Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список основной литературы

Кафедра общей хирургии лечебного факультета

ГНОЙНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

КОСТЕЙ И СУСТАВОВ

(ОСТЕОМИЕЛИТ, АРТРИТ, БУРСИТ)

Методические рекомендации для преподавателей

 

МОТИВАЦИЯ.

История хирургии неразрывно связана с борьбой с инфекциями. Гнойно-воспалительные процессы занимают одно из ведущих мест в структуре заболеваемости населения и летальности. Среди них по тяжести течения и неблагоприятным исходам особо выделяют гнойные заболевания костей и суставов (остеомиелит, гнойный артрит, гнойный бурсит). Высокий удельный вес гнойных заболеваний костей и суставов в структуре гнойных заболеваний человека, сохраняющийся достаточно высокий уровень осложнений и летальности, связанный нередко с ошибками в диагностике и лечении, делают несостоятельным изучение различных аспектов данной патологии, что позволит хорошо ориентироваться в многообразии классической симптоматологии заболевания и выборе адекватного метода лечения.

 

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ.

 

Научить студентов ориентироваться в вопросах клиники, лабораторной и дифференциальной диагностике различных форм остеомиелита, гнойного артрита и гнойного бурсита, ознакомить с общими принципами консервативного и оперативного методов лечения, вопросами реабилитации больных.

ХРОНОКАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Продолжительность занятия – 2 часа 25 минут (3 академических часа)

1. Организационные вопросы – 5 минут

2. Проверка исходного уровня знаний – 15 минут.

3. Коррекция исходного уровня знаний – 10 минут.

4. Заслушивание и разбор реферативного сообщения по теме – 20 минут.

5. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя – 70 минут

Данный фрагмент занятия включает в себя следующие элементы:

· Решение ситуационных задач;

· Работа с таблицами;

· Курация тематического больного с последующим разбором;

· Работа с историями болезни;

· Работа с результатами инструментальных методов исследования;

· Работа в перевязочной;

· Присутствие на операции

 

6. Контроль итогового уровня знаний - 10 минут

7. Подведение итогов занятия – 5 минут.

ОСТЕОМИЕЛИТ

 

Студент должен знать:

1. патофизиологическую и патоморфологическую характеристику острого гематогенного остеомиелита;

2. классификацию остеомиелита;

3. клиническую картину местной и генерализованной форм острого гематогенного остеомиелита;

4. атипичные формы остеомиелита;

5. особенности клинического течения посттравматического остеомиелита;

6. общие принципы консервативного и оперативного лечения остеомиелита.

 

Студент должен уметь:

1. "читать" рентгенограммы больных с различными формами остеомиелита;

2. выполнять перевязки у больных со свищевыми формами хронического остеомиелита;

3. производить фистулографию при свищевых формах остеомиелита;

4. подобрать набор инструментов для остеоперфорации.

 

Базисные знания.

1. Анатомические особенности строения и кровообращения длинных трубчатых и плоских костей;

2. Понятие об эндо- и экзогенной инфекции;

3. Компрессионно-дистракционный метод Г.А.Илизарова;

4. Регенерация костной ткани.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ.

1) Дать определение остеомиелита.

2) Классификация остеомиелита.

3) Основные этапы патогенеза острого гематогенного остеомиелита.

4) Провоцирующие и предрасполагающие факторы в развитии заболевания.

5) Современные микробиологические аспекты острого гематогенного остеомиелита.

6) Патологическая анатомия остеомиелита. Понятие о секвестре и секвестральной коробке.

7) Клинические симптомы острого гематогенного остеомиелита.

8) Стадийность местных симптомов заболевания.

9) Основные лабораторно-инструментальные методы диагностики.

10) Общие принципы консервативной терапии при остром гематогенном остеомиелите. Использование эфферентных методов лечения.

11) Показания и объём оперативного вмешательства при остром гематогенном остеомиелите длинных трубчатых костей.

12) Осложнения и исходы заболевания.

13) Особенности клинического течения и терапии острого гематогенного остеомиелита плоских костей.

14) Понятие о хроническом остеомиелите, его виды (вторичный хронический остеомиелит, атипичные формы, хронический остеомиелит вследствие травматических повреждений).

15) Вторичный хронический остеомиелит, причины возникновения.

16) Основные клинико-рентгенологические характеристики вторичного хронического остеомиелита.

17) Особенности клинического течения хронических остеомиелитов вследствие травматических повреждений.

18) Атипичные формы остеомиелит, клинические проявления. Общие принципы диагностики и лечения.

19) Дифференциальная диагностика хронического остеомиелита, остеохондропатии, остеоид-остеома, новообразований костей, саркома Юнига, метастатические поражения костей, костно-суставной туберкулёз.

20) Показания к консервативному лечению хронического остеомиелита.

21) Общие принципы консервативной терапии хронического остеомиелита.

22) Особенности антибактериальной и иммунокорригирующей терапии хронического остеомиелита.

23) Показания и основные виды оперативных вмешательств при хроническом остеомиелите (секвестрэктомия, иссечение свища, секвестрнекрэктомия).

24) Основные методы закрытия остаточной полости.

25) Компрессионно-дистракционный метод Г.А. Илизарова в лечении осложнений остеомиелита.

26) Осложнения и исходы хронического остеомиелита и различных методов его лечения.

27) Общие принципы реабилитации больных.

 

ГНОЙНЫЙ АРТРИТ

Студент должен знать:

- принципы клинической, лабораторной и инструментальной диагностики гнойного артрита;

- общие принципы консервативного и оперативного лечения гнойного артрита.

Студент должен уметь:

- определять симптом «баллотирования надколенника»;

- «читать» рентгенограммы больных с гнойными заболеваниями костей и суставов;

- выполнять иммобилизацию конечности при остром артрите;

- подобрать набор инструментов для пункции сустава;

- подобрать набор инструментов для артротомии;

Базисные знания:

- анатомическое строение суставов;

- гемограмма;

- понятие факультативной патогенности микроорганизмов; особенности условно-патогенной микрофлоры;

- техника забора материала для бактериологического исследования;

- классификация антимикробных химиотерапевтических средств;

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

1. Анатомо-физиологические особенности крупных суставов конечностей.

2. Острый артрит – определение, причины возникновения.

3. Местные и общие симптомы острого артрита. Симптом «баллотирования надколенника», методика определения.

4. Консервативное лечение острого артрита.

5. Пункция сустава – диагностическое и лечебное значение, техника выполнения.

6. Оперативное лечение острого гнойного артрита. Техника выполнения артротомии и дренирования полости крупных суставов (коленного, плечевого, тазобедренного)

 

 

ГНОЙНЫЙ БУРСИТ.

Студент должен знать:

- принципы клинической, лабораторной и инструментальной диагностики гнойного бурсита;

- общие принципы консервативного и оперативного лечения гнойного бурсита.

Студент должен уметь:

- выполнять перевязки при гнойном бурсите;

- подобрать набор инструментов для пункции слизистой сумки суставов;

- подобрать набор инструментов для вскрытия слизистой сумки суставов.

Базисные знания:

- анатомическое строение суставов и слизистых сумок;

- гемограмма;

- понятие факультативной патогенности микроорганизмов; особенности условно-патогенной микрофлоры;

- техника забора материала для бактериологического исследования;

- классификация антимикробных химиотерапевтических средств.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

1. Анатомо-физиологические особенности параартикулярных сумок крупных суставов конечностей.

2. Острый бурсит – определение, причины возникновения.

3. Консервативное лечение острого бурсита.

4. Пункция суставной сумки – диагностическое и лечебное значение, техника выполнения.

5. Оперативное лечение острого гнойного бурсита. Техника выполнения бурсотомии и дренирования полости сумки.

6. Особенности хирургического лечения хронического бурсита.

 

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Гостищев В. К. Общая хирургия. –М.,ГЭОТАР,2006. –832 с.

2 Гостищев В.К. СD приложение к учебнику «Общая хирургия» 4-е издание переработанное и дополненное, 2009

3 Петров С. В. Общая хирургия, 3 СD.-ГОЭТАР, Медиа, 2007.-268 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...