1. 4. Контроль прохождения практики
1. 4. КОНТРОЛЬ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ Контроль прохождения практики заключается в мониторинге выполнения индивидуальных заданий на практику. Контроль со стороны университета осуществляется Руководителем практики от кафедры. Проверка выполнения плана-графика практики и рабочей программы практики проводится в форме текущего и промежуточной аттестации. Текущий контроль прохождения практики студента осуществляет Руководитель практики на основании дневника практики. По завершении очередного этапа плана-графика, Руководитель практики делает отметку в дневнике практики студента (шаблон дневника практики приведен в приложении 1). Общий контроль прохождения практики Руководитель практики от кафедры, по завершении очередного этапа, мониторинга хода выполнения работ и подготовки отчетных материалов, докладывает о его результатах на заседании кафедры. Промежуточная аттестация производится по представлению отчета о практике, дневника практики и характеристики руководителя практики. Формой промежуточной аттестации по практике является зачет. Аттестация по итогам практики «Научно-исследовательская работа» проводится на основании оценки отчета по практике, который включает отчет о практических навыках и реферат, дневника практики, характеристики, отражающей уровень освоения универсальных и общепрофессиональных компетенций в период про хождения практики. Оформление отчета о практике следует осуществлять по правилам, используемым при подготовке отчетов о научно-исследовательских работах в соответствии с ГОСТ 7. 32-2017 «Отчёт о научно - исследовательской работе. Структура и правила оформления отчета». Реферат, представляя собой продукт самостоятельного творческого осмысления и преобразования текста первоисточников с целью получения новых сведений и существенных данных, должен отвечать следующим требованиям:
1. точно обозначить область научного знания, к которой относится данный текст, и соответствовать исследуемой теме; 2. носить оригинальный и систематический характер; 3. содержать критическое обобщение материала из разных источников с учетом их важности и новизны; 4. содержать ссылки на предшествующие работы по исследуемой тематике; 5. содержать унифицированную систему терминов и понятий, на основе стандартизации научных понятий, которые используются при составлении реферата; 6. должен быть оформлен в соответствии с требованиями государственных стандартов. Критерии итоговой оценки по практике: «Зачтено» - выставляется при условии, если выполнены все разделы работы, предусмотренные практикой, оформление документов полностью соответствует требованиям. Реферат полностью соответствует теме, логичен и последователен; проведен системный анализ информации; текст содержит ссылки на использованные источники, изложен с применением методики контент-анализа и переосмыслен, содержит адекватные научные термины; источники литературы соответствуют выбранной теме; оформление реферата соответствует стандартам. «Не зачтено» - выставляется невыполнении большинства разделов работы, предусмотренных практикой, оформление документов не соответствует требованиям. Текст реферата не соответствует теме, структура текста нелогична и непоследовательна; текст не содержит ссылки на использованные литературные источники, не подвергался анализу и переосмыслению, применяются устаревшие научные термины; не использованы современные литературные источники по исследуемой теме; оформление научного обзора не соответствует стандартам.
РАЗДЕЛ II ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
2. 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О НАУКЕ И НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Наука – это непрерывно развивающаяся система знаний объективных законов природы, общества и мышления, получаемых и превращаемых в непосредственную производительную силу общества в результате социально-экономической деятельности. Это синтез организованной особым образом познавательной деятельности и ее результатов. Под особым образом познавательной деятельности понимается методологические и мировоззренческие принципы, обеспечивающие научный подход к выбору, постановке и реализации исследования. Термин наука применяется также и для обозначения отдельной области знаний. Основная цель науки – познание объективного мира (теоретическое отражение действительности) и воздействие на окружающую среду с целью получения полезных обществу результатов. Наука поддерживается и развивается в результате исследовательской деятельности общества. Научное исследование – это форма существования и развития науки. Структуру организации научных исследований целесообразно представить в виде четырех компонентов:
Первый компонент - общие вопросы научных исследований (теория, методология и методы). Второй компонент – процессы научных исследований (формы, методы и средства познания). Третий компонент – методика научных исследований (выбор конкретных форм, методов и средств, эффективных для соответствующей области науки или отрасли профессиональной деятельности). Четвертый компонент – технология научных исследований (совокупность знаний о процессах научных исследований и методике их выполнения). Научная теория – это высшая форма организации теоретического знания, представляющая собой совокупность объединенных в единую систему основных элементов теории (подтвержденных гипотез, понятий, суждений) в соответствующей отрасли (в данном случае, в медицине). Критерием истинности теории является ее практическое подтверждение.
Основой любой науки и, в частности, науковедения является методология, которая представляет собой учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. В научной литературе под методологией обычно понимается, прежде всего, система научного познания, т. е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология может быть специально-научная и философская. Специально-научная методология разделяется на несколько уровней: общенаучные методологические концепции и направления, методология отдельных специальных наук, методика и технология исследований. Философская методология определяет систему философских знаний. Частным способом реализации методологии на практике является метод, как система действий в различных видах человеческой деятельности направленных на достижение поставленной задачи. Научный метод – это система правил и предписаний, направляющих человеческую деятельность (производственную, политическую, культурную, научную, образовательную и т. д. ) к достижению поставленной цели. Если методология – это стратегия научных исследований, обеспечивающих достижение цели, сформулированной в гипотезе предполагаемых научных результатов (генеральный путь познания), то метод – это тактика, показывающая как лучше всего идти этим путем. Метод (гр. methodos) - 1) способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; 2) прием, способ и образ действий. Метод - путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретных задач. Это совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности. Из определения метода вытекает, что существуют две большие группы методов: познания (исследования) и практического действия (преобразовательные методы):
Методы исследования - приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. С помощью этой группы методов получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Система методов исследования определяется исходной концепцией исследователя: его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологической ориентации, целей и задач конкретного исследования. Методы подразделяются на следующие: - всеобщий, или философский, общенаучные и методы частных наук; - констатирующие и преобразующие; - эмпирические и теоретические; - качественные и количественные; - содержательные и формальные; - методы сбора эмпирических данных, проверки и опровержения гипотез и теории; - описания, объяснения и прогноза; - обработки результатов исследования. Всеобщий, или философский метод — всеобщий метод материалистической диалектики. К общенаучным методам относятся: Наблюдение – это способ познания объективного мира, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений при помощи органов чувств без вмешательства в процесс со стороны исследователя. Сравнение - это установление различия между объектами материального мира или нахождение в них общего; осуществляется как при помощи органов чувств, так и при помощи специальных устройств. Счет – это нахождение числа, определяющего количественное соотношение однотипных объектов или их параметров, характеризующих те или иные свойства. Измерение – это физический процесс определения численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном. Эксперимент – одна из сфер человеческого практики, в которой подвергается проверке истинность выдвигаемых гипотез или выявляются закономерности объективного мира. Обобщение – определение общего понятия, в котором находит отражение главное, основное, характеризующее объекты данного класса. Абстрагирование – это мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и выделение нескольких сторон, интересующих исследователя. Формализация – отображение объекта или явления в знаковой форме какого-либо искусственного языка (математики, химии и т. д. ). Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором некоторые утверждения принимаются без доказательств.
Анализ – метод познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования на составные части. Синтез – соединение отдельных сторон предмета в единое целое. Индукция – умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). Дедукция – умозаключение, в котором вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества. Аналогия – метод, посредством которого достигается знание о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими. Гипотетический мето д познания предполагает разработку научной гипотезы на основе изучения физической, химической и т. п., сущности исследуемого явления, формулирование гипотезы, составление расчетной схемы алгоритма (модели), ее изучение, анализ, разработка теоретических положений. Исторический метод познания предполагает исследование возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности. Идеализация - это мысленное конструирование объектов, которые практически неосуществимы. Системные методы: исследование операций, теория массового обслуживания, теория управления, теория множеств и др. Методы частных наук - специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний (например, биографический метод в истории медицины - вклад личности в развитие медицины; метод классификации в истории медицины - систематизация и выделение основных доминант). Методы как прием, способ и образ действий (методы практической деятельности) включают в себя способы воздействия, совокупность приемов, операций и процедур подготовки и принятия решения, организации его выполнения. Для выбора методов на каждом этапе необходимо знать общие и конкретные возможности каждого метода, его место в системе исследовательских процедур. Задача исследователя состоит в том, чтобы для каждого этапа исследования определить оптимальный комплекс методов. Разнообразные методы научного познания условно подразделяются на ряд уровней: эмпирический, экспериментально-теоретический, теоретический и метатеоретический. Методы эмпирического уровня: наблюдение, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тесты, метод проб и ошибок и т. д. Методы экспериментально-теоретического уровня: эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, гипотетический, исторический и логический методы. Методы теоретического уровня: абстрагирование, идеализация, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, аксиоматика, обобщение и т. д. К методам метатеоретического уровня относятся диалектический и метод системного анализа. Творчество – мышление в его высшей форме, выходящее за пределы известного, а также деятельность, порождающая нечто качественно новое. В частности, научное творчество связанно с познанием окружающего мира. Научно-историческое творчество имеет прикладные цели и опирается на словесно–логическое мышление, продуктом которого являются открытия общих закономерностей развития реальной действительности. Одной из проблем творчества является его мотивационная структура. Мотивации (побуждения) связаны с потребностями, которые делятся на три группы: биологические, социальные и идеальные (подсознательные). Наиболее важным для творчества видом мышления является воображение.
Общая схема решения научно-технических задач: - анализ систем задач и выбор конкретной задачи; - анализ технической системы и разработка ее модели; - анализ и формулировка условий технической задачи; - анализ и формулировка условий изобретательской задачи; - поиск идей решения (принципа действия); - синтез нового технического решения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|