Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Менеджмент в социальной работе: сущность, принципы и функции управления социальной работой.




Менеджмент в соц. работе - это система гибкого предпринимательского управления в обществе, направленная на эффективное регулирование соц. положения всех участников общественной жизни и на обеспечение из развития как субъектов всех видов общественных отношений на обеспечение достойного цивилизационного существования.

Объектами управления в соц. менеджменте явл-ся соц. работники, сотрудники служб и учреждений соц. защиты, также система взаимоотношений, которая складывается между людьми при оказании соц. помощи населению. Субъектом управления явл. руководящий состав служб и учреждений соц. защиты, также сформированные ими органы управления, наделенные управленческими функциями.

Функции управления- виды деятельности органов управления и должностных лиц, с помощью которых они воздействуют на управляемый объект.

Система функций, которая реализуется на трёх звеньях:

1. Предварительное управление: целеполагание, прогнозирование, планирование.

2. Оперативное управление: организация, координация, руководство и мотивация.

3. Заключительное управление: контроль, учет, анализ.

Целеполагание. Устанавливаются цели, механизмы достижения этих целей. Конкретные цели соц. работы формируются на основе анализа потребностей всех слоев общества в соц. защите. Процесс управления соц. работы будет эффективным, если будут взаимодействовать и согласовываться ближайшие и долгосрочные, тактические и стратегические цели. В качестве стратегической цели может являться наиболее полное удовлетворение потребностей всех слоев населения в социальной защите на базе передовых достижений в науке и научно-техническом прогрессе. В качестве тактической цели - удовлетворение потребностей нуждающихся в соц. защите слоев населения с учетом возможностей экономики. Стратегические и тактические цели управления соц. работой излагаются в концепции соц. работы и целевой модели управления соц. работой.

Прогнозирование – научно- аналитический этап соц. планирования, основа для состояния перспективных текущих и оперативных планов соц. работы, также означает выработку обоснованного суждения, представления о формах, видах, объемах и масштабов в ее будущем, ее возможных вариантах и сроках осуществления изменений.

Организация. Эффективность деятельности социальных служб существенным образом зависит от типа используемой организационной структуры управления. Под организационной структурой управления (ОСУ) социальной работой понимается совокупность элементов органа управления и устойчивых связей между ними, обеспечивающая ее целостность, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Основные требования к ОСУ: минимальное число звеньев и уровней управления, четкое распределение функций, устойчивость, непрерывность, оперативность и гибкость управления. Основными типами ОСУ, которые могут быть использованы при управлении социальной работой, являются следующие: линейные, функциональные, дивизионные, проектные и матричные. Линейные структуры, самые простые и экономичные, могут быть использованы на нижних уровнях управления однотипной деятельностью. Для управления разнотипными видами социальной работы на нижних уровнях применяются функциональные организационные структуры управления, на верхних — дивизионные. Проектные структуры целесообразно применять при управлении новыми или кратковременными видами социальной работы. Наиболее прогрессивными являются матричные ОСУ, которые могут быть эффективно использованы при проектировании и совершенствовании организации органов соц. защиты, научно-исследовательских и проективных учреждений.

Заключительный этап. (контроль, учет, анализ) этап реализации проекта, плана, программы когда подводятся окончательные итоги.

Существует ряд принципов, применяемых в управлении в сфере социальной работы:

1) принцип разумной управляемости (обычная норма управляемости колеблется от трех до семи непосредственно подчиненных руководителю исполнителей);

2) принцип делегирования полномочий (передача руководителем или вышестоящим органом части своих функций подчиненным без активного вмешательства в их действия);

3) принцип единоначалия (подчиненные должны получать приказания только от одного начальника);

4) направленность действий в сфере управления на достижение конкретных целей;

5) единство перспективного и текущего планирования, обеспечивающего его непрерывность;

6) контроль за реализацией принимаемых управленческих решений как важнейший фактор их эффективности;

7) многоплановое стимулирование творческой активности, успехов и достижений всего коллектива компании и каждого ее члена;

8) индивидуальный подход к каждому участнику коллектива, позволяющий максимально использовать его потенциал;

9) заинтересованность работника в повышении своей квалификации, постоянной учебе и овладении новыми знаниями и сферами деятельности;

10) ориентация на здоровый психологический климат в коллективе;

11) гибкость организационной структуры управления, позволяющей решать функциональные и управленческие задачи.

 

70. Основные исторические этапы развития психологической науки. Столяренко.

Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

Согласно древнегреческому философу Платону (427-347 гг. до н.э.), душа у человека существует, прежде чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании – воля) и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество – в груди, вожделение – в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека.

Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума.

Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение.

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

Термин "эмпирическая психология" введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Английский философ Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832-1920), создателя первой в мире психологической лаборатории. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.

Основоположником отечественной научной психологии считается И.М.Сеченов (1829-1905). В его книге "Рефлексы головного мозга" (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку вырвать психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.

Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г.И.Челпанову (1862-1936). Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института (1912). Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В.М.Бехтерев (1857-1927). Усилия И.П.Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы значительно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.

В начале XX в. в психологии возникает кризисная ситуация. Метод интроспекции не дал заметных результатов; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с физиологическими, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных направлений в психологической науке.

Бихевиоризм.
Основоположником данного направления является американский ученый Д. Уотсон. Психология как наука должна заниматься поведением, а не сознанием, душевными явлениями, которые не доступны научному наблюдению. По мнению, Уотсона, основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию. Поведение является или результатом научения (индивидуально приобретенного), или заученного репертуара навыков. Э. Толмен, К. Халл и Б. Скиннер (последователи Уотсона) - пришли к выводу, что связи между стимулами и поведенческими реакциями все-таки не являются прямыми.

Они опосредованы "промежуточными переменными" - контролирующим механизмом, знаниями и другие. Идеи бихевиоризма оказали благотворное влияние на лингвистику, антропологию, социологию, стали одним из истоков кибернетики, внесли вклад в разработку проблемы научения.

Когнитивная психология.
Ее представителями являются У. Найссер, А. Пайвио и другие. В поведении субъекта они отводят решающую роль знаниям. Центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Эта психология возникла под определенным влиянием теоретико-информационного подхода. Основное понятие когнитивной психологии - "схема". Она представляет собой план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях. Восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как устройство организма генотипом.

В итоге, когнитивной психологией были выявлены важнейшие свойства, присущие познавательной деятельности: избирательность, определяемость средой, неполнота познавательных схем.

Гуманистическая психология.
Представители такой психологии являются: Г. Оллпорт, Г. Мюррей, Г. Мэрфи, К. Роджерс, А. Маслоу. Они считают творческую личность человека предметом психологических исследований. Целью такой личности является самоактуализация, рост конструктивного начала человеческого "Я", а не потребность в гомеостазе, как считает психоанализ. Человек открыт миру, наделен способностями к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, рост, высшие ценности, смысл - эти понятия характеризуют базисные потребности человека. В. Франкл, автор концепции леготерапии, отмечает, что при отсутствии или потере интереса к жизни, человек испытывает скуку, предается пороку, его поражают тяжелые неудачи. В соответствии с этими представлениями гуманистическая психология разрабатывает рецепты психического благополучия личности.
Необычной ветвью гуманистической психологии можно считать и духовную психологию. Считая неправомерным ограничение предмета психологии явлениями душевной жизни, она обращается к области духа. Дух есть сила самоопределения к лучшему, дар усилить и преодолеть то, что отвергается. Духовность открывает человеку доступ к любви, совести и чувству долга. Она помогает преодолеть в себе кризис призрачности своего существования.

Гештальтпсихология.
Гештальтпсихология Возникла в Германии. Т. Вертгеймер, В. Келер и К. Левин выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Гештальтпсихология выступила против ассоциативной психологии В. Вундта и Э. Титченера, трактовавшей сложные психологические феномены в качестве выстроенных из простых по законам ассоциации. Понятие о гештальте (от нем. "форма") зародилось при изучении сенсорных образований, когда обнаружилась "первичность" их структуры по отношению к входящим в эти образования компонентам (ощущениям). Например, хотя мелодия при ее исполнении в различных тональностях и вызывает различные ощущения, она узнается как одна и та же. Аналогично трактуется и мышление: оно состоит в усмотрении, осознании структурных требований элементов проблемной ситуации, и в действиях, которые соответствуют этим требованиям (В. Келер). Построение сложного психического образа происходит в инсайте - особом психическом акте мгновенного схватывания отношений в воспринимаемом поле. Свои положения гештальтпсихология противопоставила также бихевиоризм, который объяснял поведение организма в проблемной ситуации перебором "слепых" двигательных проб, лишь случайно приводящих к успеху. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям.

Глубинная психология.
В 1806 г. возникло направление глубинной психологии. Основатель австрийский психиатр и психолог З. Фрейд (1856-1939). Фрейдизм приобрел громкую известность. В начале вел свои исследования как физиолог и врач - невропатолог Фрейд пришел к выводу, что физиологический подход к психике недостаточен, и предложил свою систему анализа душевной жизни человека - психоанализ. Со структурной точки зрения психика содержит, по Фрейду, три образования: "Я", "Сверх - Я" и"Оно", они локализованы в слое первичного психического процесса - в сфере бессознательного.

"Оно" - это место сосредоточения двух групп влечений:

влечения к жизни, или эроса, куда входят сексуальные влечения и влечение к самосохранению "Я";

влечение к смерти, к разрушению. "Оно" составляет движущую силу поведения, мощное мотивационное начало.

"Я" - это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый сознанием. "Я" воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма. Его основная функция - соизмерять влечения с требованиями враждебной индивидууму социальной сферы в интересах его самосохранения.

"Сверх - Я" - внутренний "надзиратель", составляет систему требований "Я" к "Оно". Данный слой психики формируется, большей частью, бессознательно в процессе воспитания (прежде всего в семье) и проявляется в виде совести.

Задача психоаналитика, как психотерапевта в том, чтобы выявить посредством анализа свободно всплывающих ассоциаций и сновидений пациента травмирующие его переживания, а затем помочь ему осознать их и, значит, освободиться от них.
З. Фрейд ввёл в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др. Однако уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сексуальные влечения определяют психическое развитие личности.

Адлер, основатель "индивидуальной психологии", отмечал отсутствие жесткой границы между сознанием и бессознательным.

Юнг в своём учении - аналитической психологии, "смотрел на человека в сфере того, что есть в нём здорового и крепкого, нежели с точки зрения его пороков".

Связать природу бессознательного ядра психики человека с социальными условиями его жизни пытались К. Хорни, Г. Салливен и Э. Фромм - реформаторы психоанализа Фрейда (неофрейдисты). Человеком движут не только биологические предопределённые бессознательные побуждения, но и приобретённые стремления к безопасности и самореализации (Хорни), образы себя и других, сложившиеся в раннем детстве (Салливен) влияния социоэкономической структуры общества (Фромм).

Основоположником отечественной научной психологии является И.М. Сеченов (1829-1905). В его книге "Рефлексы головного мозга" основные психологические процессы получают психологическую трактовку. Схема у них такая же, что и у рефлексов: берут они начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью - поступком, движением, речью. Сеченов этой трактовкой сделал попытку вырвать психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической её основой. Была не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.

Г.И. Челпанов (1862-1936) внёс большой вклад в историю отечественной психологии. Он создал в России психологический институт (1912).

В.М. Бехтерев (1857-1927) развивал экспериментальное направление с использованием объективных методов исследования. В1885 организовал экспериментальную психологическую лабораторию в России.

И.П. Павлов (1849-1936) изучал условно-рефлекторные связи в деятельности организма. Его работы значительно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.

Значительный вклад в развитие психологии ХХ в. внесли учёные Л.С. Выготский (1896-1934), А.Н. Леонтьев (1903-1979), А.Р. Лурия (1902-1977) и П.Я. Гальперин (1902-1988).

Л.С. Выготский ввёл понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, логическая память, разумная речь, произвольное внимание) как специфически человеческой, социально-обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психологического развития человека. Названные функции первоначально существуют как формы внешней деятельности, и лишь позже - как полностью внутренний (интрапсихический) процесс. Они происходят из форм речевого общения между людьми и опосредованы знаками языка. Система знаков определяет поведение в большей степени, чем окружающая природа, поскольку знак, символ содержит в свёрнутом виде программу поведения. Развиваются высшие психические функции в процессе научения, т.е. совместной деятельности взрослого и ребёнка.

А.Н. Леонтьев провёл цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесс "вращивания" (интериоризации) высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека.

А.Р. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений. Он явился одним из создателей новой области психологической науки - нейропсихологии.

П.Я. Гальперин рассматривал психологические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Сама психика в историческом плане возникает лишь в ситуации подвижной жизни для ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа.

П.Я. Гальперин - автор концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий). Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...