Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Адачи социальной работы с военнослужащими, несущими службу по контракту




— социальное и юридическое консультирование по всем вопросам, связанным с их правами и возможностями до и после увольнения, правами членов их семей, защита их интересов перед командованием части, вышестоящими инстанциями, органами местной власти, В случае нарушения таких прав офицер, осуществляющий социальную работу, направляет информацию об этом в порядке подчиненности и содействует восстановлению прав. В его обязанности входит разъяснение военнослужащим и членам их семей нормативной базы разрешения конфликтных ситуаций, оказание помощи в обращении в инстанции, компетентные разрешить конфликт.

Важную роль играет социально-педагогическая помощь детям военнослужащих, проведение педагогической коррекции с целью ликвидации трудностей в обучении, устранения воспитательных дефектов, социальной реадаптации детей и подростков, имеющих проблемы. Немалый воспитательный потенциал имеет система детских военно-спортивных лагерей, клубов и кружков, помогающая возродить у подростков представление о высоком социальном статусе воинской службы, уважение к труду родителей.

Одна из функций социальной работы в Вооруженных Силах — обеспечение благоприятных социально-бытовых и социально-экологических условий для военнослужащих. Улучшение условий труда и быта военнослужащих, устранение антропогенного загрязнения окружающей среды, несомненно, будет способствовать повышению трудоспособности военнослужащих и их способностей к социальному функционированию.

Одна из важных функций социальной работы — развитие социальных коммуникаций, ликвидация межличностной напряженности, конфликтов, сплочение воинских коллективов (особенно в закрытых военных городках, гарнизонах, надолго оторванных от семьи, общества). С этой целью применяются конфликтологические процедуры, технологии посредничества, методы групповой терапии в виде бесед, игр и т.д., тренинги общения и обучение коммуникативным навыкам, выявление психологической совместимости или несовместимости индивидов для комплектования наиболее жизнеспособных или стабильных коллективов.

наиболее распространены в работе с большими группами людей, к которым, безусловно, относятся и военнослужащие. Стимуляция положительных психологических реакций и подавление или сглаживание негативных реакций необходимы в условиях постоянного и вынужденного общения с другими людьми. Нужно учить людей смягчать отрицательные черты своего характера, практиковать аттрактивное (привлекающее) общение, которое нейтрализует возможную агрессию со стороны окружающих, разрешать проблемы на доконфликтной стадии. При помощи аутотренинга военнослужащие могут научиться управлять своими эмоциями, самовосстанавливаться после сильных нагрузок. Приведение такой работы возможно также в форме групповой терапии, т.е. в форме создания групп самопомощи и взаимоподдержки.

Определенный вклад в улучшение положения военнослужащих и их семей могут внести социально-экономическая работа, организация самопомощи и взаимопомощи семей военнослужащих, развитие элементов малого производства, кооперативных форм груда. Организаторы социальной работы могут выполнять функции консультантов и менеджеров, посредников в контактах ассоциации и объединений жен военнослужащих с органами социальной защиты населения, медицинскими учреждениями, другими органами и учреждениями.

Для смягчения напряженности в семьях военнослужащих, предотвращения конфликтов или кризисных ситуаций большое значение имеет развитие специальной системы семейного консультирования и семейной терапии. В случаях проживания вдали от больших городов наличие такой службы будет единственной возможностью для семей военнослужащих получить профессиональную помощь в стабилизации семьи.

Если в городах, в которых функционируют центры помощи семье и детям, создание особых учреждений для семей военнослужащих нецелесообразно по экономическим или иным соображениям, специалистам центров необходимо получить дополнительную подготовку с целью оказания военнослужащим и их семьям квалифицированной помощи.

Специфическими задачами социального работника в Вооруженных Силах являются обучение и переобучение уволенных военнослужащих и их жен гражданским профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, правильная психологическая ориентация и коррекция ожиданий, подготовка к неизбежному изменению образа жизни.

Культурно-досуговая деятельность в Вооруженных Силах, возможно, имеет гораздо большее значение, чем в других сферах жизнедеятельности. Она предоставляет возможность не только рекреации, восстановления утраченных сил, но и сплочения коллектива, нарушения монотонности воинской службы, проявления свободы. Социальный работник следит за регулярностью и равным доступом всех к культурно-досуговой деятельности, способствует более широкому приобщению к ней всех желающих, обеспечению соответствующим оборудованием и инвентарем.

 

64. Сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы. Общая характеристика основных видов технологий социальной работы.

Технология соц. работы - это последовательность действий специалистов по соц. работе, основанных на его профессиональном мастерстве, индивидуальной технике, направленных на активизацию личностных ресурсов клиента и достижению выхода из трудной жизненной ситуации.

Профессиональное мастерство - это сочетание личностно-деловых качеств и свойств личности специалиста по соц. работе, а также его значений и опыта.

Индивидуальная техника - совокупность умений и навыков, которая необходима для эффективного сопровождения клиента в целях преодоления его ТЖС.

Принципы:

1) пр. профилактической направленности

2) предоставление государственных гарантий в сфере реализации технологий соц. работы.

3) обеспечение равных возможностей в получении соц. услуг и их доступности для всех категорий клиентов

4) пр. последовательности всех видов технологий соц. работы

5) пр. преемственности

6) ориентация технологий на индивидуальные потребности клиентов

7) ответственность органов госуд-ой власти и учреждений, а также должностных лиц за результативность внедрения технологий соц. работы.

Виды технологий соц. работы (Басов Н.Ф):

1. Технологии первичного приема в соц. работе - это вид соц. консультирования, в ходе которого специалист по соц. работе проводит сбор информации о факторах, приветших к ТЖС клиента (категории, возраст, данные о фактическом и реальном месте проживания, наличие детей в возрасте до 18л.) оказание социально- консультативной помощи. На первичном приеме консультант определяет выбор методов для наиболее эффективного решения работы клиента. Социально- консультативная помощь:

- выявление лиц, нуждающихся в помощи

- работа с семьями клиентов

- консульт. помощь в обучении, проф. ориентации и трудоустройстве клиентов

- правовая помощь в пределах компетенции соц. службы

- формирование здоровых взаимоотношений и создание благоприятной соц. среды для клиентов.

Этапы первичного приема:

1) Подготовительный (подготовка документов для проведения)

2) Ознакомительный (беседа, в ходе которой выявляются причины). Документирование в журнале первичного приема получ. информации.

3) Диагностический

4) Идентификационный (совместно с клиентом формулируется проблема; восстановление картины развития ТЖС клиента; прогнозирование изменения ТЖС)

5) Планирование (разработка плана действий)

6) Предоставление соц. услуг

7) Завершающий (проводится оценка результатов первичного приема, подводится итог перечня соц. услуг для клиента)

2. Технология соц. патронажа в соц. работе

Патронаж - вид социального обслуживания, преимущественно на дому, клиентов группы риска, который заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении их жилищ социальными работниками, оказании им необходимой экономической, материально-бытовой помощи, проведении несложных медицинских манипуляций и т.д. (Холостова Е.И.)

Патронаж социальный – социальное обслуживание определенной категории граждан вне стационара, иными словами, нестационарные формы социального обслуживания престарелых и инвалидов (Басов Н.Ф.)

3. Соц. диагностика. Диагностика — общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе. Цель диагностики состояния социального объекта — установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.

Задачи социальной диагностики

— выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиента;

— определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях;

— описание диагностируемых особенностей клиента, когда это необходимо;

— ранжирование специфических свойств клиента.

4. Технология соц. профилактики в соц. работе.

Профилактика в соц работе – это научно-обоснованное и своевременное предпринимаемые действия, направленные на:

1) предотвращение возможных физических, психических, социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;

2) сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей;

3) содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутреннего потенциала. В профилактике нуждается все население, но в особенности люди входящие в группы повышенного риска. Методы профилактики имеют системный характер и направлены на искоренение источников стресса, как в самом человеке, так и социально-природной среде и одновременно на создание условий для приобретения человеком необходимого опыта решения возникающих перед ним проблем. Службы профилактики должны быть обращены к здоровым гражданам еще не вступившим в полосу предсказуемого жизненного кризиса. Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Методы профилактики включают обучение людей новым навыкам, которые помогают им достичь поставленных целей. Программы профилактики: 1- первичная профилактика – направлена на всех; 2- вторичная профилактика; 3 – третичная профилактика.

5. Технология соц. адаптации клиента. Соц. адаптация – адаптивные процессы в социальной работе и методика их регулирования. Адаптация проявляется:
1. Через смену ориентации человека
2. Через соц деятельность, общение и самосознание

Механизм адаптации в соц. деятельность включает:
Нужды индивида (осознание потребностей, которые являются мотивами принятия решения и побуждают к действию и соц. адаптации). В зависимости от достигнутых результатов механизм может повторяться, но на другом качественном уровне
Проблемы соц. работника: в случае неудачи найти слабую, недостаточно эффективную сторону механизма, внести коррекцию.

Социальное общение – механизм соц. адаптации, направленный на расширяющий круг усвоения соц. деятельности, при контакте с другими индивидами или соц. группами.
На адаптацию влияет – пол, возраст, соц. статус личности и тд.
Это не только вид деятельности и потребность, но и взаимодействие соц. работника с клиентом, которое необходимо расширять в системе соц. практики. Самый главные механизм в соц. практике – самосознание личности – механизм адаптации самой личности. При этом осуществляется формулирование и осмысление своей соц. принадлежности и принятие решений. Самосознание личности следует понимать как единый процесс общения и самосознания, соц. деятельности индивида.

6. Технология соц. реабилитации в соц. работе (см. 65вопр.)

7. Технология соц. терапии в соц. работе - это совокупность приемов и техник, обеспечивающих воздействие на клиента с целью его включения в соц. среду, развитию или компенсации способностей, выравнивание повышение соц. статуса.

Направления в соц. терапии:

1) Трудовая. Основана на активизирующем действии труда на психофизическую сферу человека.

2) Самовоспитание – активный процесс формирования человеком себя как личности в соответствии с поставленной целью на основе социально - обусловленных представлений об идеале собственного Я.

3) Поведенческая терапия. К обучающим навыкам относятся след. методы:

- выполнение клиентом различных функций в терапевтической группе

- организация свободного времени своего и других, инициатива в общих мероприятиях

- беседа о профессии, своих стремлениях.

Важную роль играют тренинговые занятия.

4) Арттерапия – совокупность психокоррекционных методик, имеющих различные особенности, определяется как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью технологии. Виды: изотерапия, цветотерапия, библиотерапия, иммаготерапия (воздействие через образ, театрализацию), музыкотерапия, вокалотерапия, танцетерапия

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...