Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Библиографические примечания 7 глава




И перед этой отточенной, проверенной на практике, усовершенствованной долгим опытом техникой обработки мозгов растерянная молодежь оказывается АБСОЛЮТНО БЕЗЗАЩИТНОЙ. Ибо ведь никто из тех, кто мог бы быть для нее авторитетом, ее не предупредит, что она имеет дело просто с новым вариантом пропаганды — хоть и очень ядовитой, но покоящейся на более чем хрупкой фактической основе.

На нашем горизонте опять вырисовывается зловещий силуэт “Малого Народа”. Казалось бы, наш исторический опыт должен выработать против него иммунитет, обострить наше зрение, научить различать этот образ — но боюсь, что не научил. И понятно почему: была разорвана связь поколений, опыт не передавался от одних и другим. Вот и сейчас мы под угрозой, что наш опыт не станет известен следующему поколению.

Зная роль, которую “Малый Народ” играл в истории, можно представить себе, чем чревато его новое явление: реализуются столь отчетливо провозглашенные идеалы — утверждение психологии “перемещенного лица”, жизни без корней, “хождение по воде”, то есть ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ РАЗРУШЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ОСНОВ ЖИЗНИ. И в то же время при первой возможности — безоглядно-решительное манипулирование народной судьбой. А в результате новая и последняя катастрофа, после которой от нашего народа, вероятно, уже ничего не останется. Злободневно звучит призыв, приведенный в самом конце предшествующего параграфа: сделать выбор между положением иностранцев без политических прав и гражданством, основанным на любви к родине, — он логически адресуется ко всему “Малому Народу”. Каждый из тех, кого мы столько раз цитировали, от Амальрика до Янова, имеет право презирать и ненавидеть Россию, но они сверх этого хотят определить ее судьбу, составляют для нее планы и готовы взять на себя их исполнение. Такое сочетание типично в истории “Малого Народа”, именно оно приносит ему успех. Оторванность от психологии “Большого Народа”, неспособность понять его исторический опыт, которая в обычное время могла бы восприниматься как примитив и ущербность, в кризисных ситуациях обеспечивает возможность особенно смело резать и кроить его живое тело.

Что же мы можем противопоставить этой угрозе? Казалось бы, с мыслями можно бороться мыслями же, слову противопоставить слово. Однако дело обстоит не так просто. Уже по тем образцам литературы “Малого Народа”, которые были приведены в нашей статье, можно видеть, что эта литература вовсе не результат объективной мысли, не апелляция к жизненному опыту и логике. Мы встречаемся здесь с какой-то другой формой передачи идеологических концепций, причем присущей всем историческим вариантам “Малого Народа”.

Такая очень специфическая деятельность по “направлению общественного мнения” сложилась, по-видимому, уже в ХVIII веке и была описана Кошеном. Она включает, например, колоссальную, но кратковременную концентрацию общественного внимания на некоторых событиях или людях, чаще всего обличениях некоторых сторон окружающей жизни — от процесса Каласа, когда чудовищная несправедливость приговора, разоблаченная Вольтером, потрясла Европу (и про который историки заверяют, что никакой судебной ошибки вообще не было) — до дела Дрейфуса или Бейлиса. Или фабрикацию и поддержание авторитетов, основывающихся исключительно на силе гипноза. “Они создают репутации и заставляют аплодировать скучнейшим авторам и лживым книгам, если только это — свои”, — говорит Кошен. Плохую пьесу можно заставить смотреть благодаря клаке. (31) “Эта же клака, поставляемая “обществами”, так прекрасно выдрессирована, что кажется искренней, так хорошо распределена в зале, что клакеры не знают друг друга, и часто каждый из зрителей принимает их за публику”. “Сейчас трудно представить себе, что морализирование Мабли, политические изыскания Кондорсе, история Рейналя, философия Гельвеция, эта пустота безвкусной прозы, — могли выдержать издания, найти дюжину читателей; а между тем все их читали или по крайней мере покупали и о них говорили. Могут сказать — такова была мода. Конечно! Но как понять эту склонность к ходульности и тяжеловесности в век вкуса и элегантности?” Точно так же пониманию наших потомков будет недоступно влияние Фрейда как учёного, слава композитора Шенберга, художника Пикассо, писателя Кафки или поэта Бродского…

Таким образом, логика, факты, мысли — одни в такой ситуации безсильны, это подтверждает весь ход Истории. Только индивидуальный исторический опыт народа может помочь здесь отличить правду от лжи. Но уж если у кого такой опыт есть — то именно у нашего народа! И в этом, конечно, главный залог того, что мы сможем противостоять новому явлению “Малого Народа”. Наш опыт трагический, но и глубочайший, — несомненно изменил глубинные слои народной психики. Надо, однако, его ОСОЗНАТЬ — облечь в форму, доступную не только эмоциям, но и мыслям, выработать, опираясь на него, наше отношение к основным проблемам современности. Мне представляется, что именно такова сейчас основная задача русской мысли.

Поэтому мы просто не имеем права допустить, чтобы только-только возрождающаяся тяга к осмыслению нашего национального пути была затоптана, заплевана, чтобы её столкнули на дорогу крикливой журналистской полемики. Как же тогда защитим мы национальное сознание и особенно сознание молодёжи от навязываемого комплекса обречённости, от внушаемого взгляда, что наш народ способен быть лишь материалом для чужих экспериментов?

Много столетий складывается духовный облик народа, вырабатываются органически связанные друг с другом навыки общественного существования — и только опираясь на них, историческая эволюция может создать устойчивые, естественные для этого народа формы жизни. Например, публицисты “Малого Народа” часто подчеркивают, что в русской истории большую роль играло сильное государство — и в этом они, видимо, правы. Но, значит, если, по их советам, внезапно полностью устранить каким-то образом роль государства, оставив в качестве единственных действующих в обществе сил ничем не ограниченную экономическую и политическую конкуренцию, то результатом может быть только быстрый и полный развал. Те же самые аргументы приводят к обратному выводу: что государство, по-видимому, должно ещё длительный срок играть большую роль в жизни нашей страны. Какую конкретно роль — может показать только сама жизнь. Конечно, какие-то функции государства могут быть ограничены, переданы другим общественным силам. Само же по себе сильное влияние государства совсем не обязано быть пагубным — равно как не обязано быть и плодотворным, Государство способствовало закрепощению крестьян в России в ХVII-ХVIII вв., но оно же осуществило освобождение крестьян в ХIХ веке. Можно указать много примеров безусловно положительных важных действий, осуществленных благодаря сильному влиянию государства на жизнь. Например, рабочее законодательство, введённое в России в конце ХIХ — начале ХХ века, было на уровне современного западного, а если сравнивать с фазой промышленного развития страны — то сильно опережало его, было выработано гораздо быстрее. Только Англия и Германия имели более прогрессивные законы, во Франции же и в Соединенных Штатах юридическое положение рабочих было хуже. У государства, как и у других сил, действующих в жизни народа: партий, церквей, национальных течений и т.д., есть своя опасность, возможность болезненного развития (или соблазн). Для государства — это попытка подчинить своей власти души граждан. Но оно вполне может оставаться сильным, избежав этого болезненного пути. Та же картина почти со всех вопросах — всегда можно найти выход, не порывающий с исторической традицией, и только такой путь приведет к жизненному, устойчивому решению, так как он опирается на мудрость многими веками выраставших, проверявшихся, отбиравшихся и пришлифовывавшихся друг к другу черт и навыков народного организма. Конкретное осознание этой точки зрения и есть та сила, которую мы можем противопоставить “Малому Народу”, которая защитит нас от него.

Тысячелетняя история выковала такие черты национального характера, как вера в то, что судьба человека и судьбы народа нераздельны в своих самых глубоких пластах и сливаются в роковые минуты истории; как связь с землёй — землёй в узком смысле слова, которая родит хлеб, и с Русской землёй (то есть с Макошью). Эти черты помогли пережить страшные испытания, жить и трудиться в условиях иногда почти нечеловеческих. В этой древней традиции заложена вся надежда на наше будущее, За неё-то и идет борьба с “Малым Народом”, кредо которого угадал ещё Достоевский: “Кто проклял своё прошлое, тот уже наш — вот наша формула!”

 

* * *

Человек родится и умирает, как правило, среди своего народа. Поэтому его окружение воспринимается им как нечто совершенно естественное и обычно не вызывает никаких вопросов. На самом же деле народ — одно из поразительнейших явлений и загадок на нашей Земле. Почему возникают эти общности? Какие силы поддерживают их веками и тысячелетиями? До сих пор все попытки ответить на эти вопросы столь явно били мимо цели, что скорее всего мы имеем здесь дело с явлением, к которому стандартные приемы “понимания” современной науки вообще неприменимы. Легче указать, зачем народы нужны людям. Принадлежность к своему народу делает человека причастным Истории, загадкам прошлого и будущего. Он может чувствовать себя не просто частичкой “живого вещества”, зачем-то перерабатываемого гигантской фабрикой Природы. Он способен ощутить (чаще — подсознательно) значительность и высшую осмысленность земного бытия арийского белого славянского нордического русского человечества (и сверхчеловечества СС!) и своей роли в нём. Аналогично “биологической среде”, народ — это “социальная среда обитания” человека: чудесное творение, поддерживаемое и созданное нашими действиями, но не по нашим замыслам. Во многом оно превосходит возможности нашего понимания, но часто и трогательно-беззащитно перед нашим бездумным вмешательством. На Историю можно смотреть как на двусторонний процесс взаимодействия человека и его “среды социального обитания” — народа. Мы сказали, что даёт народ человеку. Человеком же создаются силы, скрепляющие народ и обезпечивающие его существование: язык, фольклор, искусство, осознание своей исторической судьбы. Когда этот двусторонний процесс разлаживается, происходит то же, что и в природе: среда превращается в мёртвую пустыню, а с нею гибнет и человек. Конкретнее, исчезает интерес человека к труду и к судьбам своей страны, жизнь становится безсмысленным бременем, молодёжь ищет выхода в иррациональных вспышках насилия, мужчины превращаются в алкоголиков или наркоманов, женщины перестают рожать, народ вымирает…

Таков конец, к которому толкает “Малый Народ”, неустанно трудящийся над разрушением всего того, что поддерживает существование “Большого Народа”. Поэтому создание оружия духовной защиты от него — вопрос национального самосохранения. Такая задача посильна лишь всему народу. Но есть более скромная задача, которую мы можем решить только индивидуально: СКАЗАТЬ ПРАВДУ, произнести, наконец, боязливо умалчиваемые слова. Я не мог бы спокойно умереть, не попытавшись этого сделать.

1978—1983 гг.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ПРИМЕЧАНИЯ

К § 1

Вот более точное описание работ, упомянутых в начале параграфа. Г. Померанц: „Квадриллион”, „Человек из ниоткуда”, „Сны земли”; А. Амальрик: „Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?” (“самиздат”). “Вестник Русского Студенческого Христианского Движения” (РСХД) № 97, 1970. Сборники работ: „Самосознание”, Нью-Йорк, 1976 и „Демократические альтернативы”, ФРГ, 1976. Б. Шрагин: „Противостояние духа”, Лондон, 1976. А. Янов: „Detente after Brezhnev” (далее цитируется как „Разрядка…”) и „The Russian New Right” (далее цитируется как „Новая…”) — обе в „Institute of international studies”, Калифорнийский Университет, Беркли, 1977. Р. Пайпс: „Russia under the old regime” (далее цитируется как „Россия…”), Лондон, 1974.

К § 2

Критику концепций, кратко изложенных в § 1, можно найти, например, в работах: Л. Бородин. “Вече” № 8 (“самиздат”), А. Солженицын „Из-под глыб” (“самиздат”) и другие выступления, В. Борисов и И. Дубровский: “Вестник РХД”, № 125, А. Шанецкий: “Память”, № 4 (Самиздат).

По поводу места концепции „Москвы — Третьего Рима” в мировоззрении Московского царства см., например, Д. С. Лихачев, „Национальное самосознание Древней Руси”, с. 100—101, и работы Н. Н. Масленниковой и А. Л. Гольдберга в ТОДРЛ за 1962, 69, 74 гг.

О том, что секуляризация церковных земель не вызвала на Руси социальных потрясений — Пайпс. „Россия…”, с. 242.

Синодальный период управления церковью — как пример „русской предрасположенности к единогласному послушанию” — Шрагин. „Самосознание”, с. 263.

О влиянии „территориальной системы” церковного управления, принятой в протестантских странах, на церковное устройство России, см., например, А. С. Павлов. „Курс церковного права”, Сергиев Посад. 1902, с. 485—490, 507.

О „значении николаевского законодательства для тоталитаризма XX века” — Пайпс. „Россия…”, с. 291—295.

Цитаты европейских основоположников теории тоталитарного государства взяты из: Томас Гоббс. „Избранные произведения в двух томах”. Том II, М., 1965. „Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского”, с. 47, 196—202, 207, 230—235, 488—490, 505, 526, 527, 567. Б. Спиноза. „Избранные произведения в двух томах”. Том II. Политический трактат, с. 301—302, 305, 309—310. Жан-Жак Руссо. „Об общественном договоре, или Принцип политического права”. М., 1938, с. 13—14, 16, 18, 24, 29, 34.

О западных влияниях на петровское законодательство см. Георгий Гуревич. „Правда воли монаршей” Феофана Прокоповича и её западноевропейские источники”, Юрьев, 1915.

О „революционном мессианстве” см. Л. Тальмон. „Political messianism”, Лондон, 1960.

О еретических учениях и народных социальных утопиях в России см., например, Н. А. Казакова и Я. С. Лурье. „Антифеодальные еретические движения на Руси XV начала XVI века”. М.—Л., 1955 и А. И. Клибанов. „Народная социальная утопия в России”. М., 1977.

Дискуссия по поводу „Повести о Дракуле” см. В. Борисов. “Вестник РХД”, № 125, и Г. Померанц. Открытое письмо редактору “Вестника РХД” (Самиздат).

Пайпс о частной собственности в Московской Руси; „Россия…”, с. 316, и И. Дубровский. “Вестник РХД”, № 125.

Пайпс о русских пословицах: „Россия…”, с. 159.

Пайпс о грамотности в Московской Руси: „Россия…”, с. 123. См. также А. И. Соболевский. „Образованность Московской Руси XV—XVII вв.” СПб., 1892, особенно с. 3—4. Подсчёты А. И. Соболевского были продолжены Н. А. Ватановой: „Русский читатель XVII в.” в сб. „Древнерусская литература и её связь с новым временем”. М., 1907. См. еще Д. С. Лихачев. „Культура русского народа”. М.—Л., 1961, с. 106—107.

Янов о роли „Архипелага ГУЛАГ” в русской истории: „Демократические альтернативы”, с. 188.

О западноевропейских переворотах 20-х гг. XIX века, очень похожих на заговор декабристов, тоже организованных тайными обществами (в Испании — масонами, в Италии — карбонариями) см., например, Е. Тарле. „Политические движения в Испании и Италии в 1820—1823 гг.”, „Книга для чтения по истории нового времени”, т. IV, ч. I, с. 128—176, М., 1913.

О заговоре Тистельвуда или „Заговоре на улице Катона” есть статья в Британской Энциклопедии.

О подавлении июньского восстания 1848 г. пишет Герцен. Больше подробностей можно найти в книге Шарль Шмидт. „Июньские дни 1848 г.”. Л., 1927.

По поводу числа убитых при разгроме Парижской коммуны приводились очень разные цифры. Консервативный журналист Максим Дю Кам утверждает, что число убитых на баррикадах и расстрелянных национальными гвардейцами равно 6600 (м. Du Camp, „Les Convulsions de Paris” т. I, Париж, 1881). Эта цифра явно занижена, так как даже маршал Мак-Магон говорит о 15000. Обычно называют цифру от 30000 (Жорж Буржен. „История Коммуны”, Л., 1926) до 20000 (Э. Лиссагарэ. „История Коммуны”).

Янов о „возрасте” демократии: „Новая…”, с. 99. Он же о Белинском как славянофиле: журнал “22”, Тель-Авив, 1976, с. 86.

Об ирландской кампании Кромвеля см., например, Михаил Фрейнд. „Die grosse Revolution in England”, Гамбург, 1951. Сколько погибло в результате работорговли, оценивает Дю Буа. „The Negro”, Лондон, 1915. Число жертв Французской революции из современников оценивал миллионом такой революционер, как Гракх Бабеф („О системе уничтожения населения, или Жизнь и преступления Каррье” в: Гракх Бабеф. Сочинения. Т. 3, М., 1977, с. 225) и революционер, но позже отошедший от революции Л. М. Прюдом в „Histoire gйnйrale et impartiale…”. Из более поздних историков Тэн пишет: „Можно предполагать, что в одиннадцати департаментах запада число убитых всех возрастов и обоих полов приближается к полумиллиону”. См. „Происхождение современной Франции”, т. IV, кн. V, гл. I (во Франции было тогда 83 департамента).

О числе жертв опричнины см. Р. Г. Скрынников. „Иван Грозный”, М., 1965, с. 191.

Филипп Эрлангер в „Le massacre de la St-Barthelemi” приводит различные оценки числа жертв Варфоломеевской ночи. Наименьшую цифру называл Боссюэ: 6000, наибольшую — воспитатель Людовика XIV Перефикс: 100000. Из современников будущий канцлер Генриха IV Сюлли говорит о 60000, историк Ту—о 10000 в Париже и 40000 в провинции, иезуит Бонами 4000 в Париже и 25000 в провинции, протестант Креспин в „Мартирологе” приводит имена 15000 убитых, историограф короля Массон и английские архивы говорят о 2000—3000 убитых в Париже и 10000 в провинции (с. 193—194).

К § 3

Цитаты из Горского: “Вестник РСХД”, М 97, с. 61 и 34.

Цитаты из Янова: „Разрядка…”, с. 101, 183, 104, 80, 100.

Цитаты из Померанца о том, что „народа больше нет”: из его сборников „Квадриллион”, „Человек ниоткуда”.

Померанц о русском народе и Самодержце: „Сон о справедливом возмездии”, “Синтаксис”, № 6.

„Русские не имеют истории” — см. Б. Шрагин „Самосознание”, с. 261.

Янов о демократии и тоталитаризме: „Новая…”, с. 88, 102.

Характеристику английского парламентаризма см. в Werner Sombart. „Der proletarische Sozialismus”, Jena, 1924, или Hans Delbruck. „Regierung und Volkswille”, а также в его работе „Whigs and Torys” в „Historische und politische Aufsдtze”, Berlin, 1887.

Об ограничении власти см. Ш. Монтескье. „О духе законов”, кн. II, гл. VI. Политические взгляды создателей американской конституции выпукло описаны в работе лорда Эктона „Political causes of American Revolution” („Essays in the liberal interpretation of History”, Чикаго, 1957, с. 41—94). См. также В. Хабуш. „Die moderne Demokratie”, Jena, 1921, c. 51, и Дж. X. Рендал. „The Making of modern mind”, Нью-Йорк, 1926, с. 345—350.

В американской политической литературе XVIII и начале XIX в. „демократическая” форма правления противопоставлялась „конституционной” или „свободной”.

Схема вырождения в деспотию у Платона — „Государство”, 562. Его взгляды на демократию — там же, 557, у Аристотеля — „Политика”, 1292 а.

Взгляды Берка: Ed. Burke. „Reflections on the Revolution in France”, Нью-Йорк, 1961, с. 138.

Из современных авторов: Ф. А. Хайек. ”Law, legislation and liberty” t. 1, „Rules and Orders”, Лондон, 1973.

Взгляды Краснова-Левитина и Плюща: „Демократические альтернативы”. Плющ о терроризме: „Ответ Т. С. Ходорович”, “Континент”, № 9, с. 252.

Концепция Янова: “Синтаксис”, № 1, Журнал “22”, 1978, „Новая…”, с. 88, „Разрядка…”, с. 141, 85, 86, 80, 83, 21.

К § 4

Две точки зрения на Историю — обе очень древнего происхождения. Платону принадлежит сравнение законодателя с мастером. В „Государстве” и „Законах” он логически разрабатывает план построения идеального государства. С другой стороны, Аристотель считает государство продуктом естественного развития, наподобие семьи („Политика”, 1252а). Я. Бурхард в „Культуре Ренессанса в Италии” считает, что характерным для эпохи Возрождения был взгляд на государство как на искусственное сооружение.

Типичным пониманием государства как „конструкции” является теория „договора” Гоббса — Руссо. Взгляд на государство как „организм” также многократно высказывался, вплоть до попыток построения „социальной физиологии”, „социальной анатомии” и применения дарвинизма к общественным явлениям. Обзор этих взглядов см., например, в книге Менгера: Karl Menger. „Untersuchungen uber die Sozialwissenschaften und der politischen Okonomie”. Leipzig, 1883.

В наше время „органическая” точка зрения развита в цитированной выше книге Хайека.

Вообще „органическая” концепция, как правило, ближе историкам, а „механическая” — социологам и политикам (ср. хотя бы современный термин „социальная инженерия”).

О роли интеллигенции: Горский. “Вестник РСХД”, № 97, с. 52, 53; Шрагин. „В поисках почвы” (“самиздат”) и „Противостояние духа”, с. 216; Померанц. „Квадриллион” и „Человек из ниоткуда”.

Шрагин против демократии: “Синтаксис”, № 3, с. 22.

Суммарное изложение основных положений Кошена содержится в небольшой книжечке Augustin Cochin. „Les Societes de pensee et la democratie”, Париж, 1921. Подробное изложение, опирающееся на огромный фактический материал — в книге „Les Societes de pensee et Revolution en Bretagne (1788—89)”, Париж, 1925. Второй том посвящен исключительно публикации документов. Концепция Кошена не получила (как, впрочем, и следовало ожидать, ввиду ее „нелиберальности”) признания большинства историков. Его взгляды относят, как правило, к типу теорий революции как „заговора”, что, как мне кажется, представляет их в совершенно искаженном виде.

О влиянии кальвинизма на создание „духа капитализма” имеется классическая работа: Мах Weber. „The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism”, Лондон, 1930.

Влиянию на создание духа современной партийной жизни посвящена интересная книга: Михаэль Вальцер. „The Revolution of the saints”, Кембридж, Масс. I, 65.

О роли пуритан в английской революции см. Беллок, Хиллер. „Кромвель”, Лондон, 1934, и цитированную выше книгу М. Фрейнда.

Характеристика немецкого радикализма: цитированная выше книга Зомбарта, т. I, с. 45—47, и особенно H. von Treitschke. „Deutsche Geschishte im Neunzehnten Jahrhundert”, ч. III, гл. 9, Лейпциг, 1885.

Русская публицистика 60—70 гг. XIX в. см.: В. А. Зайцев. "Избранные сочинения" т. I, М., 1934, с. 55, 62, 95, 96. Ю. В. Стеклов. „Чернышевский”, М.—Л., 1928, ч. I, с. 158.

Достоевский Ф. М. „Дневник писателя”, март 1876 г., май — июнь 1877 г., август 1880 г., январь 1881 г.

Л. Тихомиров. „Начала и концы („либералы” и террористы)”, М., 1890.

К § 5

Выражение „дьявол русской тирании” принадлежит Янову: “Синтаксис”, № 6.

Шрагин о „России как жандарме Европы”: „Самосознание”, с. 56.

О „надеждах” эмиграции см. Амальрик. “Синтаксис”, № 3.

По поводу самооценки дореволюционной интеллигенции см. Н. Зернов. „Русское религиозное возрождение XX в.” Париж, 1974, „Вехи” (сборник статей о русской интеллигенции), 2-е изд. М., 1909, „Интеллигенция в России”, СПб., 1910.

К § 6

По поводу цитат „Они о нас” см. статьи „Горского" (псевдоним) в “Вестнике РСХД", № 97, „Сны Земли” Померанца, „Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?” Амальрика, „Противостояние духа” Шрагина, с. 60, статью Белоцерковского в „Демократических альтернативах”, с. 87, Альбом „Les peintures russes contemporaines" Palais des Congrиs; Париж, 1976, картина „Ciel lourd”, статью Меерсона-Аксенова в “Самосознании” с. 103, и Амальрика в “Синтаксисе” № 3, с. 73.

Национально окрашенные цитаты Янова см. „Разрядка…”, с. IX, „Новая…”, с. 12—16, 31, 160, 177—180, 28, 177. Журнал “22”, Тель-Авив, 1978.

Н. Я. Мандельштам, что „евреи — это и сеть интеллигенция” — „Вторая книга воспоминаний”, Париж, 1972, с. 119, 567—68. Аналогичные мысли Хазанова: „Запах звёзд”, Тель-Авив, с. 291, 284, 296, 278.

Шрагин о „национальном складе” интеллигенции: „Противостояние духа”, с. 30.

Янов о желательности „нового Баруха”: „Разрядка…”, с. 88. Померанц о миссии Израиля: „Сны земли” (“самиздат”).

К § 7

„Революцию делали не одни евреи” — “Вестник РСХД”, № 97, с. 6.

Пьеса „Утомленное солнце” — “Время и мы”, Тель-Авив, 1976, № 7.

Померанц о „проклятом вопросе”: „Сон о справедливом возмездии”, “Синтаксис”, № 6.

Сборник статей „Россия и евреи”; переиздан в Париже в 1978 г. См. также Ф. Светов „Отверзи мне двери”, Париж, 1978, статьи Бергмана и Дон-Левина в журнале “22”, Тель-Авив, 1978, статью А. Суконина в “Вестнике РХД”, № 123.

Померанц об „опасном слове”: „Сон о справедливом возмездии”, “Синтаксис”, № 6.

Янов: обвинение в антисемитизме как атомная бомба — “Синтаксис”, № 6.

Отрывок из статьи Синявского в “Континенте”, № 1, касающийся „русского антисемитизма”, переведен в „The New York Review of books”, апрель 1976. Другая статья того же автора на ту же тему — “Синтаксис”, № 2, с. 19.

К § 8

Цитаты из сборника „Россия и евреи” в начале параграфа взяты из статей Н. О. Левина (с. 109) и И. О. Бикермана (с. 22—23).

Обзор революционной эмиграции 80-х гг. см. „Хроника социалистического движения в России в 1878—1887 гг.”. Публикация материалов министерства внутренних дел, М., 1917, с. 325—333.

Показания Азева: „Былое”, № 1, июль 1917 г.

Обширные статистические данные находятся в книге: А. Дикий. „Евреи в России и в СССР”, Нью-Йорк, 1967. В книге встречаются неточности, но не тенденциозные: в целом обрисованная там картина, по-видимому, соответствует действительности.

Рассказ Шульгина о его впечатлениях времён гражданской войны: „Что нам в них не нравится”, Париж, 1929.

Недавно на Западе опубликована книга двух английских журналистов, посвящённая расстрелу царской семьи: А. Саммерс и Т. Мангольд. „The File on the Tsar”, 1976. См. особенно с. 88 и 185—187.

Список руководства ОГПУ—НКВД — в кн. Р. Конквеста „The great terror".

Выступления против „великодержавного шовинизма” см. „XII съезд Российской Коммунистической Партии (большевиков) 17—25 апреля 1923 г." М., 1923. Там же, в ряде выступлений термин „Русопяты” (см. с. 553—567, 517, 562—566, 159, 526, 544).

Стихотворения Безыменского: Альманах “30 дней”, 1925, № 9, другие — “Правда”, 13 августа 1925 г. и тот же альманах “30 дней”, 1930, № 8.

Плющ о Кутузове как „реакционере” — „Демократические альтернативы” (Беседа с Леонидом Плющом).

Биография Троцкого с характеристикой его национальных чувств: Джоэль Кармайкл „Троцкий”, Иерусалим, 1980 (сокращенный перевод с английского).

Взгляды Хаима Житловского и Шарля Раппопорта: “Время и мы”, Тель-Авив, 1976, № 11.

Об Азеве и вообще эсерах см. Б. Николаевский „Azeff the spy", Нью-Йорк, 1934, с. 69 и 88.

Рассказ М. Н. Покровского — в его книге „Очерки по истории революционного движения в России XIX и XX веков", М., 1924, с. 152.

Рассказ Витте о его встрече с Шиффом: Граф С. Ю. Витте. „Воспоминания”, т. I, Л. 1924, с. 360. Дополнение Шульгина: „Что нам в них не нравится”. Он ссылается на “Б'най Б'рит ньюз”, т. XII, № 9.

Отчет о выступлении Лёба опубликован, например, в газете "Филадельфия пресс”, 19 февраля 1912.

К § 9

Макс Вебер об истории еврейского „гетто”: см. М. Weber. „Gesammellte Aufsдtze zur Religionssoziologie”. т. III; „Das antike Judentum”, Tьbingen, 1923.

Молитва, которую приводит Макс Брод: М. Brod. „Joh. Reuchlin und sein Kampf” (Stuttgart — Berlin — Mainz, 1965, с. 263). Он говорит, что видел эту молитву в молитвеннике своей матери.

Мысли Лассаля: Ф. Лассаль. „Дневник”, Петроград, 1919, с. 112, Мартова: Ю. Мартов. „Воспоминания социал-демократа”, “Новь”, М., 1924, с. 23.

Стихи Бялика — Бялик. „Песни и поэмы”, перевод с еврейского Б. Жаботинского, 2-е издание, СПб., 1912, с. 85, 119, 171, 181.

Статья из израильского журнала: Шмуль Мушник. „Мэнора”, № 22, VIII год изд., Иерусалим, 1980, из канадского: Гиндин. „Современник”, № 34 Торонто, 1978, с. 209.

Цитаты из книги „Россия и евреи”, с. 117, 228.

К § 10

По поводу рабочего законодательства в России конца XIX — начала XX в. см., например, Б. И. Литвинов-Валинский. „Фабричное законодательство и фабричная инспекция в России”. Изд. II, СПб. 1894.

П. А. Хромов. „Экономическое развитие России в XIX—XX веках”, М., I960, с. 350—354.

Общую атмосферу правительственных мероприятий в рабочем вопросе перед мировой войной характеризует „Заключение межведомственного совещания об изыскании мер против забастовок”. „Красный Архив”, № 34, 1929.

 

* Игорь Ростиславович ШАФАРЕВИЧ. 1923 года рождения, математик. Член-корреспондент АН СССР, лауреат Ленинской премии, член Академии наук и искусств США, иностранный член Национальной академии наук США, Лондонского королевского общества, Германской академии Леопольдина, Национальной академии деи Линчеп (Италия), почётный доктор Парижского университета, Лауреат премии Хайнемана (ФРГ). Автор фундаментальных работ по алгебре, теории чисел и алгебраической геометрии, а также по вопросам социологии и истории. (прим. редакции)

(1) Приведём самые краткие сведение об авторах тех произведений, которые будут здесь обсуждаться. Г. Померанц — советский востоковед. В сталинское время был арестован. Свои исторические общественные взгляды он излагал в сборниках работ, распространявшихся в Самиздате, а потом изданных на Западе, а также в лекциях и докладах на семинарах. Несколько его статей появилось на Западе в журналах, издаваемых на русском языке.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...