Бланк для записи отобранных претендентов
Обозначения. KB — квадрат; ТР — треугольник; ЗГ — зигзаг; КР — круг. 2. Начертить на доске таблицу, необходимую для подведения итогов игры (табл. 10.6). 3. Предложить студентам начертить в тетради таблицу, необходимую для проведения теста (табл. 10.2). Таблица 10.2 Таблица для самотестирования
4. Составить тест для определения психологического типа личности. В тесте рассматриваются пять типов (зашифрованные буквами А, Б, В, Г, Д) и пять характеристик личности: * внешний вид (1-я строка в табл. 10.2); * речь (2-я строка); * движения (3-я строка); * работа (4-я строка); * психология(5-я строка). При проведении теста следует учитывать следующее: • По каждой характеристике студенту предлагается пять вариантов (А, Б, В, Г, Д), среди которых он должен выбрать наиболее подходящий для себя. В соответствующем столбце таблицы ставится единица, остальные элементы строки заполняются нулями. Пример. Студент Петров считает, что характеристика его внешнего вида: «меняющийся, не в тон ситуации» — больше подходит для него. Тогда он ставит единицу в столбце «Б» первой строки («Внешний вид»), остальные ячейки строки заполняет нулями. • Для получения результатов теста необходимо сложить элементы всех пяти столбцов таблицы. Столбец с наибольшей суммой отвечает доминирующему типу личности, а столбец со следующей по величине суммой — дополнительному (скрытому) типу.
• Вопросы по первой характеристике («Внешний вид») юношам и девушкам задают раздельно. Остальные вопросы — общие для всех. Вопросы теста Внешний вид Мужчины А — опрятен, коротко подстрижен, чисто выбрит. Б — меняющийся, не в тон ситуации. В — модный, соответствует ситуации. Г — растрепанный, иногда демонстративный. Д — неофициальный, небрежный. Женщины А — сдержанный, неяркий, опрятный. Б — меняющийся, небрежный, не в тон ситуации. В — модный, элегантный, ухоженный. Г — разнообразный, небрежный, экстравагантный. Д — неофициальный, неизысканный, женственный. Речь А — логичная, обстоятельная, медленная, с речевыми штампами. Б — неуверенная, эмоциональная, быстрая, со словами-паразитами. В — логичная, краткая, уверенная, быстрая, с жаргоном и словами-паразитами. Г — непоследовательная, яркая, эмоциональная, с жаргоном и остротами. Д — непоследовательная, успокаивающая, плавная, с комплиментами. Движения А — скованная поза, скупые жесты, медленная походка, бесстрастное лицо. Б — неловкость, отрывистые движения, неуверенная походка. В — уверенные движения, выразительные жесты, энергичная походка. Г — оживленная жестикуляция, стремительная походка, живая мимика. Д — расслабленная поза, свободные движения, доброжелательная улыбка. Работа А — пунктуальность, трудолюбие, профессиональная эрудиция. Б — любознательность, избегает конфликтов, не пунктуален. В — честолюбие, высокая работоспособность, хороший «политик». Г — энтузиазм, недисциплинированность, отвращение к «бумажной» работе. Д — плохой «политик», склонность к общественной деятельности, нерешительность. Психология А — рациональность, осторожность, терпеливость. Б — доверчивость, забывчивость, смелость, импульсивность.
В — прагматизм, уверенность в себе, нетерпеливость, смелость. Г — мечтательность, непосредственность, одержимость. Д — контактность, щедрость, уступчивость, сентиментальность.
Порядок проведения игры 1. Изложить студентам основы теории С. Деллингер. 2. Объяснить студентам цели и правила игры. 3. Сообщить студентам перечень вакантных должностей и объявить, какой психологический тип работника соответствует каждой должности (Квадрат, Круг и т. д.). 4. Раздать студентам карточки (см. табл. 10.1). Предложить записать в таблицу на карточке претендента на каждую должность из числа присутствующих студентов (кроме самого студента). Выделить на выбор кандидатур и заполнение таблиц 5-10 мин. Необходимо обратить внимание студентов на то, что последний столбец таблицы («Тип претендента») не заполняется студентом. Это сделает преподаватель после того, как соберет карточки и подведет итоги психогеометрического теста. Примечание. Согласия студентов на замещение вакантной должности не требуется. Составляется список возможных лучших претендентов на должность, т. е. ограничений в выборе кандидатов (помимо психологического соответствия) в данном случае нет. 5. После сбора карточек с фамилиями претендентов проводится тест для определения психологического типа студентов (см. раздел «Подготовка игры»). Подчеркнем, что ко времени проведения теста студенты не должны знать, какой буквой (А, Б и т. д.) зашифрован тот или иной психологический тип. Это нужно для того, чтобы обеспечить объективность теста, исключив возможность «подгонки» данных под желательный психологический тип. 6. После того как студенты заполнят таблицы в тетрадях и,суммируют элементы столбцов, необходимо сообщить им, какой тип зашифрован той или иной буквой: А — Квадрат, Б — Прямоугольник, В — Треугольник, Г - Зигзаг, Д — Круг. 7. После тестирования каждый студент в тетради должен нарисовать свой доминирующий знак с вписанным в него дополнительным (скрытым) знаком. Пример. Итоговая строка таблицы у студента Попова выглядит так: А = О, Б = 3, В = О, Г = 2, Д = 0, поэтому у него следующая психологическая характеристика: Треугольник—Зигзаг, т. е. он является лидером, не лишенным творческих способностей. Его полный знак изображен на рис. 10.2.
Рис. 10.2. Доминирующий и скрытый типы личности
Примечание. Суммы элементов в двух строках таблицы могут быть равны. В этом случае студенту надо выбрать тип, который, по его мнению, соответствует ему в большей степени. Пример. Итоговая строка таблицы у студентки Сомовой: А = 2, Б = 1, В = 2, Г = О, Д = 0. Доминирующий знак Сомовой — или Квадрат, или Треугольник. Если она считает себя больше исполнителем, то ее знак — квадрат со вписанным в него треугольником, если же она считает себя лидером, ее знак — треугольник со вписанным в него квадратом. 8. После того как каждый студент узнал свой психологический тип, преподаватель оценивает качество проведенного студентами отбора претендентов. Для этого он: * на доске напротив фамилии каждого студента чертит соответствующий знак; * в карточках студентов (они лежат на столе преподавателя) заполняет последний столбец: проставляет в них установленные в результате тестирования знаки претендентов. При этом преподаватель сравнивает знак должности и знак претендента и выставляет студенту количество баллов, равное количеству совпавших знаков. 9. Выставление баллов в этой игре — не завершающий этап. Интересно рассмотреть также три других вопроса, возникающих в ходе игры: * Как часто каждого студента выбирали претендентом на какую-либо должность (Какова степень востребованности студента)? * Претендентом на какую должность наиболее часто выбирали каждого студента (Какова оценка психологического типа этого студента другими членами группы)? * Соответствует ли знак студента знаку той должности, претендентом на которую его наиболее часто выбирали (Если не соответствует, — либо теория Деллингер дала сбой, либо студент не дал объективных ответов на вопросы теста о самом себе, либо студенты группы ошибаются в оценке психологического типа этого студента).
Пример игры 1. Исходные данные: * студентов — 8;» вакансий — 4. 2. В результате проведенного студентами отбора претендентов получены следующие данные (табл. 10.3). Таблица 10.3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|