Подготовка и оформление рефератов
РАЗДЕЛ III ПОДГОТОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ РЕФЕРАТОВ
3. 1. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД РЕФЕРАТОМ Реферат (от лат. referrer - докладывать, сообщать) - краткое точное изложение какого-либо вопроса, темы, на основе нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу и представляется в письменной форме. Реферат отвечает на вопрос: что содержится в данных публикациях. Однако реферат - это не механический пересказ работы, а изложение ее существа. Реферат, представляя собой продукт самостоятельного творческого осмысления и преобразования текста первоисточников с целью получения новых сведений и существенных данных, должен отвечать следующим требованиям: - точно обозначить область научного знания, к которой относится данный текст, и соответствовать исследуемой теме; - носить оригинальный и систематический характер; - содержать критическое обобщение материала из разных источников с учетом их важности и новизны; - содержать ссылки на предшествующие работы по исследуемой тематике; - содержать унифицированную систему терминов и понятий, на основе стандартизации научных понятий, которые используются при составлении реферата; - должен быть оформлен в соответствии с требованиями государственных стандартов. Цель подготовки реферата по истории медицины в структуре отчета по практике «Научно-исследовательская работа»: изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества. Самостоятельная исследовательская деятельность развивает умение ориентироваться в мировоззренческих вопросах медицинской науки, способствует более глубокому пониманию процессов развития медицины.
Задачи подготовки реферата по истории медицины в структуре отчета по практике «Научно-исследовательская работа»: - сформировать навыки объективного анализа исторических явлений, достижений и перспектив развития медицины и здравоохранения с позиций формирования первичных навыков научно - исследовательской работы; - сформировать знания общих закономерностей всемирно–исторического процесса становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с древнейших времен до нашего времени; - сформировать знания достижений выдающихся цивилизаций и каждой эпохи в области медицины в контексте поступательного развития человечества; - сформировать навыки объективного анализа взаимодействия национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара; - ознакомить студентов с жизнью выдающихся ученых и врачей мира, определивших судьбы медицинской науки и врачебной деятельности. В настоящее время, помимо реферирования прочитанной литературы, от студентов требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу. В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания. Содержание реферируемых литературных источников излагается объективно от имени автора. Если в первичном документе главная мысль сформулирована недостаточно четко, в реферате она должна быть конкретизирована и выделена. 1. Перед началом работы над рефератом, обучающимся рекомендовано изучение содержания вида индивидуального задания по практике: его краткую характеристику, ориентировочные затраты времени на подготовку, алгоритм действий и объём помощи преподавателя.
2. Обучающимся предоставляется возможность, в зависимости от своих индивидуальных особенностей, склонностей, выбрать из перечня тем рефератов то или иное задание так, чтобы оно не дублировало задания, выбранного другим обучающимся. 3. Выбранное задание - тему реферата обучающиеся должны согласовать с Руководителем практики. 4. Расчёт объёма часов самостоятельной работы складывается из суммы ориентировочных затрат времени 5. Обучающиеся знакомятся с образцами выполнения 6. Обучающиеся подбирают необходимую литературу, получая консультации преподавателя. 7. Обучающиеся выполняют задания самостоятельно. Реферат должен состоять из следующих обязательных частей: - титульного листа; - «Содержания». После титульного листа, на отдельной странице, следует содержание (план, оглавление), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата; - «Введения». Объем введения составляет 1, 5-2 страницы; - «Основной части». Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. Подразделы не являются обязательными для реферата. Их можно использовать, если автор считает, что они помогут наиболее полному раскрытию тему. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае, если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал; - «Заключения». Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении; - перечисления источников информации (не менее 10 источников). Здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания.
При необходимости можно дополнить структуру: - описанием цели работы (если она непонятна из заглавия); - методологией (при наличии новизны); - описанием результатов; - приложениями. Необходимо помнить, что структура реферата – это план, без которого хорошую работу создать невозможно. Работу над рефератом можно условно подразделить на три этапа: 1. Подготовительный этап, включающий изучение предмета исследования. 2. Изложение результатов изучения в виде текста (оформление реферата). 3. Устное сообщение по теме реферата (защита реферата). 1. Подготовительный этап работы. Тема реферата, в концентрированном виде, отражает содержание будущего текста, фиксируя как предмет исследования, так и его ожидаемый результат. Поиск источников. Сформулированная тема зафиксировала предмет изучения. Задача обучающегося - найти информацию, относящуюся к данному предмету и разрешить поставленную проблему. Выполнение этой задачи начинается с поиска источников. На этом этапе необходимо вспомнить, как работать с энциклопедиями и энциклопедическими словарями (обращать особое внимание на список литературы, приведенный в конце тематической статьи); как работать с систематическими и алфавитными каталогами библиотек; как оформлять список литературы (выписывая выходные данные книги и отмечая библиотечный шифр). Работа с источниками. Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т. е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении отмечается та информация, которая требует более внимательного изучения. В зависимости от результатов ознакомительного чтения, выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание на предметные и именные указатели.
Избранные фрагменты требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, является ли тезис аргументированным или нет. Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер, и выявить скрытые вопросы. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, определять проблематичность утверждений, давать оценку авторской позиции - это сравнительное чтение, в ходе которого обучающийся знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон, и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции. Создание конспектов для написания реферата. Подготовительный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Если в конспектах приводятся цитаты, то должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные). По завершении предварительного этапа, можно переходить непосредственно к созданию текста реферата. 2. Создание текста. Общие требования к тексту. Текст реферата должен подчиняться определенным требованиям: он должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью. Раскрытие темы предполагает, что в тексте реферата излагается относящийся к теме материал и предлагаются пути решения содержащейся в теме проблемы. Связность текста предполагает смысловую соотносительность отдельных компонентов, а цельность - смысловую законченность текста. С точки зрения связности, все тексты делятся на тексты-констатации и тексты-рассуждения. Тексты-констатации содержат результаты ознакомления с предметом и фиксируют устойчивые и несомненные суждения. В текстах-рассуждениях одни мысли извлекаются из других, некоторые ставятся под сомнение, дается им оценка, выдвигаются различные предположения. План реферата. Универсальный план реферата – введение, основной текст и заключение. Требования к введению. Во введении аргументируется актуальность исследования, т. е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель, объект исследования и актуальность темы. Текст должен быть четкий, лаконичный, объем введения, в среднем, около 10% от общего объема реферата.
Языковые клише, используемые во введении: 1. Тема: - Реферат посвящен теме, проблеме, актуальному вопросу… - Реферат посвящен характеристике проблемы… - Темой реферата является… - В реферате… рассматривается (что? ), говорится (о чем? ), дается оценка, анализ (чего? ), обобщается (что? ), представлена точка зрения (на что? ) и т. д. А также используются, например, такие глаголы: изучить… выявить… установить… и т. п. 2. Проблема: - В центре внимания автора находятся… - На первый план автором выдвигаются… - В своей работе автор ставит (затрагивает, освещает) следующие проблемы… …останавливается на следующих проблемах и т. д. 3. Актуальность темы (проблемы), которой посвящен реферат: - Данная тема (проблема) представляет особую актуальность, так как… - Данная тема (проблема) чрезвычайно актуальна в последние годы (на современном этапе)… - Данная тема (проблема) привлекает внимание многих ученых (критиков и т. д. )… - В современной науке особенную остроту приобретает тема (какая? )… 4. Характеристика первоисточников, используемых автором реферата: - Автор привлекает к анализу следующие материалы… - Материалом исследования послужили… - В основе реферата лежат материалы исследований… Основная часть реферата. Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса. Аргументируя собственную позицию, целесообразно анализировать и оценивать позиции различных исследователей. Текст основной части делится на разделы. Расстояние между названием раздела (заголовками главы и параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят. Переносы в заголовках не допускаются. План основной части может быть составлен с использованием различных методов группировки материала: классификации (эмпирические исследования), типологии (теоретические исследования), периодизации (исторические исследования). Объем основной части должен составлять 15-17 страниц. В конце разделов обязательны выводы. В текст могут быть вставлены схемы, формулы, диаграммы, рисунки, таблицы. При оформлении, обязательны ссылки на источники информации и приложения (если они размещены отдельном разделе). Необходимо сделать главы примерно равными по объему. Заключение. Заключение - последняя часть научного текста и не может занимать более чем 2 страницы. Это анализ основного текста, подведение итогов. Описываются достигнутые цели с акцентом на достоверные утверждения. Здесь же могут отмечаться и дальнейшие перспективы развития темы. Небольшое по объему сообщение желательно завершать заключительной частью, например, две-три фразы, но в них должен подводиться итог проделанной работы. Языковые клише, используемые в заключении: 1. Таким образом, можно сделать заключение (вывод) о том… 2. В заключение можно сказать… 3. Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что… 4. Анализ литературы позволил нам выявить наиболее обоснованную точку зрения (какую? )…. 5. Из приведенных выше данных следует, что наиболее доказательным является мнение (чьё? )… 6. На основе этих данных мы принимаем точку зрения (какую? ) и т. д. Список использованной литературы. Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком литературы. При оформлении списка литературы в реферате необходимо ориентироваться на указания ГОСТ Р 7. 0. 100-2018 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»». Все источники нумеруются и располагаются в определенном порядке: - законы; - постановления Правительства; - другая нормативная документация; - статистические данные; - научные материалы; - газеты и журналы; - учебники; - электронные ресурсы. Для научных изданий обязательно указание: - фамилии и инициалов автора; - названия источника; - наименования издательства; - места и даты издания. Научные издания нумеруются в алфавитном порядке, ориентиром служат на фамилии авторов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|