Максимальные объемы производства продуктов в разных странах
Таблица 7.2 Коэффициенты равновыгодности международного обмена
Порядок проведения игры 1. Повторить понятия, теоретические положения и формулы, необходимые для проведения игры. Особое внимание уделить выявлению сравнительных преимуществ и алгоритму расчета коэффициента равновыгодности. 2. Рассчитать на доске коэффициент равновыгодности для конкретного случая (см. раздел «Теория»). 3. Объяснить студентам цели и правила игры. 4. Раздать студентам по карточке и бланку контракта (приблизительно половину бланков они не используют, поскольку один контракт подписывается двумя странами). 5. Дать студентам 20-30 минут на поиск самого лучшего партнера по международному обмену. За это время каждый студент должен успеть сравнить свои данные с данными всех других студентов и оценить соответствующие коэффициенты равновыгодности (в случае, если обмен возможен). В итоге студент должен выделить наиболее «выгодные» для него страны и ранжировать их в соответствии с коэффициентом равновыгодности. При этом можно использовать интуитивный, образно-геометрический способ ранжирования, основанный на визуальном сравнении треугольников — множеств производственных возможностей (рис. 7.2).
6. Объявить студентам, что в течение 5 минут они должны принять окончательное решение и подписать контракты. 7. Собрать контракты. Если число студентов (стран) нечетное, то обязательно будет сдан хотя бы один «пустой контракт» (мы называем таких студентов одиночками). 8. Подвести итоги игры, используя табл. 7.2. Выставить студентам баллы. Сообщить каждому студенту, какая страна была для него наиболее предпочтительной. Проанализировать ошибки, допущенные при выборе партнера и расчете коэффициента равновыгодности. Объявить победителя (победителей) игры.
Пример игры 1. Исходные данные: * студентов — 9; * стран — 9. Примечание. Если студентов больше, чем стран (карточек), то можно прикрепить двух-трех студентов к одной стране, создав «делегацию» на внешнеторговых переговорах. 2. В результате проведенных студентами «переговоров» были сданы следующие контракты с рассчитанными значениями коэффициента равновыгодности (табл. 7.3): Таблица 7.3 Подписанные контракты
3. Итоги игры: * Иванов (Бразилия) получает 5 баллов, так как им подписан контракт с наиболее выгодным партнером — Германией; * Власов (Германия) получает 5 баллов, так как им также достигнуто максимально возможное значение коэффициента равновыгодности (4,2). Вместе с тем, он мог бы получить тот же результат, подписав контракт с Италией (Котова);
* Петров (Венгрия) получает 4 балла, так как для него наиболее «выгодна» Бразилия, а не Дания (3,5 против 1,7); * Орлова (Дания) получает 5 баллов, так как она подписала контракт с наиболее выгодной для себя страной — Венгрией (1,7); Сидоров (Англия) получает 1 балл, так как коэффициент равновыгодности рассчитан неверно (нужно 1, а не 3,5); * Борзов (Египет) получает 1 балл; Котова (Италия) получает 1 балл, так как она могла подписать контракт с Канадой — другой «лжеодинокой» страной. Коэффициент равновыгодности был бы равен 1 (при подписании этого контракта они получили бы по 3 балла); * Серова (Канада) получает 1 балл; * Жуков (Мексика) получает 2 балла, так как он не мог совершить обмен ни с одной из двух других стран-«одиночек». Из таблицы следует, что данная страна объективно имеет наименьший внешнеэкономический потенциал. Итак, победителями игры стали Власов, Иванов и Орлова. 8. Деловая игра «Общественный выбор» Цели игры 1. Усвоить понятия «общественный выбор», «правило простого большинства», «альтернатива» и др. 2. Убедиться, что нет единственного варианта общественного выбора. 3. Изучить механизм принятия решений с помощью голосования. 4. Научиться формально выражать индивидуальные предпочтения и сравнивать индивидуальные предпочтения различных избирателей. 5. Приобрести элементарные практические навыки участия в принятии коллективных решений.
Понятия Общественный выбор — совокупность процессов нерыночного принятия решений через систему политических институтов. Альтернатива (позиция) — один из предлагаемых вариантов решения проблемы. Правило простого большинства — побеждает альтернатива, в поддержку которой высказывается более половины участников выбора (голосования).
Теория Предположим, что депутаты Думы решают проблему дополнительного финансирования четырех отраслей: культуры (К), металлургии (М), науки (Н) и обороны (О). Дума должна расположить эти отрасли в порядке уменьшения объемов финансирования. У каждого депутата Думы есть свои предпочтения в отношении финансирования этих отраслей, или своя позиция. Например, предпочтения депутата Явлина задаются формулой «НКОМ», т. е. важнейшей отраслью он считает науку, менее важной — культуру и т. д. Иными словами, «ранг» науки для него равен 1, культуры — 2 и т. д. Предпочтения этого депутата можно записать более развернутой формулой: «Н1К2О3М4». Она более удобна, чем первая, поскольку допускает изменение порядка записи отраслей.
Позиции депутатов могут быть похожи или существенно отличаться. Есть способ вычисления «расстояния» между двумя позициями. Во-первых, надо вычислить модуль разности рангов для каждой отрасли. Во-вторых, следует сложить полученные четыре числа. Рассмотрим пример. Предположим, что предпочтения депутата Шандова задаются формулой «М1О2К3Н4». Сравним данную позицию и позицию депутата Явлина, приведенную выше. Ранг отрасли «Наука» у Явлина равен 1, у Шандова — 4. Модуль разности рангов равен 3. Аналогично значение модуля разности рангов отраслей «Культура», «Оборона» и «Металлургия» равно соответственно 1; 1 и 3. Тогда «расстояние» между позициями двух данных депутатов будет равно 3 + 1 + 1 + 3 = 8. Для четырех отраслей максимально возможное расстояние между позициями равно 8. Другие возможные значения расстояния: 0; 2; 4 и 6. Полезно знать, что общее число разных позиций для четырех отраслей равно 24.
Правила игры 1. Каждый студент является депутатом Думы. У него есть свои предпочтения в отношении дополнительного финансирования четырех отраслей: культуры (К), металлургии (М), науки (Н) и обороны (О). Депутат выражает свои предпочтения, располагая эти отрасли в порядке уменьшения их значения. Студент «вынимает» карточку (мандат) с фамилией депутата и его позицией. 2. Утверждается та альтернатива (позиция), за которую проголосует больше половины депутатов. Утвержденная позиция должна совпадать с индивидуальной позицией какого-либо депутата. 3. Задача каждого депутата — добиться, чтобы Дума проголосовала за позицию, как можно более близкую к его собственной позиции. Метод вычисления «расстояния» между позициями описан в разделе «Теория». Близкой позицией считается та, расстояние до которой не больше 4. Депутат не может проголосовать за более дальние позиции (это ему не позволит сделать совесть).
4. Абсолютным победителем игры является депутат, личная позиция которого совпадает с позицией, за которую проголосовало большинство Думы. Его мы называем лидером. Для того чтобы стать лидером, депутат должен создать фракцию, т. е. объединить депутатов с близкими позициями. Число депутатов фракции должно составлять более половины состава Думы (в игре — одна фракция, на практике — их больше). 5. Для регистрации фракции ее члены сдают преподавателю список с указанием лидера и «расстоянием» от позиции каждого члена фракции до позиции лидера. Одновременно все члены фракции сдают свои карточки (мандаты). 6. Если депутат теоретически может стать лидером, его называют потенциальным лидером. Не каждый депутат является потенциальным лидером: это зависит от полученной карточки. В нашей игре при 8 депутатах в Думе есть 4 потенциальных лидера, при 9 депутатах - 5, при 10 депутатах — 3 лидера и т. д. 7. В Думе есть несколько потенциальных лидеров, поэтому исход голосования не предопределен. Окончательное решение Думы существенно зависит от их активности, способности быстро находить единомышленников и объединять их вокруг себя. 8. Депутаты, вошедшие во фракцию лидера, утверждают его позицию большинством голосов. Поскольку эта позиция близка позиции каждого члена фракции, всех их можно считать победителями игры. 9. Проигрывают депутаты, не вошедшие во фракцию лидера. Принятое Думой решение не отвечает их предпочтениям. Политическое поражение терпят потенциальные лидеры, которые не смогли «протолкнуть» свою позицию. 10. Баллы присуждаются по следующим правилам: * депутат-лидер — 5 баллов; * депутаты — члены фракции лидера — 4 балла; * депутаты, не вошедшие во фракцию лидера по идейным соображениям (оппозиция), — 3 балла; * депутаты с позицией, близкой к позиции лидера, но не вошедшие в его фракцию, упускают шанс реализовать свою позицию и получают по два балла; * депутаты, незаконно вошедшие в победившую фракцию, т.е. расстояние до позиции лидера рассчитано неверно (в действительности оно больше 4), получают по одному баллу. В результате такого подлога голосование в Думе объявляется недействительным.
Подготовка игры 1. Подготовить карточки (мандаты), в которых надо указать: номер мандата, фамилию депутата и четыре отрасли в порядке убывания их важности — по его мнению (табл. 8.1).
2. Надо рассчитать «расстояние» между позициями каждой пары депутатов (табл. 8.2).
Таблица 8.1 Позиции депутатов
Таблица 8.2 «Расстояние» между позициями депутатов
3. Определить потенциальных лидеров при возможной разной численности Думы: 8 чел., 9 чел.,..., 15 чел. Напоминаем, что потенциальным лидером является депутат, число единомышленников которого (расстояние между позициями не больше 4), включая его самого, составляет более половины всего состава Думы. Полученные результаты записать в табл. 8.3. Таблица 8.3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|