Трансцендентальная философия Канта
Иммануи́л Кант. Главным философским произведением Канта является «Критика чистого разума». Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?» Прежде всего, это касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», то есть такой к которому не примешивается ощущение). «Вещь- в – себе»- важнейшая категория в филос Канта, кот обознач сущность мира, кот явл принципиально не познаваемой. Кант полагает, что возможность субъекта воспринимать феномены(явления) связана с наличием в нашем сознании трансценденталей (общих форм познания, кот содержатся в сознании субъекта, упорядочив наши знания и позволяют нам организов чувств опыт). Трансценденталии содерж в сознании в виде априорных форм (доопытные знания). Вторым источником знания явл апостериорные формы познания (знания в результате чувств опыта). Уровни познания: Чувственность опирается на 5 органов чувств; к априорн формам относит идеи пространства и времени; матем- вид знаний, кот организ эти идеи наил образом. Рассудок апостериорные функции рассудка- систематиз, накопление, классифик и анализ всех знаний, характ матер вещи; априорные- способность к логич мышлению, способность к классифик с помощью 12 категорий, кот содержатся в рассудке субъекта (Категории количества: единство, множество, цельность; Категории качества: реальность, отрицание, ограничение; Категории отношения: субстанция и принадлежность, причина и следствие, взаимодействие; Категории модальности: возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность). Вид знания, кот наил образом организует работу априорных форм рассудка- естествознание.
Разум частица трансцендентного мира; разуму приход заниматься только априорными формами (потребности разума, кот заставляют чел-а выйти за пределы чувственно-восприним мира и постичь обл транцендентную).Кант выдел 4 не разрешимых противоречия: Бог существует или нет, В основании мира лежит одна субстанции или их много, чел обладает бессмертной душой или душа смертна, свобода воли явл св-ом чел-а или свободы воли не сущ. Вид знания, кот систематиз эти проблемы- метафизика. Кант предлагает отказ от априорного.
17.Основные идеи и направления рационалистического течения в современной философии. К рацион относятся такие филос школы, кот опираются на работы нем класс мыслителей. Мир- закономерная система; в основе природных процессов лежат объективно существующие правила или законы. Чел и его существование подчин принципам логики, как следствие данная установка порождает систему представл о том, что развитие чел общ-ва должно стремиться к рационализ всех сфер существования. Марксизм (19в)- Карл Маркс, Фридрих Энгельс: 1) диалектич материализм- учение Маркса об устройстве бытия. Первовеществом явл материя; материя- это и есть бытие, она явл источником неких субстанций и содержит в себе внутр принцип саморазвития, кот подчин закона м диалектики(искусство спора). Мир упорядочен и познаваем; чел может исследов процессы матер мира посредством органов чувств и разума. Критерием истины явл практика, т е знание достоверно, если его можно реализовать. 2)историч материализм – в основе его представлен об истории чел общ-ва лежит материалист установка. Существов чел-а, а так же все способы его общения явл результатом реализации своих материал потребностей. Т о чел общ-во развив в результате изменений, кот происх в хоз-ой или экономич деятельности. По Марксу в основе любого общ-ва лежит экономика, а все противоречия в общ-ве возникают в результате борьбы за средства производства. Позитивизм (к19-н20)- О Конг (основоположник)Рассматрив вопросы развития науки и проблемы теории познания,; полаг, что развитие человечества стремится к соверш знаний о мире и явл прогрессивным. Стадии развития знания: теологич (основыв на вере), метафизич (опирается на систему теорий и формир с помощью логики), позитивное (наиб совершенное). Конг явл основоположн социологии, сформулир критерий истины- верефикацию (т е знание явл достоверным, если его можно проверить на опыте). Неопозитивизм (Б Рассел) – философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных проблем формализации знания, соотношения теории и опыта. Неопозитивизм возник и развивался в XX веке в Европе. Являясь современной формой позитивизма, он разделяет его исходные принципы: отрицает возможность философии как теоретического познания выполнять в системе знания особые функции, противопоставляет науку философии, считает единственно возможным знанием специально-научное. Одна из разновидностей неопозитивизма – структурализм – обращается к решению эстетических вопросов. Он получил наиболее яркое выражение у французских теоретиков: Клода Леви-Стросса, Мишеля Фуко, Ролана Барта и других. В качестве главной задачи научного анализа выдвигается изучение структуры эстетического объекта. Исследуемый объект берется в его актуальном состоянии. Основное внимание уделяется изучению художественного текста, языковых средств. Постпозитиви́зм (Т Кун ) — общее название для нескольких школ философии науки, объединённых критическим отношением к эпистемологическим учениям, которые были развиты в рамках неопозитивизма и обосновывали получение объективного знания из опыта.
18. Важнейшие школы и направления в иррационалистической современной философии. Иррационализм- направление в философии, куда входит ряд представителей различных филос школ, критически настроена к эталону рациональности. Волюнтаризм (А Шопенгауэр) Ницше полагает, что даже христ Бог не явл важным ориентиром (никто нас не заставляет подчиняться нормам). Воля-первооснова всего сущего. Экзистенциализм (А Камю) Основоположник С Кьеркегор. Философы этого течения впервые поставили необход пересмотра всей предыдущей западной антологии и поставили в основу философии антропологию. По их мнению поиски сущности явл философией совершенно бессмысленной, мы должны отказаться от постижения сущности, перейти к проблемам понимания смысла чел существования. Разум стоит на втором месте, т к чел в первую очередь существо эмоциональное. Человек в течение всей своей жизни стремится обнаружить собств сущность, кот дана нам в существовании. Религиозный экзистенциализм (Достоевский, Толстой). Феноменология (Э Гуссерль) — направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных черт. Гуссерль выдвигает цель построения универсальной науки, которая имела бы абсолютно строгое обоснование и служила обоснованием всем прочим наукам, познанию вообще. Такой наукой должна стать феноменология. Методами осуществления феноменологического исследования являются непосредственное созерцание. Итак, феноменология, отвлекаясь от существующего, рассматривает сущности — возможное, априорное в сознании. Кроме того, это дескриптивная наука, ограниченная непосредственной интуицией (очевидностью), то есть её метод — прямое интуитивное созерцание сущностей. Герменевтика (А Гадамер) - направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов. Основной вопрос герменевтики- Как возможно понимание? Психоанализ В первую очередь сосредоточилась на исследовании глубин чел разума. Каждый отдельный индивид опирается в первую очередь на сферу бессознательного. По мнению Фрейда поступки, кот совершает чел изначально- иррациональны, но в последующем рационализируются и структурируются сознанием. Особое внимание Фрейд уделял культуре, кот представляла собой попытку рационализ и стандартизир все наши действия. Постмодернизм (М Фуко) Складывается в 80-ые годы 20 века; опирается на критику предыд филос течений. Основной стратегией явл деконструкция (разрушение стереотипов).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|