Психофизиологическое обеспечение профессиональных контингентов, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Психофизиологическое обеспечение является неотъемлемой частью медицинского обеспечения личного состава аварийно-спасательных формирований, персонала СМК и других профессиональных контингентов, принимающих участие в ликвидации ЧС. С помощью мероприятий по психофизиологическому обеспечению решаются следующие общие задачи ВСМК: · Медицинский контроль за отбором и подготовкой профессиональных контингентов аварийно-спасательных служб; · Сохранение здоровья личного состава спасательных подразделений и службы медицинских катастроф, а также населения, участвующего в ликвидации последствий ЧС; · Подготовка и усовершенствование кадров ВСМК. Конкретными задачами психофизиологического обеспечения являются: · Психофизиологический профессиональный отбор; · Периодический (диспансерный) психофизиологический контроль; · Предсменный психофизиологический контроль; · Психофизиологическая подготовка и поддержка; · Функциональная реабилитация; психофизиологическая экспертиза трудоспособности специалистов; · Оказание совместно с формированием психиатрии катастроф медико-психологической помощи профессиональным контингентам, участвующим в ликвидации ЧС. Психофизиологическое обследование персонала проводится перед зачислением на работу, во время периодического психофизиологического контроля, при переходе на вышестоящую должность, а также после длительного перерыва в работе (особенно если он был связан с заболеванием). Обследованию подлежат лица, признанные по данным медицинского отбора и контроля годными к работе в аварийно-спасательных формированиях и в службе медицины катастроф. Рекомендуемая частота психофизиологических обследований в целях периодического контроля – не реже 1 раза в год.
Психофизиологическое обследование персонала включает: · Психодиагностическое исследование с помощью экспериментально-психологических методик; · Психофизиологическое исследование с помощью компьютеризированных психофизиологических методик; · Краткую индивидуальную психологическую беседу с эспертом-психофизиологом, проводящим обследование; · Вынесение заключения о профессиональной пригодности обследованного лица, основывающегося на анализе экспериментальных данных, результатов беседы и доступных сведений о личности, профессиональной деятельности и особенностях поведения в предшествующий период. Все этапы психофизиологического обследования проводятся в утренние часы. Обследуемые лица должны накануне хорошо отдохнуть и выспаться. Не допускаются к обследованию лица, работавшие накануне ночью, с признаками выраженного утомления, больные. Обследование проводится в достаточно изолированных от шума, хорошо вентилируемых помещениях, в комфортных микроклиматических условиях. Для проведения обследования используется 3 помещения: · Комната (класс) для проведения групповых психодиагностических исследований. Это помещение должно быть хорошо освещено, мебель должна быть расставлена так, чтобы лицо, проводящее обследование, могло свободно подойти к каждому обследуемому, и чтобы обследуемые не могли консультироваться между собой; · Комната для индивидуальной беседы; · Комната (класс) для проведения психофизиологических обследований. Помещение должно быть оборудовано ПЭВМ в количестве, в зависимости от числа одновременно обследуемых лиц. В помещениях, где проводится обследование, запрещается пребывание посторонних, разговоры, передвижения. Вход и выход из этих помещений осуществляется только с разрешения лиц, проводящих обследование.
Психофизиологическое обследование проводят 3 специалиста: Эксперт-психофизиолог – врач, психолог или физиолог, прошедший специальную подготовку. Обязанности эксперта: · Общая организация психофизиологического обследования; · Анализ и интерпретация результатов экспериментальных исследований; · Проведение индивидуальной беседы с обследуемым; · Подготовка заключения по результатам психофизиологического обследования. Психофизиолог – врач, психолог или физиолог, в обязанности которого входит проведение психофизиологического обследования с помощью ПЭВМ и анализ его результатов. Лаборант-специалист со средним образованием. Его обязанности: · Участие под руководством эксперта в проведении группового психологического обследования; · Расшифровка результатов психодиагностического, в том числе непосредственно в ходе обследования или сразу после него в целях экспресс-диагностики при проверке качества выполнения заданий. Психофизиологическому обследованию предшествует ознакомительная беседа с группой обследуемых, которую проводит эксперт-психофизиолог. Задачи беседы: · Выяснение самочувствия обследуемых лиц, их готовности к выполнению тестовых заданий; · Создание у обследуемых лиц установки на максимально добросовестное и тщательное выполнение заданий; · Объяснение задач предстоящего обследования (в общем виде); · Установление неформального контакта с обследуемыми лицами для более полного раскрытия индивидуальных особенностей, преодоление негативной установки на исследование. В ходе выполнения заданий эксперт-психофизиолог и лаборант, проводящий под его руководством обследование, следят за активностью и самостоятельностью работы обследуемых лиц, при необходимости организуют их на более быстрое и добросовестное выполнение заданий, дают дополнительные инструкции по отдельным методикам. Одновременно ведется наблюдение за поведением обследуемых лиц. Следует иметь в виду, что экспериментальные исследования являются моделью деятельности и поведение во время них отражает общий стиль деятельности, отношение к работе, подходы к выполнению заданий. Отмечаются, а при необходимости и регистрируются общая реакция на ситуацию обследования, отношения к конкретным заданиям, время, затраченное на ознакомление с методиками, возникшие при выполнении работы и трудности, прочие сведения, имеющие диагностическое и прогностическое значение. Заключение по результатам психофизиологического обследования содержит:
· Психологическую характеристику обследуемого лица; · Характеристику профессионально важных физиологических качеств; · Оценку характера и вероятности профессиональных ошибок и срывов, связанных с психологическими и физиологическими качествами; · Общую характеристику ситуаций, в которых вероятность профессиональных ошибок и срывов особенно велика, и характеристику наиболее вероятного поведения при таких срывах; · Итоговый вывод о профессиональной пригодности специалиста, который может быть дан в трех вариантах: 1. «противопоказаний к предлагаемой работе не выявлено». 2. «существенных противопоказаний к предлагаемой работе не выявлено. Рекомендуется обратить внимание на имеющиеся неблагоприятные особенности». 3. «имеются существенные противопоказания к предлагаемой работе». · Рекомендации, вытекающие из результатов психофизиологического обследования, касающиеся кадровых решений, профессиональной подготовки и медицинских мероприятий. Заключение по результатам психофизиологического освидетельствования не является экспертным и носит рекомендательный характер. Он может учитываться при принятии на работу, временного отстранения от работ, перемещения, либо увольнения специалиста. Заключение по результатам обследования носит сугубо конфиденциальный характер. С ним может быть ознакомлен строго определенный специальным документом круг должностных лиц. Обследуемому лицу на руки заключение не выдается.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|