Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Максимальные объемы производства продуктов в разных странах




1. Англия 2. Бразилия 3. Венгрия
Кофе — 10 Бумага — 30 Вино — 20 Бумага — 50 Газ — 70 Вино — 10 Газ — 10 Бумага — 90 Кофе— 10
4. Германия 5. Дания 6. Египет
Вино — 50 Газ — 20 Кофе— 10 Рыба — 80 Бумага — 60 Кофе — 20 Бумага — 60 Вино — 40 Рыба — 40
7. Италия 8. Канада 9. Мексика
Вино — 10 Газ — 70 Рыба — 50 Кофе— 10 Рыба — 50 Газ — 70 Сталь — 30 Вино — 50 Кофе — 10

Таблица 7.2

Коэффициенты равновыгодности международного обмена

№ п/п                  
  X 1,8 1,7 1,6         1,6
  1,8 X 3,5 4,2   1,8      
  1,7 3,5 X 1,4 1,7     2,6  
  1,6 4,2 1,4 X     4,2 1,9  
      1,7   X 1,4   1,1  
    1,8     1,4 X 2,2    
        4,2   2,2 X    
      2,6 1,9 1,1     X  
  1,6               X

Порядок проведения игры

1. Повторить понятия, теоретические положения и формулы, необ­ходимые для проведения игры. Особое внимание уделить выяв­лению сравнительных преимуществ и алгоритму расчета коэф­фициента равновыгодности.

2. Рассчитать на доске коэффициент равновыгодности для конкрет­ного случая (см. раздел «Теория»).

3. Объяснить студентам цели и правила игры.

4. Раздать студентам по карточке и бланку контракта (приблизи­тельно половину бланков они не используют, поскольку один контракт подписывается двумя странами).

5. Дать студентам 20-30 минут на поиск самого лучшего партнера по международному обмену. За это время каждый студент должен ус­петь сравнить свои данные с данными всех других студентов и оце­нить соответствующие коэффициенты равновыгодности (в случае, если обмен возможен). В итоге студент должен выделить наиболее «выгодные» для него страны и ранжировать их в соответствии с коэффициентом равновыгодности. При этом можно использовать интуитивный, образно-геометрический способ ранжирования, ос­нованный на визуальном сравнении треугольников — множеств производственных возможностей (рис. 7.2).

6. Объявить студентам, что в течение 5 минут они должны принять окончательное решение и подписать контракты.

7. Собрать контракты. Если число студентов (стран) нечетное, то обязательно будет сдан хотя бы один «пустой контракт» (мы на­зываем таких студентов одиночками).

8. Подвести итоги игры, используя табл. 7.2. Выставить студентам баллы. Сообщить каждому студенту, какая страна была для него наиболее предпочтительной. Проанализировать ошибки, допу­щенные при выборе партнера и расчете коэффициента равновыгодности. Объявить победителя (победителей) игры.

 

Пример игры

1. Исходные данные:

* студентов — 9;

* стран — 9.

Примечание. Если студентов больше, чем стран (карточек), то можно прикрепить двух-трех студентов к одной стране, создав «делегацию» на внешнеторговых переговорах.

2. В результате проведенных студентами «переговоров» были сда­ны следующие контракты с рассчитанными значениями коэффи­циента равновыгодности (табл. 7.3):

Таблица 7.3

Подписанные контракты

Контракт Страна А Страна В К
  2. Бразилия Иванов 4. Германия Власов 4,2
  3. Венгрия Петров 5. Дания Орлова 1,7
  1. Англия Сидоров 6. Египет Борзое 3,5
  7. Италия Котова Пустой
  9. Мексика Жуков Пустой
  8. Канада Серова Пустой

 

3. Итоги игры:

* Иванов (Бразилия) получает 5 баллов, так как им подписан контракт с наиболее выгодным партнером — Германией;

* Власов (Германия) получает 5 баллов, так как им также до­стигнуто максимально возможное значение коэффициента равновыгодности (4,2). Вместе с тем, он мог бы получить тот же результат, подписав контракт с Италией (Котова);

* Петров (Венгрия) получает 4 балла, так как для него наиболее «выгодна» Бразилия, а не Дания (3,5 против 1,7);

* Орлова (Дания) получает 5 баллов, так как она подписала кон­тракт с наиболее выгодной для себя страной — Венгрией (1,7); Сидоров (Англия) получает 1 балл, так как коэффициент равновыгодности рассчитан неверно (нужно 1, а не 3,5);

* Борзов (Египет) получает 1 балл;

Котова (Италия) получает 1 балл, так как она могла подписать контракт с Канадой — другой «лжеодинокой» страной. Коэф­фициент равновыгодности был бы равен 1 (при подписании этого контракта они получили бы по 3 балла);

* Серова (Канада) получает 1 балл;

* Жуков (Мексика) получает 2 балла, так как он не мог совер­шить обмен ни с одной из двух других стран-«одиночек». Из таблицы следует, что данная страна объективно имеет наи­меньший внешнеэкономический потенциал.

Итак, победителями игры стали Власов, Иванов и Орлова.

8. Деловая игра «Общественный выбор»

Цели игры

1. Усвоить понятия «общественный выбор», «правило простого боль­шинства», «альтернатива» и др.

2. Убедиться, что нет единственного варианта общественного вы­бора.

3. Изучить механизм принятия решений с помощью голосования.

4. Научиться формально выражать индивидуальные предпочтения и сравнивать индивидуальные предпочтения различных избира­телей.

5. Приобрести элементарные практические навыки участия в при­нятии коллективных решений.

 

Понятия

Общественный выбор — совокупность процессов нерыночного приня­тия решений через систему политических институтов.

Альтернатива (позиция) — один из предлагаемых вариантов реше­ния проблемы.

Правило простого большинства — побеждает альтернатива, в под­держку которой высказывается более половины участников выбора (голосования).

 

Теория

Предположим, что депутаты Думы решают проблему дополнительно­го финансирования четырех отраслей: культуры (К), металлургии (М), науки (Н) и обороны (О). Дума должна расположить эти отрасли в порядке уменьшения объемов финансирования.

У каждого депутата Думы есть свои предпочтения в отношении фи­нансирования этих отраслей, или своя позиция. Например, предпочте­ния депутата Явлина задаются формулой «НКОМ», т. е. важнейшей отраслью он считает науку, менее важной — культуру и т. д. Иными словами, «ранг» науки для него равен 1, культуры — 2 и т. д. Предпоч­тения этого депутата можно записать более развернутой формулой: «Н1К2О3М4». Она более удобна, чем первая, поскольку допускает из­менение порядка записи отраслей.

Позиции депутатов могут быть похожи или существенно отличать­ся. Есть способ вычисления «расстояния» между двумя позициями. Во-первых, надо вычислить модуль разности рангов для каждой отрас­ли. Во-вторых, следует сложить полученные четыре числа. Рассмот­рим пример.

Предположим, что предпочтения депутата Шандова задаются фор­мулой «М1О2К3Н4». Сравним данную позицию и позицию депутата Явлина, приведенную выше. Ранг отрасли «Наука» у Явлина равен 1, у Шандова — 4. Модуль разности рангов равен 3. Аналогично значе­ние модуля разности рангов отраслей «Культура», «Оборона» и «Ме­таллургия» равно соответственно 1; 1 и 3. Тогда «расстояние» между позициями двух данных депутатов будет равно 3 + 1 + 1 + 3 = 8.

Для четырех отраслей максимально возможное расстояние между позициями равно 8. Другие возможные значения расстояния: 0; 2; 4 и 6. Полезно знать, что общее число разных позиций для четырех отрас­лей равно 24.

 

Правила игры

1. Каждый студент является депутатом Думы. У него есть свои предпочтения в отношении дополнительного финансирования четырех отраслей: культуры (К), металлургии (М), науки (Н) и обороны (О). Депутат выражает свои предпочтения, располагая эти отрасли в порядке уменьшения их значения. Студент «выни­мает» карточку (мандат) с фамилией депутата и его позицией.

2. Утверждается та альтернатива (позиция), за которую проголосу­ет больше половины депутатов. Утвержденная позиция должна совпадать с индивидуальной позицией какого-либо депутата.

3. Задача каждого депутата — добиться, чтобы Дума проголосовала за позицию, как можно более близкую к его собственной позиции. Метод вычисления «расстояния» между позициями описан в разделе «Теория». Близкой позицией считается та, расстояние до ко­торой не больше 4. Депутат не может проголосовать за более даль­ние позиции (это ему не позволит сделать совесть).

4. Абсолютным победителем игры является депутат, личная пози­ция которого совпадает с позицией, за которую проголосовало большинство Думы. Его мы называем лидером. Для того чтобы стать лидером, депутат должен создать фракцию, т. е. объединить депутатов с близкими позициями. Число депутатов фракции дол­жно составлять более половины состава Думы (в игре — одна фракция, на практике — их больше).

5. Для регистрации фракции ее члены сдают преподавателю список с указанием лидера и «расстоянием» от позиции каждого члена фракции до позиции лидера. Одновременно все члены фракции сдают свои карточки (мандаты).

6. Если депутат теоретически может стать лидером, его называют потенциальным лидером. Не каждый депутат является потенци­альным лидером: это зависит от полученной карточки. В нашей игре при 8 депутатах в Думе есть 4 потенциальных лидера, при 9 депутатах - 5, при 10 депутатах — 3 лидера и т. д.

7. В Думе есть несколько потенциальных лидеров, поэтому исход голосования не предопределен. Окончательное решение Думы существенно зависит от их активности, способности быстро нахо­дить единомышленников и объединять их вокруг себя.

8. Депутаты, вошедшие во фракцию лидера, утверждают его пози­цию большинством голосов. Поскольку эта позиция близка пози­ции каждого члена фракции, всех их можно считать победителя­ми игры.

9. Проигрывают депутаты, не вошедшие во фракцию лидера. При­нятое Думой решение не отвечает их предпочтениям. Политичес­кое поражение терпят потенциальные лидеры, которые не смогли «протолкнуть» свою позицию.

10. Баллы присуждаются по следующим правилам:

* депутат-лидер — 5 баллов;

* депутаты — члены фракции лидера — 4 балла;

* депутаты, не вошедшие во фракцию лидера по идейным сооб­ражениям (оппозиция), — 3 балла;

* депутаты с позицией, близкой к позиции лидера, но не вошед­шие в его фракцию, упускают шанс реализовать свою позицию и получают по два балла;

* депутаты, незаконно вошедшие в победившую фракцию, т.е. расстояние до позиции лидера рассчитано неверно (в действи­тельности оно больше 4), получают по одному баллу. В резуль­тате такого подлога голосование в Думе объявляется недей­ствительным.

 

Подготовка игры

1. Подготовить карточки (мандаты), в которых надо указать: номер мандата, фамилию депутата и четыре отрасли в порядке убыва­ния их важности — по его мнению (табл. 8.1).

2. Надо рассчитать «расстояние» между позициями каждой пары депутатов (табл. 8.2).

 

Таблица 8.1

Позиции депутатов

1. Явлин 2. Шандов 3. Зюгов
Наука Культура Металлургия Оборона Металлургия Оборона Культура Наука Металлургия Культура Наука Оборона
4. Примов 5. Рогозов 6. Маков
Наука Культура Оборона Металлургия Металлургия Оборона Наука Культура Оборона Культура Наука Металлургия
7. Алфов 8. Говоров 9. Жиров
Наука Оборона Культура Металлургия Культура Наука Оборона Металлургия Оборона Наука Металлургия Культура
10. Комисов 11. Митрин 12. Немов
Культура Металлургия Наука Оборона Оборона Наука Культура Металлургия Наука Металлургия Оборона Культура
13. Луков 14. Жаков 15. Босов
Наука Металлургия Культура Оборона Культура Оборона Наука Металлургия Оборона Металлургия Наука Культура

Таблица 8.2

«Расстояние» между позициями депутатов

Ф. И. О.                              
  Явлин                              
  Шандов                              
  Зюгов                              
  Примов                              
  Рогозов                              
  Маков                              
  Алсров                              
  Говоров                              
  Жиров                              
  Комисов                              
  Митрин                              
  Немов                              
  Луков                              
  Жаков                              
  Босов                              

 

3. Определить потенциальных лидеров при возможной разной чис­ленности Думы: 8 чел., 9 чел.,..., 15 чел. Напоминаем, что потен­циальным лидером является депутат, число единомышленников которого (расстояние между позициями не больше 4), включая его самого, составляет более половины всего состава Думы. По­лученные результаты записать в табл. 8.3.

Таблица 8.3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...