Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Генерация решений с помощью экспертных систем




При решении ЗПР часто возникают проблемы, которые по различным причинам не могут быть формализованы и решены с применением разработанного в настоящее время математического аппарата. В этих случаях прибегают к услугам экспертов (системных аналитиков), чей опыт и интуиция помогают упростить проблему.

На работу эксперта оказывают влияние следующие факторы:

– ответственность за использование результатов экспертизы;

– знание того, что привлекаются и другие эксперты;

– наличие информационного контакта между экспертами;

– межличностные отношения экспертов (если между ними есть информационный контакт);

– личная заинтересованность эксперта в результатах оценки;

– личностные качества экспертов (самолюбие, конформизм, и др.).

Существуют различные методы математической обработки мнений экспертов. Экспертам предлагают оценить различные альтернативы либо одним, либо системой показателей. Кроме того, им предлагают оценить степень важности каждого показателя (его «вес» или «вклад»). Самим экспертам также приписывается уровень компетентности, соответствующий вкладу эксперта в результирующее мнение группы.

Экспертная система, используя знания, получен­ные от специалистов в данной предметной области, решает те же проблемы, экспертами в которых являются эти же специалисты, но только с применением компьютера.

Необходимо особо подчеркнуть, что существует принципиальное различие в характере использования экспертных методов в экспертных системах и в поддержке принятия решений. Если в первом случае от экспертов требуется формализация способов принятия решений, то во втором – лишь само решение как таковое.

3.2.3. Генерация решений на основе эвристических предпочтений лиц,
принимающих решения

Использование когнитивных карт. Процесс генерации решений, основанный на использовании когнитивных карт, можно подразделить на три последовательных этапа.

1. Формирование и анализ когнитивной карты

Когнитивная карта (карта познания) − это вид математической модели, представленной в виде графа и позволяющей описывать субъективное восприятие человеком или группой людей какого-либо сложного объекта, проблемы или функционирования системы. Теория графов предоставляет средства отображения структуры причинно-следственных связей: пути, циклы и концепты.

Элементы изучаемой системы или объекта называются концептами. Концепты в графе представляются вершинами, причинно-следственные связи − направленными дугами, связывающими концепты (рис. 5).

Рис. 5. Когнитивная карта

 

Популярность когнитивных карт объясняется относительной легкостью представления причинных связей (отношений) между концептами и общей структурой изучаемого объекта.

Методы построения когнитивных карт должны отвечать следующим требованиям:

– быть конструктивными и удобными;

– не требовать от составителя когнитивной карты предварительной спецификации концептов;

– быть тесно связанными с методами оценок результатов анализа так, чтобы в процессе принятия решений когнитивная карта могла служить советчиком и даже критиком ЛПР;

– точно отражать представления ЛПР о концептах и отношениях
между ними.

Существует несколько методов построения когнитивных карт:

1) на основе знаний и представлений ЛПР без привлечения экспертов и справочных материалов. Эффективность этого метода определяется квалификацией ЛПР;

2) на основе изучения документов. Этот метод имеет два преимущества: удобен и позволяет применять данные, которые использует сам ЛПР. Однако изучение документов экспертами – процесс достаточно трудоемкий;

3) на основе опросов группы экспертов. Преимущество этого метода в возможности агрегировать индивидуальные мнения и в базировании на большем (чем можно извлечь из изучаемых документов) диапазоне
оценок;

4) на открытых выборочных опросах. Этот метод может быть использован для построения сравниваемых когнитивных карт. Его достоинство заключается в предоставлении исследователю возможности вести активный диалог с источниками информации.

На этапе построения определяются основные факторы, влияющие на решение проблемы, и их причинно-следственные связи. Система поддержки принятия решений становится инструментом, облегчающим содержательный анализ этих связей, степень влияния различных факторов друг на друга и на систему в целом, помогающим эксперту или ЛПР неформальными методами выработать решение на основе проведенного анализа.

Формирование когнитивной карты может стать также исходными данными для последующих этапов генерации решения.

При анализе когнитивной карты рассматривают отношения причинности, которые могут иметь различные значения: положительное, отрицательное и ноль. При положительном значении тех двух переменных, которые она связывает, изменения происходят в одном направлении (необязательно со знаком плюс).

Поясним это часто используемым примером (см. рис. 5). Увеличение числа заводов вызывает рост потребления энергии, но также означает, что сокращение их числа должно привести к уменьшению потребления энергии.

При отрицательном значении отношения причинности увеличение значения одной из переменных, связанных этимотношением, вызывает уменьшение значения другой (и наоборот), т. е. их изменения происходят в противоположных направлениях. Так, увеличение цены на энергию приводит к сокращению еепотребления и соответственно уменьшение цены – к увеличению потребления. Нулевое отношение причинности показывает, что связи между двумя концептами нет.

Вывод. Увеличение цены на энергию приводит к улучшению качества окружающей среды.

В случае применения когнитивной карты как средства поддержки принятия решения возникают три проблемы.

1. Проблема оценки решений. Если в когнитивной карте есть несколько переменных (концептов), определяющих различные варианты решений, естественно возникает вопрос: какие переменные (т. е. решения) должны быть приняты, а какие отброшены?

Логично принять те решения, которые дают лучший положительный эффект и отбросить дающие отрицательный.

2. Проблема предвидения последствий принятия решения:

а) если значение некоторых переменных будет увеличено, а некоторых уменьшено, что произойдет со значением остальных переменных?

б) каковы будут последствия изменения знака у одной из переменных?

в) каковы будут последствия, если исключить некоторые переменные и ввести другие?

3. Объяснение результатов и принятие решения. Применение когнитивных карт, как правило, требует для принятия решения дополнительного анализа и интерпретации.

2. Создание базы знаний экспертной системы

После того, как на основе когнитивного анализа выработаны предложения или приняты решения о выполнении определенного набора действий (операций), в базу данных экспертной системы (или нескольких экспертных систем) записываются условия, при которых могут быть выполнены эти действия и детали в соответствии с создавшимися условиями. На основе этой информации, записанной в базе знаний, экспертная система в соответствии с конкретной обстановкой генерирует решение о порядке выполнения операций (действий).

3. Сценарий − последовательность действий, предпринимаемых
для достижения цели

СППР, рассматривая набор операций, полученный в результате когнитивного анализа или созданный в экспертной системе как исходные данные, формирует возможные сценарии − последовательности выполнения таких операций (действий). Сценарии могут различаться не только последовательностью действий, но и составом.

Сценарий может быть создан и без формального выполнения двух ранее указанных этапов.

При создании СППР для различных приложений могут быть использованы различные комбинации этапов генерации решений или один из них.

Генерацию возможных альтернатив решений можно реализовать следующими формальными методами:

- используя экспертные системы;

- путем комбинации различных операций, задаваемых экспертами или взятых из базы данных.

Экспертная система использует эвристические знания, получаемые от специалистов в данной предметной области. Для всех наиболее успешных применений экспертных систем характерна, по крайней мере, одна общая черта − они работают в одной ограниченной предметной области знаний. Попытки расширить предметную область, даже в пределах одной области знаний (например, в медицине), в подавляющем большинстве случаев успеха не давали.

При возникновении нестандартной ситуации предлагается набор возможных действий (операций). Если такой набор не предусматривается заранее, он может быть создан экспертом. Лицо, принимающее решение, или эксперт может указать возможную последовательность выполнения операций, а также отметить, какие операции могут выполняться параллельно. Эта информация хранится в базе данных вместе со списком операций. На основании этих данных, а также времени выполнения каждой операции могут создаваться возможные последовательности операций (варианты сценариев), и в дальнейшем возникает задача выбора наилучшего варианта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...