываются и не включаются в УМК программы учебных и производственных практик междисциплинарного характера, материалы по итоговой аттестации.

Эффективность самостоятельной работы обучающихся во многом зависит от наличия и качества учебной литературы. Учебники и учебные пособия должны органически включаться в образовательный процесс, определяя различные формы самостоятельной работы обучающегося.

Учебники и учебные пособия должны выполнять не только информационную, но и организационно-контролирующую и управляющую функции.

Управляющая функция проявляется в рубрикации, в текстовом выделении основных положений учебного материала, в наличии структурно-логических схем, выявляющих взаимосвязь учебных материалов, в обобщающих выводах.

Для повышения эффективности самостоятельной работы обучающегося учебники и учебные пособия должны также дополняться методическими материалами, выполняющими направляющую роль. Они должны обращать внимание на особенности изучения отдельных тем и разделов, помогать отбирать наиболее важные и необходимые сведения из содержания учебного пособия, а также давать объяснения вопросам программы, которые обычно вызывают наибольшие затруднения. Организационно-контролирующая функция учебного пособия проявляется при переходе к активным формам обучения, способствующим развитию у обучающихся навыков самостоятельной работы.

Постановка обучающегося перед необходимостью выбора и принятия решения может быть реализована с помощью учебных пособий, в которых создаются условия для самоконтроля и самокоррекции в процессе самостоятельного изучения материала. Принимая решения и отбрасывая неверные ответы, обучающийся встречается с необходимостью не просто усваивать информацию, а анализировать ее, исключая несущественное, делать выводы и таким образом подходить к верному ответу на поставленный вопрос. Обучающийся включается в активный познавательный процесс, сопровождающийся формированием приемов самостоятельной умственной деятельности.


Подробнее познакомиться с правилами подготовки и оформления учебно-методических документов можно в Рекомендациях по методическому обеспечению основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО).

Макет методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся представлен в Приложении 9.

 


 

Приложение 1

График самостоятельной работы обучающегося [3]

График самостоятельной работы (по неделям) в ___ семестре 20…-20… уч.г.

обучающегося ______________________________________________________________

___________________________________________________________________________

(курс, группа, направление, профиль,факультет)

___________________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество обучающегося)

дисциплина                                            
  *                                          
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             

 

* указывается вид самостоятельной работы

Подпись декана_______________

Подпись обучающегося__________________


Приложение 2

Таблица анализа эффективности СРС по дисциплине [4]

 

Анализ эффективности самостоятельной работы обучающегося

______________________________________________________________________

(курс, группа, направление, профиль, факультет)

______________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество обучающегося)

по дисциплине_________________________________________________________

преподаватель _________________________________________________________

 

тема форма СРС критерии оценки оценка обучающегося (баллы) комментарий обучающегося комментарий преподавателя
1 2 3 4 5 6
           
           
           
           
           
           
           
           

 

Подпись преподавателя _____________________

Подпись обучающегося _____________________


Приложение 3

Таблица анализа эффективности СРС по семестрам [5]

 

Анализ эффективности самостоятельной работы обучающегося __________________

_________________________________________________________________________

(курс, группа, направление, профиль,факультет)

_________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество обучающегося)

в ___ семестре ________________ уч.г.

Дисциплина (модуль) форма СРС критерии оценки оценка обучающегося (баллы) комментарий обучающегося комментарий преподавателя
1 2 3 4 5 6
           
           
           
           
           
           
           
           

 

Подпись декана _____________________

Подпись обучающегося _____________________

 


Приложение 4

Индивидуальный план-отчёт о самостоятельной работе по дисциплине [6]

 

Индивидуальный план-отчет о самостоятельной работе обучающегося _________________

_____________________________________________________________________________

(курс, группа, направление, профиль,факультет)

_____________________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество обучающегося)

по дисциплине(модулю) ________________________________________________________

№№ пп тема самостоятельной работы сроки выполнения задания форма и вид представленого задания оценка о выполнении задания (баллы) развернутый комментарий преподавателя
         
      Письменно: конспект, бюллетень, рис., графические работы и др.     Устно: доклад, выступление, мульти-медиапрезентация и др.,  

 

Подпись преподавателя __________

Подпись обучающегося _______________________

 

 

Приложение 5

Индивидуальный план-отчёт о самостоятельной работе по семестрам [7]

 

Индивидуальный план-отчет о самостоятельной работе обучающегося

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

(курс, группа, направление, профиль,факультет)

_____________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество обучающегося)

в ____ семестре _________уч.г.

№№ пп Название дисциплины Тема самостоятельной работы Сроки выполне ния задания Форма и вид представленого задания Оценка о выполнении задания (баллы) развернутый комментарий преподава теля
1 2 3 4 5 6
        Письменно: конспект, бюллетень, рис., графические работы и др.     Устно: доклад, выступление, мульти-медиапрезентация и др.,  

 

Подпись декана _____________________

Подпись обучающегося _____________________


Приложение 6

Анализ ошибок студентов. Обучение, построенное на ошибках студентов

По материалам блога об университетской педагогике edagogieuniversitaire.wordpress.com

 

«Ошибка как инструмент обучения» - так называется книга Жан-Пьера Астолфи, опубликованная впервые в 1997г. и регулярно переиздаваемая до сих пор. Посвящена она простому вопросу: каков статус ошибки в образовательном процессе. Традиционно, считается, что функция преподавателя состоит в том, чтобы указывать на ошибки и по их наличию/отсутствию оценивать работу студентов. Вместе с тем анализ характера ошибок может и должен служить основой как для «настройки» курса под конкретную аудиторию, так и способом организации самостоятельной работы студентов.

Вид ошибки Как исправить
Ошибки, связанные с формулированием задач или непониманием основных принципов работы Проверить насколько четко, ясно и понятно сформулированы задачи, поставленные перед студентом, нашло ли это отражение в программе курса. Следует помнить, что задачи лучше формулировать короткими фразами, последовательно описывая этапы работы, а также указывать сроки выполнения и критерии оценки. Обсуждение и разъяснение студентам задач конкретной работы поможет избежать недопонимания или вовремя его устранить.
Ошибки, связанные с неверным пониманием задач (отсутствие опыта, другой язык описания) Нередко трудности возникают из-за различия «словарей описания» заданий, либо ложной очевидности их содержания. В данном случае необходимо обращать внимание студентов на употребление и значение терминов, «словарь» курса, структуру письменных работ, основные принципы конспектирования, подготовки к занятиям.
Ошибки, связанные с концептуальными расхождениями Для того, чтобы исправить ошибки такого рода, можно предоставить студенту возможность высказаться, объяснить свою точку зрения в рамках общей дискуссии. Как показывает практика, правильно выстроенная дискуссия может гораздо быстрее и эффективнее способствовать смене точки зрения и развитию студентов, нежели простая передача информации.
Ошибки, связанные с некорректным использованием методов работы Нередко студенты пытаются выполнять задания /решать задачи, используя общие подходы и методы, не обращая внимания на специфику материала и поставленных задач. В данной ситуации полезно:
  • обращать внимание студентов, особенно в начале курса на значение того или иного метода для выполнения заданий разного типа;
  • всякий раз объяснять выбор и преимущества того или иного метода;
  • предлагать задания, ориентированные на применение разных методов, особенно тех, которые вызывают наибольшие трудности у студентов;
  • обращать внимание студентов на причины такого рода ошибок и анализировать их.
 
Ошибки, связанные с выбором подходов и методов Часто студенты некритически подходят к выбору метода работы, что приводит к неудовлетворительным результатам. В таком случае предложите студенту объяснить свой выбор, суть метода и его отличия от стандартных методов решения предложенных задач. Полезно также обсудить проблему выбора методов в группе, что способствует развитию критического мышления в ситуации выбора подходов и методов работы.
Ошибки, связанные с чрезмерной загруженностью студентов Необходимо корректно рассчитывать время, которое понадобится студенту для выполнения того или другого задания. Если речь идет о проекте или заданиях, выполняемых в течение длительного времени, имеет смысл разбить его на отдельные части, этапы и контролировать выполнение каждого их них.
Ошибки, связанные с заимствованиями из других дисциплин, междисциплинарностью Иногда студентам сложно разобраться во взаимосвязях курсов, что приводит к смешению методов, терминологии или, наоборот, полному отказу от междисциплинарности. Для начала, преподавателю важно иметь представление о программе обучения в целом, а также о тех курсах, которые студенты уже изучили. Будет полезно специально обращать внимание студентов на общность и различие подходов разных наук к исследуемой проблеме. Предлагать для размышления или письменной работы интегрированные темы, опирающиеся на материал нескольких дисциплин, что имеет большой обучающий эффект, поскольку предполагает выстраивание межпредметных связей.
Ошибки, связанные со сложностью материала Ошибок, связанных с непониманием концепций, логики и внутренней организации дисциплины можно избежать, если основные концепции и проблемы представлены в структуре курса, преподаватель обращает внимание на наиболее трудные вопросы и предлагает задания, направленные на их отработку.

 

 


Приложение 7

Стратегии обучения

по материалам Центра образовательных технологий (Harriet W. Sheridan Center for Teaching and Learning), университет Брауна (США)

 

Диагностика персональных особенностей обучения не входит в обязанности преподавателя, его непосредственная задача – быть наблюдательным и реагировать на возможные изменения в методах обучения студентов (как бакалавров, так и магистрантов). Эта задача не должна пугать преподавателя, а наоборот, подвигать его:

· осмыслить свои методы, выяснить для себя на какой из типов мышления (линейный или нелинейный) они ориентируют студентов, определиться с форматом контрольных работ и тестов;

· определить для себя каким образом научить студентов учиться.

Разнообразие методов обучения непосредственно связано с основными интеллектуальными операциями. Овладение ими позволяет оживить учебный процесс, а также сделать его более продуктивным для большего количества студентов.

 

Восприятие

Очень важно представлять информацию одновременно направленную на два способа восприятия. Чаще всего преподаватели работают со звуковым и визуальным восприятием, когда речь сопровождается изображением (слайды или диапозитивы). Другое сочетание – звук и движение - позволяет лучше усвоить материал, к примеру, в области визуального искусства. Таким образом, вопрос сводится к тому, как разнообразить подачу информации так, чтобы она не только была воспринята и сохранялась в памяти, но «срабатывала» в ответ на большее количество сигналов извне. Как было отмечено ранее, кому-то проще работать со звуковой и визуальной информацией, другие предпочитают опорные слова или визуально-пространственные конфигурации (схемы). В этой связи важно и то, что именно представлять. Преподаватель может дать определение (звуковая информация) и одновременно показывать на экране (визуализация слова) его точную формулировку. Этого может быть достаточно для запоминания.

Иногда более эффективным является «настройка» визуальной информации в соответствии с особенностями материала и восприятия учащихся. <…> Визуальная информация в виде графиков, диаграмм, иллюстраций может лучше передавать внешние и пространственные особенности предмета, чем опорные слова, к которым преподаватель может постоянно возвращаться в ходе лекции.

 

Обучение и запоминание

Цель запоминания состоят в том чтобы:

· закрепить то, что было изучено,

· это позволяет информации отложиться в памяти и

· научиться воспроизводить то, что было изучено.

Это ключевая функция для того, чтобы заинтересовать студента. Информацию нужно представлять кратко, убедительно, увлекательно, продемонстрировать её важность и значение. Вопросы, ориентирующие на повторение материала, установление тематических связей между разными видами занятий (лекции, лабораторные занятия, семинары), отсылки к уже знакомому материалу позволяют лучше запоминать.

Анализ содержания, небольшое повторение или перепроверка также необходимы. Подготовка к занятию, особенно в части способа подачи информации, требует серьезных размышлений преподавателя. Мы можем предлагать какую-то информацию для закрепления материала. Повторение основной фразы, цитирование или изображение позволяют сконцентрировать внимание и помочь запоминанию. Повторение способствует лучшему запоминанию, усвоению и воспроизводству информации.

Использование в ходе занятия вопросов на повторение по основным пунктам темы, позволяют переходить от них к новой теме, связывая, таким образом, материал в систему. Часть вопросов могут касаться уже знакомого материала, а часть – незнакомого (из смежных областей, например), что позволит преподавателю проследить, как студенты выстраивают логические связи и насколько системно мыслят, а самим студентам – развивать эти навыки. Такого рода вопросы могут помочь уловить и понять причины непонимания и определить ту часть материала, которую необходимо повторить, проработать ещё раз, или, возможно, представить иным способом.

Другой способ успешного запоминания – это установление тематических связей между уже изученным на предыдущих занятиях материалом и тем, что изучается в данный момент. Такой подход предполагает, что память воспроизводит ранее полученную информацию, которая становится контекстом для той, что предлагается в настоящий момент. Такие связи могут вводиться посредством метафор, ключевых фраз, цитат, изображений, отсылками к текущим событиям в студенческом кампусе, штате, стране или университете и использоваться для того, чтобы закрепить информацию предыдущих занятий. Преподаватель может задавать вопросы поставленные, но оставшиеся без ответа на предыдущих занятиях, и отвечать на них, подавая информацию иначе (например, схема вместо текста). В этом случае курс можно представить как архитектурное сооружение, каждое занятие (лекция, лабораторная работа или семинар), будучи кирпичиком в этой системе, является основание для последующего и укрепляет систему в целом. Отсылки к разным «кирпичикам» (к тому, что уже изучено или будет через две недели) позволяют более эффективно связывать и запоминать информацию, т.к. создают общий контекст, связывающий её.

Другой способ сделать занятия более эффективными – задействовать обратную связь, даже если речь идёт о вопросах на уровне понимания значений. Такого рода вопросы дают преподавателю возможность оценить успешность обучения и собственных усилий. Еще важнее то, что такие вопросы дают студенту ощущение, что преподаватель заинтересован в его успехе. Готовность установить обратную связь (во время лекции, семинара, теста, в рабочей тетради) – показатель того, что учебная работа студента и преподавателя действительно совместная и тем более эффективной она может быть. Для этого преподаватель должен быть внимательным к возможному изменению восприятия материала со стороны студентов и, соответственно, менять способы подачи информации, используя другие методы работы с аудиторией. Разнообразие методов работы преподавателя во многом определяет успех обучения студентов.

Не менее важно научить студента работать в информационном пространстве, структурировать информацию, получать новую, пересматривать уж существующую, например, составлять тезисы, план-схемы, содержащие ключевые слова, устанавливающие причинно-следственные связи. Тезисы могут быть розданы студентам заранее, представлены на доске во время занятия. Также методическое обеспечение может включать метафоры, цитаты (из литературы, известных исторических деятелей), ключевые фразы, обзоры, слайды или иллюстрации. Любой из них может быть полезен как для самостоятельной, так и для аудиторной работы. В известной степени, всё это делает работу студента более продуманной, заставляет его рефлексировать. Создание условий для организации и осмысления информации позволяет сделать учебный процесс более понятным и продуктивным. Учёба – это открытие, но нужна помощь, чтобы сделать его неизбежным.

Существует великое множество вариантов преобразования информации студентами в содержательные, краткие и понятные для них блоки, фиксируемые в памяти. Их характер зависит от того какое восприятие (звуковое, визуальное, двигательное), а также стиль мышления для студента является предпочтительным. Опираясь на это, преподаватели могут вносить разнообразие методическую поддержку, планы своих занятий, вопросы, задания, которые он предлагает студентам на лекциях, семинарах, в лаборатории.

Формат контрольных (тестовых) заданий также должен учитывать особенности мышления и восприятия информации. Составляя их, следует иметь в виду, что:

· при ответе на вопросы могут быть задействованы разные типы мышления;

· необходимо учитывать и сам тип вопросов (например, вопросы на запоминание или понимание).

Некоторые студенты могут использовать разные типы мышления. Кто-то предпочитает вопросы с выбором ответа, а для кого-то они представляют определённую трудность. Некоторые студенты испытывают сложности с письменным изложением своих мыслей, но превосходно показывают себя в дискуссии. Именно поэтому разнообразие форм контроля должно включать как проверку определений, сравнение концепций, вопросы с выбором ответа, вопросы с открытым ответом, эссе, презентации студентов, составление отчётов, курсовые работы, трехмерное моделирование. Многие из перечисленных форм контроля задействуют разные виды памяти. Помогая студентам воспринимать, преобразовывать и запоминать информацию, на этапе оценки их работы мы можем отсылать их имеющемуся опыту и задействовать его. Работая в этом направлении, мы способствует многократному повторению уже изученного материала.

 

Когнитивные и мыслительные функции

Преподаватель и студент задействуют в процессе обучения свои мыслительные способности, используя отдельные элементы разных типов мышления (как линейного, так и нелинейного) для осуществления разных видов деятельности: целеполагание, суждение, абстрагирование, обобщение, создание концепций, поиск причинно-следственных связей, организацию, планирование и т.п. Это позволяет работать с цифрами, словами, произведениями искусства, действием. В конечном итоге, каждый студент может научиться использовать один или оба типа мышления (или их элементы), работая с текстом либо составляя своё суждение о произведении искусства.

Стремясь развить навыки мышления, преподаватель должен чётко понимать, какие мыслительные процедуры необходимы для выполнения заданий, предлагаемых студентам. На это этапе как никогда важна обратная связь, поскольку корректность отдельных процедур (поисковых, аналитических и пр.) отражается на качестве полученных знаний.

 

Средства выражения

Проблема разнообразия форматов представления студенческих отчётов и выполнения заданий обсуждается довольно широко. Важно отметить, что нередко студенты могут превосходно справляться с представлением информации в устной форме, терпя неудачу в письменных работах. Эти виды работы связаны с активностью разных полушарий головного мозга, а успешность этих видов работы не всегда определяется мотивацией, уровнем интеллекта или подготовки.

 

Развитие личности

Нередко, в своей работе преподаватель сталкивается с трудностями, связанными с особенностями личности студента, но прямо влияющими на его учебные достижения: внимание, мотивация, культурные ценности, ожидания, организованность. Отмечая эти особенности, преподаватель должен учитывать их в своей работе со студентами, корректируя и направляя их своими советами (в аудитории или на консультации) и предлагаемыми заданиями.

 


 

Приложение 8

Форма портфолио [8]

    УТВЕРЖДАЮ Руководитель ООП ВПО по направлению________________________ личная подпись И.О.Фамилия дата

ПОРТФОЛИО

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...