Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Древневосточная философия (индийские религиозно-философские учения).




Источники философского знания. Философия в соотношении с мифологией, религией, искусством, наукой.

Философия (греч. — любовь к мудрости), форма обществ, сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении ч-ка к миру; наука о наиболее общих формах и методах познания, наиболее общих законах развития познания, законах природы и общ-ва, их изменения и равития. Предметом ф. явл. познание познания (Аристотель: метафизика). Ф. помогает ч-ку понять самого себя, место в природе, мире. Такие науки как матем. и логистика (составляющие логики) явл. неотъемлемой частью ф. и представлены и используются сторонниками рационализма (Кант, Фихте, Гегель). Политика как одно из общ-ых явлений также входит в сферу ф. анализа и исследования, поскольку общество - один из осн. объектов извечных философии.. Осн. ф- ции: 1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответств. опр. уровню развития наки, культуры и ист. опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззр; 3) разработка общ. методолог. познания и деятельн. ч-ка в окр. мире.

Исторически 1-ой формой мировозр. знания явл. Мифология. Миф-гия – представл. собой осмысление и представл. мира и человека в фантаст. образах и сюжетах.

Осн. формы миф-гии: сказки, легенды, вымыслы, слухи. В осн. первобытной и антич. Миф-гии лежит олицетвор. природы, т.е. уподобление ее человеку, человеч. способу существования.

Как и наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему понятий, категорий. Однако в философии объект исследовани рассматривается через призму отношения человека к миру, в ней существует антропный принцип, всякий оценочный момент содержит элемент субъективности.

Философия и религия стремятся ответить на вопросы о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира, источнике добра и зла. Как и религии, философии присуще трансцендирование, то есть выход за границы опыта, за пределы возможного, иррационализм, в ней есть элемент веры. Однако религия требует беспрекословной веры, в ней вера выше разума, в то время как философия свои истины доказывает, апеллиру к разуму, к разумным доводам. Философия всегда приветствует любые научные открытия, как условия расширения наших знаний о мире.

Сходство философии и искусства состоит в том, что в их произведениях широко представлен эмоционально-личностный компонент, они всегда индивидуальны. Однако если философ выражает проблему с помощью понятий, абстракций, обращаясь к тонкости ума, то деятель искусства выражает проблему через художественные образы, пробиваясь к нашему разуму через пробужденные им чувства. И философия, и наука, и религия, и искусство создают свою картину мира, дополняя друг друга.

Древневосточная философия (индийские религиозно-философские учения).

Особенность- мир воспринимался так, как он существует. Бытие- совершенная логичная система, кот подчиняется принципам порядка и красоты. Мировоззрение природоцентрично, т е всё, что происходит в естественной среде явл эталоном гармонии. Цель чел-а проникнуть в тайны бытия, посредством интуиции, эмоц восприятия и др форм. Философская проблематика вплетена в восточную мифологию, религию и искусство. Формируется с 8 вднэ. В основе религии лежат сборники текстов- Веды. Первые сборники содержат в себе руководство для культов, ритуалов; гимны; повествования, необходимые для жрецов. Поздний сборник- Упанишад. Понятие Брахман, характ-ий принцип устройства мира, можно определ как духовную субстанцию (сущность мира), кот явл основой для сущ как природы так и чел-а. Одно из центр понятий- Атман (индивид дух начало или душа чел-а). Развивается теория о переселении душ (реинкарнация). Карма- закон справедливости Кастовая система: 1)Брахманы (с наил кармой- священнослужители), 2)Кшатрии (войны), 3)Вайшьи (торговцы, скотоводы, землевладельцы), 4)Шудры (рабы), 5)каста неприкасаемых (гильдия труда). Буддизм (6-5 вднэ) Явл на сегодня самой массовой религией, основоположник- Сиддхартха Гаутама. В основе- «Учение о срединном пути буддиста». (Определ образ жизни, избегать крайности, чел должен ориентир на дух развитие). Теорит ядро- «Учение о четырёх благородных истинах»: вся жизнь есть страдание, причина кот желания и страсти чел-а; избавишься от страданий, только если избавишься от желаний; избавившись от страданий можно уйти в нирвану (сфера реальности, при кот он испытывает абсол блаженство, покой, ощущение гармонии). Индуизм формируется в 1-2 внэ. Представляет собой разрозненную совокупность религии и филос школ. Санкхья- филос инд дуализма (цель- отвлечение духа от материи), Ньяя- школа, осн на законах логики, Вайшешики- школа (цель- освобождение индивидуального «Я»), Йога- школа (цель- контроль ума, посредством медитации, осознание между реальностью и иллюзией, достижение освобождения).

4. Древневосточная философия (китайские религиозно-философские учения). Особенность- мир воспринимался так, как он существует. Бытие- совершенная логичная система, кот подчиняется принципам порядка и красоты. Мировоззрение природоцентрично, т е всё, что происходит в естественной среде явл эталоном гармонии. Цель чел-а проникнуть в тайны бытия, посредством интуиции, эмоц восприятия и др форм. Философская проблематика вплетена в восточную мифологию, религию и искусство. Начин формироваться в 8 вднэ в рамках первого источника «Книги Перемен» (в ней содерж первые филос понятия и категории, осущ попытка, связанная с устройством миросоздания). Представление об устройстве мира исходили из осущ двух метофиз принципов- инь(жен нач, земля, стабильность) и ян(муж нач, свет, активн). Они противоположны и выраж динамику и изменчивость. Конфуцианство (6-5 вднэ)- соц-этикополитич теория (консервативная). Конфуций придерж идеи о сохр традиций и существ порядка. Главными в Конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь ("гуманность") - высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путём нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли ("этикета") - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т. д. Согласно конфуцианству, постичь жэнь могут лишь избранные, т. е. представители высших слоев общества; простолюдины же - не в состоянии постичь жэнь. Это противопоставление "благородных" простолюдинам и утверждение превосходства первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его последователей, - яркое выражение социальной направленности, классового характера конфуцианства. Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам так называемого гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но им развитую и обоснованную. Государь объявлялся "сыном неба", правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя признавалась К. священной, дарованной свыше, небом. Считая, что "управлять - значит исправлять". Конфуцианство придавало большое значение учению (об "исправлении имён"), которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция: "Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном". Совершенной моделью общ устройства явл семья.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...