Депутаты — потенциальные лидеры
Порядок проведения игры 1. Повторить понятия и теоретические положения, необходимые для проведения игры. 2. Вычислить на доске расстояние между позициями депутатов Яв-лина и Шандова (табл. 8.2). 3. Объяснить цели и правила игры. 4. Раздать карточки (мандаты). 5. Дать студентам 10-15 минут на оценку степени близости своих позиций, выделения из своей среды лидеров, создание фракции и ее регистрацию. 6. Объявить состав фракции и ее лидера. Проверить по таблице правильность расчета «расстояний» от позиции каждого депутата до позиции лидера. Выявить ошибки (если они есть). 7. Определить депутатов, позиция которых близка к позиции лидера, но которые не вошли во фракцию (если они есть). 8. Объявить имена депутатов, которые были потенциальными лидерами. 9. Выставить и объявить студентам полученные ими баллы. Подвести итоги игры.
Пример игры 1. Исходные данные: * студентов — 9; * мандатов — 9. 2. В результате попарного сравнения студентами индивидуальных предпочтений и «политических консультаций» представлена к регистрации следующая фракция (рядом с фамилией депутата указано «расстояние» от его позиции до позиции лидера): Алфов (лидер), Маков (4), Шандов (2), Говоров (4), Примов (2), Жиров (4). 3. Проверяя представленные студентами данные с помощью седьмого столбца табл. 8.2 (у лидера Алфова мандат номер 7), преподаватель отметил, что фактически «расстояние» между позициями лидера и депутата Шандова равно 6, а не 2. Этот депутат был исключен из фракции за подлог. Во фракции остались 5 официально зарегистрированных депутатов, но этого достаточно, чтобы принять решение большинством голосов.
4. Из табл. 8.2 следует, что депутат Явлин — единомышленник Ал-фова («расстояние» между их позициями равно 4), но он не вошел во фракцию. Избиратели Явлина не могут одобрить его бездействие, поскольку оно не способствует реализации обещаний (предпочтений) этого депутата. 5. Потенциальными лидерами в данной игре помимо Алфова были депутаты Говоров, Маков, Примов и Явлин, т. е. все зарегистрированные члены фракции, кроме депутата Жирова, а также депутат Явлин. 6. Итоги игры: * депутат Алфов — лидер, он получает 5 баллов; * депутаты Говоров, Жиров, Маков и Примов, официально зарегистрированные в члены фракции лидера, — 4 балла; * депутаты Зюгов и Рогозов не вошли во фракцию лидера по идейным соображениям и составили оппозицию — 3 балла; * депутат Явлин потерял доверие избирателей и коллег-депутатов, поскольку не поддержал при голосовании своих единомышленников, — 2 балла; * депутат Шандов совершил подлог — 1 балл.
9. Деловая игра «Медианный избиратель» Цели игры 1. Усвоить понятие «медианный избиратель». 2. Убедиться в справедливости теоремы о медианном избирателе. 3. Приобрести элементарные навыки создания политической партии и выработки ее программы на основе изучения общественного мнения.
Понятия Медианный избиратель — избиратель, занимающий среднюю, центристскую позицию по какому-либо вопросу. Пример. Избиратели А, В, С, Д и Е считают, что доля расходов на оборону в госбюджете должна составлять соответственно 10,20,38,40 и 45%. С — медианный избиратель: число избирателей, предлагающих меньшее значение этого показателя, равно числу избирателей, предлагающих большее значение (и тех и других— по два).
Теория Рассмотрим ситуацию нечетного количества избирателей и двух партий. Позиция каждого избирателя и каждой партии выражается каким-либо значимым социально-экономическим показателем (минимальная заработная плата, граница пенсионного возраста и т. п.). Избиратель голосует за партию с более близкой ему позицией. «Расстояние» между позициями определяется как обычное расстояние между точками на оси чисел; оно равно модулю разности соответствующих значений рассматриваемого показателя. Пример. Партия предлагает минимальную пенсию 2000 руб., а избиратель считает, что она должна быть 2300 руб. Расстояние между этими позициями равно 300 руб. Теорема о медианном избирателе: на всеобщих выборах выигрывает партия, предложившая позицию медианного избирателя.
Правила игры 1. Каждый студент выступает в роли избирателя. 2. Число участников игры должно быть нечетным. Если число присутствующих студентов четное, то можно считать одного студента-добровольца «несовершеннолетним» и «прикрепить» к другому студенту, играющему роль отца или матери. 3. Избирателям объявляют какой-либо значимый социальный показатель, который может установить государство, и предлагают записать его значение, лучшее на их взгляд. 4. Свои позиции (бюллетени) избиратели тайно друг от друга сдают преподавателю. Совокупность этих позиций составляет общественное мнение. 5. Значение позиции избирателя в бюллетене должно состоять не менее чем из четырех цифр, причем без повторений. Это необходимо, чтобы можно было в дальнейшем упорядочить все позиции по возрастанию их значений. Пример. Пусть рассматриваемый показатель — ставка подоходного налога. Нельзя указывать позицию по этому вопросу так: 15%, 20,99% или 13,5%, но можно задавать так; 17,46%, 4,321% и т. д. 6. Бюллетень, в котором позиция избирателя записана неверно (состоит из менее чем четырех разных цифр), считается недействительным. 7. Крайние позиции (наибольшая и наименьшая) объявляются маргинальными. Избиратели-маргиналы получают наименьшее число баллов (согласно соответствующему «Закону»). Исключение делается для членов партии. 8. На втором этапе, после сдачи бюллетеней, создаются партии. Партию создают «рядовые» избиратели по следующим правилам:
* партия состоит из трех членов; * позиция партии совпадает с позицией одного из членов (лидера); * партия распадается, если один из членов голосует за другую партию. Члены этой партии терпят политическое поражение. 9. Партия регистрируется после подачи заявки, в которой указаны: название партии (придумывают студенты), три фамилии избирателей и их позиции, подписи этих избирателей и позиция партии. 10. После регистрации первых двух партий дальнейшая регистрация партий не производится. 11. После регистрации партий проводится всеобщее голосование, в котором участвуют как рядовые избиратели, так и члены партий. 12. Процедура голосования начинается с записи на доске позиций избирателей (указанных в бюллетенях) слева направо: от минимального к максимальному. Затем выделяются позиции партий. Позиции избирателей, расположенные ближе к позиции партии «А», отмечаются этой буквой. Соответственно позиции избирателей, расположенные ближе к позиции другой партии, обозначаются буквой «В» (лучше использовать начальные буквы названий партии). 13. На выборах побеждает партия, набравшая большее количество голосов избирателей (недействительные бюллетени не учитываются). 14. Партия распадается, если хотя бы один ее член проголосовал за другую. Победа этой партии выгодна голосовавшим за нее избирателям, достигающим своей цели (в той или иной мере), но не членам партии, потерпевшим политическое фиаско. 15. Если проигравшая партия не распалась в ходе голосования, она выступает в качестве «сильной оппозиции» и сохраняет возможность победы в будущем (но не в этой игре). 16. Баллы присуждаются по следующим правилам: * пять баллов. Лидер партии, которая победила на выборах и не. распалась после них; * четыре балла. Рядовые члены партии, которая победила и не распалась; * три балла. Члены сильной оппозиции, т. е. члены проигравшей, но не распавшейся партии; * два балла. Рядовые избиратели, проголосовавшие за победившую партию;
* один балл. Рядовые избиратели, проголосовавшие за проигравшую партию, не маргиналы; * ноль баллов. Члены распавшихся партий, рядовые избиратели-маргиналы, а также избиратели, сдавшие недействительные бюллетени.
Подготовка игры 1. Выбрать регулируемый социально-экономический показатель, о котором у студентов к началу занятия уже есть мнение, сформирована собственная позиция. 2. Заготовить бюллетени для голосования — чистые листки бумаги. 3. Заготовить два бланка заявки на регистрацию партии (табл. 9.1).
Таблица 9.1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|