Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возникновение СППР. Принципы построения СППР




Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»

 
 

 

 

 


А. Н. Силаенков

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В РАЗРАБОТКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Учебное пособие

 

Омск

Издательство ОмГТУ

УДК 004:519.816(075)

ББК 32.97я73

С36

Рецензенты:

Н. В. Манюкова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. «Информационно-вычислительные системы» Омского экономического института;

А. В. Ярош, канд. техн. наук, доц., зав. каф. «Информационные
технологии» Омского филиала МФПА

 

 

Силаенков, А. Н.

С36 Информационные технологии в разработке управленческих
решений: учеб. пособие / А. Н. Силаенков. – Омск: Изд-во ОмГТУ,

2010. – 84 с.

ISBN 978-5-8149-1033-2

 

Изложены основные понятия информационных технологий в поддержке принятия решений, история их возникновения, структура, принципы построения и функционирования, классификация задач, современные методы решения задач принятия решений: имитационное моделирование, визуальное интерактивное моделирование, эвристическое программирование и компьютерное моделирование. Рассматриваются системы поддержки принятия решений (СППР) в различных предметных областях. Подробно рассмотрены информационные технологии в поддержке принятия решений в ситуационных центрах, системах управления территориальными образованиями, а также применение систем принятия решений в телекоммуникациях, торговле, банковском деле, страховании.

Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 080127.68 «Информационные системы в бизнесе».

Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета

УДК 004:519.816(075)

ББК 32.97я73

 

 

© ГОУ ВПО «Омский государственный

ISBN 978-5-1033-2 технический университет», 2010

1. Введение в информационные технологии

поддержки принятия

Возникновение СППР. Принципы построения СППР

Принятие решений – каждодневная деятельность человека, часть его повседневной жизни. Принятие решения в большинстве случаев заключается в генерации возможных альтернатив решений, их оценке и выборе лучшего варианта. Принять правильное решение – это значит выбрать такую альтернативу из числа возможных, в которой с учетом всех разнообразных факторов и противоречивых требований будет оптимизирована общая ценность, то есть она будет в максимальной степени способствовать достижению поставленной цели.

Поддержка принятия решений и заключается в помощи лицу, принимающему решение (ЛПР) в процессе принятия решений. Она включает:

- помощь ЛПР при анализе объективной составляющей, то есть в понимании и оценке сложившейся ситуации и ограничений, накладываемых внешней средой;

- выявление предпочтений ЛПР, то есть выявление и ранжирование приоритетов, учет неопределенности в оценках ЛПР и формирование его предпочтений;

- генерацию возможных решений, то есть формирование списка альтернатив;

- оценку возможных альтернатив, исходя из предпочтений ЛПР и ограничений, накладываемых внешней средой;

- анализ последствий принимаемых решений;

- выбор лучшего, с точки зрения ЛПР, варианта.

Компьютерная поддержка процесса принятия решений, так или иначе, основана на формализации методов получения исходных и промежуточных оценок, даваемых ЛПР, и алгоритмизации самого процесса выработки решения.

Формализация методов генерации решений, их оценка и согласование являются чрезвычайно сложной задачей. Эта задача стала интенсивно решаться с возникновением вычислительной техники.

В конце 60-х годов появляется новый тип информационных систем (ИС) – модель-ори­енти­ро­ван­ные СППР (Model-oriented Decision Support Systems – DSS) или системы управленческих решений (Management Decision Systems – MDS) и соответствующая им информационная технология.

В 70-х годах были разработаны критерии проектирования систем поддержки принятия решений (СППР) в менеджменте, а также аспекты создания СППР: анализ, проектирование, внедрение, оценка и разработка.

В 1981 г. R. Sprague и E. Carlson описали, каким образом на практике можно построить СППР. Тогда же была разработана информационная система руководителя (Executive Information System – EIS) – компьютерная система, предназначенная для обеспечения текущей адекватной информации для поддержки принятия управленческих решений менеджером.

Появление в начале 80-х годов персональных компьютеров позволило автоматизировать ведение учета и обработку данных даже небольшим компаниям, не имеющим высококвалифицированного управленческого и технического персонала. Для этой категории потребителей программного обеспечения были созданы приложения нового, коммерческого типа, интегрирующие несколько разных функций и позволяющие нескольким частям приложения манипулировать единожды введенными данными.

Начиная с 1990-х годов, разрабатываются так называемые Data Warehouses – хранилища данных.

В 1993 г. Е. Коддом (E.F. Codd) для СППР специального вида был предложен термин OLAP (Online Analytical Processing) – оперативный анализ данных, онлайновая аналитическая обработка данных для поддержки принятия важных решений. Исходные данные для анализа представлены в виде многомерного куба, по которому можно получать нужные разрезы – отчёты. Выполнение операций над данными осуществляется OLAP-машиной. По способу хранения данных различают MOLAP, ROLAP и HOLAP. По месту размещения OLAP-машины различаются OLAP-клиенты и OLAP-серверы. OLAP-клиент производит построение многомерного куба и вычисления на клиентском ПК, а OLAP-сервер получает запрос, вычисляет и хранит агрегатные данные на сервере, выдавая только результаты.

В начале нового тысячелетия была создана СППР на основе Web.

27 октября 2005 г. в Москве на Международной конференции «Информационные и телемедицинские технологии в охране здоровья» (ITTHC − 2005) А. Пастухов (Россия) представил СППР нового класса – PSTM (Personal Information Systems of Top Managers). Основным отличием PSTM от существующих СППР является построение системы для конкретного лица, принимающего решение, с предварительной логико-аналитической обработкой информации в автоматическом режиме и выводом ее на один экран.

Система поддержки принятия решений − комплекс математических и эвристических методов и моделей, объединенных общей методикой формирования альтернатив управленческих решений в организационных системах, определения последствий реализации каждой альтернативы и обоснования выбора наиболее приемлемого управленческого решения.

Задачами СППР является поддержка менеджеров в их работе, особенно в принятии решений. СППР имеет тенденцию совмещать одновременно систему обработки данных и систему поддержки офиса. Они берут много данных из их основной базы данных путем рутинной обработки транзакций и результаты анализа преобразуют в такие данные, которые содержатся в отчетах, подготовленных системой поддержки офиса, например, обработки текста (текстовый процессор).

Задача принятия решений – одна из самых распространенных в любой предметной области. Ее решение сводится к выбору одной или нескольких лучших альтернатив из некоторого набора. Для того чтобы сделать такой выбор, необходимо четко определить цель и критерии (показатели качества), по которым будет проводиться оценка некоторого набора альтернативных вариантов. Выбор метода решения такой задачи зависит от количества и качества доступной информации. Данные, необходимые для осуществления обоснованного выбора, можно разделить на четыре категории: информация об альтернативных вариантах, информация о критериях выбора, информация о предпочтениях, информация об окружении задач.

При создании СППР учитывается ряд принципов.

1. Машина должна вычислять, рассчитывать варианты, а человек − принимать решение.

2. Принцип Шоу: система должна быть такой, чтобы с ней мог работать даже неподготовленный пользователь.

3. Принцип «бюрократичности». Этот принцип связан с уменьшением потока информации, который должен доставляться человеку для принятия решения.

4. Принцип объектно-ориентированного моделирования при построении картины предметной области.

5. Принцип динамической структуры.

6. Принцип полноты информационного пространства.

7. Принцип интеграции информационного пространства.

8. Принцип децентрализации информационного хранилища.

9. И, наконец, принцип компонентной сборки прикладных режимов.

Поскольку принципы противоречивы, нужно искать компромисс между каждым из них.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...