Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии сознания. Структура сознания. Сознание и бессознательное.




В философии существует 2 направления исследования сознания:

1. Каким образом предметы и явления даны в сознании?(феноменология сознания)

2. Проблема существования сознания, попытки исследовать акты сознания.

Сознание в античности отождествлялось с душой. Не существовало рационального описания сознания, только метафора(дощечка из воска). Характерно понимание сознания, связанное с познавательным процессом. В средневековье вводится понятие духа(высшее проявление человеческого «я»). Выделяется особый компонент сознания – самосознание. По Фрейду, психика – основа человеческой жизни состоит из трёх сфер – бессознательное, сознание, сверхсознание.

Структура сознания представляет собой систему, включающую компоненты:
1. телесно-перцептивный (ощущения, восприятия, представления);

2. чувственно-эмоциональный (эмоции, аффекты, чувства, инстинкты);

3. логико-понятийный (понятия, логические умозаключения);

4.ценностно-мотивационный (идеалы, фантазия, воображение, интуиция).

Сознательное и бессознательное. Бессознательное - либо рефлекторное внесознательное действие (инстинкт, рефлекс, под гипнозом, в состоянии сомнамбулизма), не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, либо обозначение особой области психики, сосредоточившей в себе вечные влечения, мотивы, стремления, смысл которых определяется инстинктами и недоступен сознанию. На протяжении истории развития философской мысли, эти два значения сливались и взаимоподменялись.

Сознание и бессознательное.Бессознательное - иррациональное ментальной жизни человека, в основе которого лежит энергия либидо, являющаяся основанием для всех действий человека. Сублимация – перевод сексуальной энергии в творческое русло, адаптация к обществу. Сознание и бессознательное - два этих понятия привычны для современного человека и у простого обывателя не вызывают каких-либо вопросов. А было время, когда наука впервые заговорила о существовании бессознательного, и с этим сенсационным открытием связывались далеко идущие надежды изменить к лучшему судьбу всего человечества. Сначала в существование бессознательного многие отказывались верить, сводя все его проявления к физиологическим процессам. Затем, все таки, человечество признало тот факт, что сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека и, далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека актуально осознается им. Бессознательное не существует автономно и не неподвластно нам, бессознательное - это целый мир - такой же живой и реальный, как сознание человека, мир его рассудка, и, даже, безгранично шире и богаче последнего. Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, мышечные ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах. Бессознательное пытается "достучаться" до каждого из нас и, если прислушаться к сигналам, им посылаемым, наша жизнь могла бы наполниться новым содержанием. Мир бессознательного привлекает. Бессознательное можно и должно изучать.   30. Проблема определения понятий «человек» и «личность». Существование и тождество личности. Человек рассматривается как ИНДИВИД в качестве единичного представителя человеческого рода. Определение этого понятия не нуждается в каких-либо особых комментариях. ИНДИВИД - это всегда "один из многих", и он всегда безличен. В понятии "индивид" не фиксируются ни какие-либо единичные свойства человека, ни биологические и социальные его качества, хотя они, конечно, подразумеваются. Под ЛИЧНОСТЬЮ подразумевается прежде всего индивидуальность человека, причем не биологическая, а СОЦИАЛЬНАЯ. Мы могли бы сказать, что личность - это и есть социальная индивидуальность. Здесь человек рассматривается не только со стороны его общих и специфических социальных качеств, но и со стороны его индивидуальных социальных свойств. В конце концов, то, что делает человека личностью, - это, конечно, его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств, его социальная самобытность. Развивается личность и выполняет различные социальные роли в обществе благодаря своей деятельности. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность. Сам человек может думать о себе что угодно, строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в действительности, обнаруживается только в деле. Не случайно, конечно, Конфуций не только "слушал слова людей", но и "смотрел на их действия", а Аристотель писал, что победные венки получают лишь те, "кто участвует в состязаниях". Лишение индивида общения и возможности выбора деятельности, известной свободы действий отрицательно сказывается на развитии личности и ее самочувствии. Не случайно изоляция человека от общества и общения всегда считалась одним из самых суровых наказаний. Это вполне объяснимо, ибо постоянная изоляция и одиночество противоречат самой сущности личности. Но еще более отрицательное и страшное влияние на личность, приводящее к ее разрушению, имеет навязывание ей чужой воли и мыслей. Человек, полностью подчиненный чужой воле и лишенный собственного мировоззрения, собственных мыслей и взглядов, - это уже не личность. Безусловно, социальная среда, как мы выяснили, оказывает существенное влияние на формирование и поведение личности. Но не в меньшей степени личностные ориентации и поведение обусловлены внутренним, духовным миром человека. Не зря говорят, что каждый сам кузнец своей судьбы и счастья. Чем ярче у человека выражены интеллектуально-нравственные и волевые качества, чем больше его жизненные ориентации совпадают с общечеловеческими ценностями, чем в большей степени он положительно влияет на развитие и утверждение этих ценностей, тем ярче и значительней сама личность. Она как бы возвышается над своей природной основой и в известном смысле даже преодолевает ее, оставляя свой след и плоды своей деятельности и после своей биологической смерти. Во всяком случае личность, застывшая в своем формировании, в своих устремлениях, - это уже деградирующая личность.   31. Философское значение вопросов о смысле жизни и смысле смерти По поводу жизни и её смысла в ф-ии сложилось 3 подхода: 1.Оптимизм- счастье в жизни есть 2.Пессимизи – счастья в жизни нет 3. Скептицизм – счастье в жизни есть, но оно не достижимо. По поводу смерти существует 4 проблемы: 1.Естесвенной смерти 2.Убийтсва 3.Самоубийства 4.Эфтаназии Вопрос о смысле жизни на всех этапах развития философии был в центре внимания и был тесно переплетен с системой другими этическими вопросами – о жизни и смерти, добре и зле, совести и вере, свободе воли и предопределенности. В философии древней Греции наблюдаются различные решения данного вопроса. Сократ смысл жизни видел в счастье, достижение которого связано с добродетельной жизнью, трепетным отношением к законам, принятым государством, знанием нравственных понятий; Платон — в заботах о душе; Аристотель и его последователи — в доблестной жизни, стремлении стать ответственным гражданином государства; Эпикур и киренаики — в избежании неприятностей, достижении покоя и блаженства; Диоген Синопский — во внутренней свободе, презрении к богатству; Стоики — в является жизни, согласной с человеческой природой и покорности судьбе; Пифагор в научном знании совершенного числа души; Метродор в крепости тела и в твердой надежде, что на него можно положиться и т.д. XVII-XVIII век кроме расцвета науки принес ослабление влияния церкви и христианской этики. Постепенно как и в античной философии, вновь появляется разнообразие в воззрениях на смысл жизни в различных философских системах. Кант видел смысл жизни в следовании принципам нравственного долга, Фейербах — в стремлении к счастью на основе всеобщей любви людей друг к другу, Маркс и Энгельс — в борьбе за коммунистические идеалы, Ницше — в «воле к власти», английский философ XIX века Милль — в достижении выгоды, пользы, успеха. Смысл жизни стоит в развитии человека как самоцели, его всестороннем совершенствовании. Как писал Кант, существование человека «имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его силах, он может подчинить всю природу». А поскольку человек по своей сути существо общественное, то и смысл жизни его может быть найден только на пути сопряжения интересов и целей общества и личности. Общность индивида и рода, личности и социума дает основании оптимистически смотреть на бытие человека в мире и смысл его жизни. Трагизм индивидуальной смерти преодолевается тем, что человек и после смерти остается в результатах своей деятельности, своего творчества и благодарной памяти потомков. Для того, чтобы познать смысл жизни, ответить на вопрос «для чего мы живем?», необходимо, видимо, познать и смысл смерти и ответить на вопрос «для чего мы умираем?». Человек, по-видимому, единственный представитель земной фауны, который знает о неизбежности смерти и понимает ее значение небытия (животные могут интуитивно чувствовать, предчувствовать Нечто, что есть смерть, не осознавая ее значения). Страх небытия заставляет искать смысл жизни. Вопрос о смысле жизни—это вопрос о смерти (et versus). Сам поиск смысла жизни (существования)—есть реакция на знание о смерти.   32. Этика как раздел философии. Основные проблемы и категории этики. Этика – раздел философии, изучающий мораль и нравственность, основные проблемы, связанные с поисками моральных норм, стандарты поведения человека в обществе. Основные проблемы этики связаны с отношением человека к другим людям, а так же к самому себе. А так же проблема критериев добра и зла, проблема счастья, проблема смысла жизни и назначения человека. Этика не дает рецептов на каждый случай жизни. Она дает общее направление. Этика может помочь человеку, ведущему диалог с самим собой. Но не каждый человек способен к внутреннему диалогу. Этика помогает человеку не потерять себя, не растеряться."Этика –– искусство жить без печали." Этическое знание, выраженное в системе моральных норм и ценностей, существует не само по себе, а только в связи с человеком, его сознанием и деятельностью. Этика наделяет человека статусом творца и носителя нравственности, определяет его как изначальную ценность и конечную цель функционирования моральной системы. Уже самые ранние этические учения рассматривают человека в качестве единственного и высшего критерия определения практически заданной общественной природы морали. Именно мораль служит универсальным способом и средством самопознания и самосовершенствования личности. Она обеспечивает высшую общественную и личную целесообразность, поддержание гармонии человека и общества, устойчивости всех звеньев общественного бытия. Круг проблем этики: Этика изучает генезис, сущность, специфику морали; раскрывает ее место и роль в жизни общества; выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса. Рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий, как благо, добро, зло, долг и совесть, честь и достоинство, счастье и смысл жизни. Т.о. этика выступает не только как теория морали, изучающая сущность, специфику морали, но и человека как морального субъекта. Цель этики. По Аристотелю, цель этики не знания вообще, а содержание и оценка поступков. Аристотель впервые выдвинул этику как самостоятельную, независимую от философии науку. ЭТИКА – ЗНАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ, НАУКА О ТОМ, КАК ПРАВИЛЬНО ЖИТЬ И КАК СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ. Задачи. По Аристотелю главной задачей этики является исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме. Основные задачи: Теоретическое описание и объяснение морали: ее историю, нормы, принципы, идеалы… Дать анализ сущности морали в ее "должном" и "сущем". Учить морали, для того чтобы человек в дальнейшем смог выработать собственную стратегию "правильной жизни". Основные категории: Мораль – закон, необходимость выполнения определённых предписаний Нравственность – выражает возможность реализации добродетельных поступков Добро – нечто благоприятное, синоним Бога Зло – всё негативное, синоним разрушения, хаоса. Справедливость - внутренний принцип существования природы, как физический, космический порядок, отразившейся в социальном порядке. Совесть - способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.   33. Основные направления (этики) Основные направления и подходы, объясняющие сущность морального поведения: Гедонизм - философское направление этики, считающее радость и удовольствие высшим благом и условием счастья в жизни. Понятия гедонизма зачастую используется в негативном смысле для описания чисто материально ориентированного, корыстного взгляда на жизнь. Основоположником гедонизма считается Аристипп современник Сократа. Аристипп различает два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое движение души. При этом не делается различия между видами удовольствия, каждое из которых в своей сущности качественно похоже на другое. Путь к счастью по мнению Аристиппа лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Смысл жизни по Аристипу находится именно в физическом удовлетворении. Эвдемонизм - этическое направление, рассматривающее блаженство, счастье, удовольствие или пользу (одного или всех) как мотив и цель всех стремлений. Приверженцы эвдемонизма считали счастливым и в то же время добродетельным человека, духовные и телесные способности которого могут беспрепятственно развиваться, который благодаря всестороннему развитию этих способностей доставляет удовольствие себе и другим, так что ему обеспечены уважение современников и славная память потомков. Ригоризм – Критерий морали – необходимость выполнения долга. Ригоризм является существенной чертой этики Канта. Проявляется он в том, что по Канту, критерием нравственности может быть только долг. Нравственными признаются лишь те поступки, которые совершены по велению долга. Если поступок не противоречит требованиям долга или даже соответствует им, но совершается из других побуждений (например, из склонности), то он не является нравственным. Аскетизм - принцип поведения и образ жизни, характеризующийся предельно возможной воздержанностью в удовлетворении потребностей, «умерщвлением плоти», отказом от земных благ в целях достижения морального или религиозного идеала. критерием моральности поступков считается подавление чувственной потребности, культурное духовное развитие, страдания. Утилитари́зм— направление в этике, согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью. 34. Природа морали: И.Кант (категорический императив) и И. Бентам (утилитарный расчёт) Природа морали связана с возникновением древних архаичных обществ. Первые моральные понятия складываются в виде запретов(табу). Источником современной этики и морали являются представления античных философов, а так же христианская религиозная позиция, сформулированная декалогией. В современной этике существует 2 направления: 1) Деатология(учения Канта). Человек является свободным, обладает разумом, является автономным (самодостаточным). Эти три принципа обосновывают то, что человек – существо моральное. Человек имеет возможность и право формулировать моральные законы. Их соблюдение является всеобщим и обязательным. Эти моральные законы и есть категорический императив. Категорический императив — понятие, введённое Кантом в рамках его концепции автономной этики и призванное объединить идею о независимости нравственных принципов от внешней среды и необходимое единство этих принципов. Автономная мораль предполагает, что человеческая совесть, человек, сознание человека самостоятельно формулирует ему – конкретному индивиду – моральный закон, совесть, моральное сознание человека, но формулировка этого закона является единой для всех людей, общечеловечной. Получается, что каждый из нас сам себе формулирует закон, но фактически мы формулируем один и тот же закон. Он не от Бога, он не от животных нашей природы. Он носит априорный характер, он не выводим не из какого опыта. Кант настаивает на том, что человеческое в человеке – это то, что он сам себе формулирует моральный закон, причём этот моральный закон един для всех. Мы все себе формулируем один и тот же моральный закон. Это был очень важный момент в развитии морали и морального сознания. В определении самостоятельности морали и возможности вырвать её из религии. Фактически, Кант говорит, что и нерелигиозный человек может быть высоконравственным человеком. Потому что по Канту – подлинно нравственный поступок, и развитое моральное сознание – это тогда, когда ты поступаешь нравственно не потому, что ты ищешь какую-то выгоду, не потому, что ты боишься наказания свыше, а потому что ты не можешь по-другому поступать, потому что ты являешься человеком с совестью. Этот моральный закон, сформированный в нашей голове априори, Кант назвал категорическим императивом – моральный закон, который является априорным, закон нашего разума. Совесть формулирует для человека сама себе закон, но он является общечеловеческим законом. 2) Утилитари́зм — направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью. Зачатки утилитаризма содержатся уже в трудах древнегреческого философа Эпикура. В более полной форме учение было разработано Джереми Бентамом. Согласно классической формулировке Бентама, морально то, что «приносит наибольшее счастье наибольшему количеству людей». Основные разногласия в теории утилитаризма относятся к определению понятий пользы и счастья. Бентам и многие другие философы считали пользой максимальное превосходство удовольствия над страданием. Некоторые философы, например австралиец Петер Сингер, рассматривают «счастье», как наиболее полное удовлетворение предпочтений и желаний человека, даже если оно не связано с максимализацией удовольствия. Моральны те действия, которые приносят максимум пользы для максимального количества людей. 35.Аксиология как учение о ценностях. Виды и типы ценностей. Аксиология – один из современных разделов этики – учение о ценностях. Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулированный им в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность - полезность. Т.е ценность и польза две стороны одной и той же медали. В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте. Такой же онтологической и холистической трактовки относительно природы ценностей придерживается и вся платоническая ветвь философии, вплоть до Гегеля. Соответственно, аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае — показать возможности практического разума в общей структуре бытия. В широком смысле слова ценности можно разделить на материальные и духовные. Материальные ценности относятся к ценностям, определяющим повседневные потребности человека, например к вещам. В отличие от материальных, духовные ценности соответствуют умственной, эмоциональной и волевой способностям, или Истине, Добру и Красоте. Из этих двух видов ценностей аксиология Объединения в первую очередь имеет дело с духовными ценностями. Понятие ценности относится к свойству объекта, которое удовлетворяет желание субъекта. Другими словами, когда объект обладает определенным свойством, удовлетворяющим желанию или воле субъекта, и признается субъектом в качестве отвечающего его требованиям, это особое свойство объекта можно назвать ценностью. Иначе говоря, ценность есть нечто, принадлежащее объекту. Она становится реальной, только если субъект признает ее в качестве таковой. Например, несмотря на возможное наличие в данный момент цветка, ценность этого цветка не станет реальной, если кто-либо (субъект) не осознает его красоту. Чтобы ценность обозначилась, субъект должен признать свойство объекта и оценить его как имеющее значимость. Выделяют следующие виды ценностей: Абсолютные ценности – зло, добро, благо и т.д. Относительные ценности – приходящие, актуальные только для определённой жизненной ситуации. Этические ценности – категории морали и нравственности. Религиозные ценности Эстетические ценности Материальные ценности – предметы материального мира. Идеальные ценности – предметы культуры, искусства. 36. Сущность и происхождение общества и государства (основные концепции в истории философии) Человеческое общество - это самая сложная по своей сущности и структуре живая система. Понятие общества охватывает не только ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т. е. всё человечество в его истории и перспективе. Жизнь общества во всей его полноте есть не хаотическое нагромождение случайностей, а упорядоченная организованна система, подчиняющаяся законам функционирования и развития. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, не начинает историю заново, а продолжает то, что сделано их предшественниками. Их деятельность в определённой мере задана объективными условиями, не зависящими от их сознания и воли (объективный фактор). Однако новое поколение не просто повторяет то, что делалось их предками, а реализует свои собственные потребности и интересы. Разнообразная деятельность людей, их живой труд неизменно и непрерывно вносят новые черты в характер общества (субъективный фактор). Развитие общества представляетс как результат сложного взаимодействия этих двух факторов. Процесс их взаимодействи характеризуется тенденцией и направленностью. В целом человеческое общество прошло несколько стадий развития, от первобытного, каменного, до современного, информационного постиндустриального. Исторически общество никогда не бывает одинаковым. Движущей силой общества в широком смысле является интерес, стремление людей находить лучшие формы жизни. В узком смысле пружиной развития общества является противоречия, борьба противоборствующих сил в обществе. На современном этапе люди осознают глобальные проблемы, стоящие перед обществом. Государство - основной институт политической системы классического обществава. В классово-антагонистических обществах используется для подавления классовых противников экономически господствующего класса. Признаками государства являются: наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих философии государственной власти; право, определяющее определенную систему норм, санкционированных государством; определенную территорию, на которую распространяется юрисдикция данного государства. Государство возникло в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и образования антагонистических классов. Эксплуататорское государство всегда является диктатурой определенного эксплуататорского класса, закрепляет и охраняет интересы этого класса, выгодный ему порядок. Роль государства в жизни общества сводится к основным его функциям. К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни государства, непосредственно касающимся каждого члена общества, относятся следующие виды функций: Охранительная. Экономическая. Социальная. Культурно-воспитательная. Природоохранительная. К внешним функциям, направленным на обеспечение существования государства в мировом обществе, относятся: Защита государства от вооруженных нападений других государств. Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей. Борьба с международной преступностью. Участие в международной охране окружающей Среды. В эпоху античности сложились основные концепции, объясняющие происхождение (отношения) общества и государства: 1. Теория патернализма – основные отношения между индивидами являются аналогами семейных отношений. 2. Теория теократии. Теократия - система правления, при которой важные общественные дела решаются по божественным указаниям, откровениям или законам. Согласно другому определению — политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства. 3. Теория социального контракта. Основоположники Т.Гобс, Дж. Локк, Жан Жак Руссо. – является продолжением новоевропейских рационалистических тенденций. Человек имеет фундаментальные права. 4. Марксистская теория. Основоположник Маркс. Общество-результат развития материи и природы, имеет естественный источник. Законы развития общества объективны. Во все материальных явлениях присутствуют противоречия. В обществе изначально присутствует принцип равенства, но при появлении материальных ценностей возникают классовые противоречия между классом имущих и неимущих. Маркс выделил 5 основных формаций: 1)первобытоно-общинный строй 2)рабовладельческий строй 3)феодализм 4)капитализм 5)коммунизм. 5. Теория анархизма. Жан Поль Рудо, Кропоткин. Общество на первых стадиях являлось справедливым и опиралось на принцип равенства и отсутствие принципа принуждения. 6. Теория насилия. Ф. Ницше. Государство-результат насилия сильных над слабыми.   37. Структура, признаки и функции гос-ва. Гос-во и гражданское общество. Государство - основной институт политической системы классического общества. В классово-антагонистических обществах используется для подавления классовых противников экономически господствующего класса. Признаками государства являются: 1. наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих философии государственной власти; 2. право, определяющее определенную систему норм, санкционированных государством; 3. определенную территорию, на которую распространяется юрисдикция данного государства. Государство возникло в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и образования антагонистических классов. Эксплуататорское государство всегда является диктатурой определенного эксплуататорского класса, закрепляет и охраняет интересы этого класса, выгодный ему порядок. Роль государства в жизни общества сводится к основным его функциям. К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни государства, непосредственно касающимся каждого члена общества, относятся следующие виды функций: 1. Охранительная. 2. Экономическая. 3. Социальная. 4. Культурно-воспитательная. 5. Природоохранительная. К внешним функциям, направленным на обеспечение существования государства в мировом обществе, относятся: 1. Защита государства от вооруженных нападений других государств. 2. Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей. 3. Борьба с международной преступностью. 4. Участие в международной охране окружающей Среды Человеческое общество - это самая сложная по своей сущности и структуре живая система. Понятие общества охватывает не только ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т. е. всё человечество в его истории и перспективе. Жизнь общества во всей его полноте есть не хаотическое нагромождение случайностей, а упорядоченная организованна система, подчиняющаяся законам функционирования и развития. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, не начинает историю заново, а продолжает то, что сделано их предшественниками. Их деятельность в определённой мере задана объективными условиями, не зависящими от их сознания и воли (объективный фактор). Однако новое поколение не просто повторяет то, что делалось их предками, а реализует свои собственные потребности и интересы. Разнообразная деятельность людей, их живой труд неизменно и непрерывно вносят новые черты в характер общества (субъективный фактор). Развитие общества представляетс как результат сложного взаимодействия этих двух факторов. Процесс их взаимодействи характеризуется тенденцией и направленностью. В целом человеческое общество прошло несколько стадий развития, от первобытного, каменного, до современного, информационного постиндустриального. Исторически общество никогда не бывает одинаковым.   38. Форма государственного правления и политические режимы.Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании. Форма правления показывает: как создаются высшие органы власти в государстве и их структуру, какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами и как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами страны, в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан. Политический режим — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности. Демократический режим- политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах. Авторитарный режим- характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Деспотический режим характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, он характерен для абсолютной монархи. Тоталитарный режим означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид. 39. Сущность и происхождение идеологии. С появлением социальных наук появляется феномен идеологии. Идеология – ценностная форма сознания, претендующая на рациональное объяснение действительности, обладающая силой веры. Идеология включает в себя систему ценностей, актуальных для общества, совокупность идей, взглядов о мире, цели, смысл социального существования и развития. В 18в. складывается идеология как “наука об идеях”.Антоан Де Троси считал, что возможно с помощью исследования общества создать науку, которая даст возможность сформировать новое “совершенное” общество, целью которого будет свобода, справедливость, общие блага. В конце 20в. Многие философы констатировали “крах идеологии”, который связан с развитием информационных систем, метео структур и других каналов реализации инф-и. Они считали, что в данном случае отпадает необходимость опосредования инф-и и в результате идеологии сами собой не велируются. Без идеологии невозможно существование общества. Идеология первоначально развивается в интеллектуальной среде в виде философской концепции. При определенных обстоятельствах и при наличии социальной среды интеллектуальные концепции начинают интенсивно развиваться в массовом сознании, т. е. в той социальной среде, которая востребует все знания. При достаточной распространенности в массовом сознании идеология формируется как политическое движение (совокупность средств, технологий). Идеология опирается на пропаганду с одной сторон, с другой – представляет собой систему знаний и представлений. В современной философии выделяются 2 принципа классификации идеологии: 1. По модели социального идеала. Подразумевает деление идеологии на правых(политические партии, либерализм, принципы рыночной экономики, индивидуализма, конкуренции) и левых(коммунистические партии, идеальная модель социального устройства, равноправное свободное общество). 2. По технологиям реализации социального идеала. Подразумевает деление идеологии на радикалов (реализация социального идеала может осуществляться с помощью революционных или террористических действий, направленное на свержение власти) и реформистов (идеология опирается на постепенное реформирование социального строя и гласных структур). Типы классической идеологии: 1. Либерализм – Локк, А. Смит. Основные принципы: наличие фундаментальной свободы, демократическая форма организации общества, принцип реализации прав отдельного индивида, принцип индивидуализма – свобода автономного индивида, интересы которого являются приоритетами по отношению к обществу и государству. 2. Консерватизм – Берк, сложился как реакция на принцип либерализма. Принципы: Ориентация на традиционные ценности, опора на сильное гос-во, монархическая система (19в.), республика (20в.), существование социальных отношений видится в естественном прогрессе, принцип умеренной конкуренции, аристократия, неоконсерватизм. 3. Фашизм 4. Коммунизм. 40. Либерализм, консерватизм Либерализм. Направление в политике стремление к реформам и организации государства и общества. На началах свободы личности, свобода от притеснения налагаемых церковью деспотизмом власти полицейской регламентации, обычаями и т.д. В экономической жизни выставляет требования возможно полной свободы промышленной деятельности от вмешательства государства, от сюда отрицание стеснения промышленности и торговой деятельности, требования свободы, торговли, не вмешательство гос-ва в отношения м/у предпринимателями и рабочими. Структура либерализма сводится к 3-м понятиям: Свобода Собственность Неравенство. Основной акцент ставится на экономическую своду индивидуума. Свобода рыночных отношений – одно из наиболее значимых усилий для построения гармоничного общ-ва. (собственность)=>либерализм родственен с капиталистическим способом производства Неравенство люди не равны м/у собой но либералы предлагают использовать эти различия во благо. Консервати́зм (фр. conservatisme, от лат. conservo — сохраняю) — идеологическая приверженность к традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике — направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия радикальных реформ и экстре
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...