Список основной литературы
Кафедра общей хирургии лечебного факультета ГНОЙНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ КОСТЕЙ И СУСТАВОВ (ОСТЕОМИЕЛИТ, АРТРИТ, БУРСИТ) Методические рекомендации для преподавателей
МОТИВАЦИЯ. История хирургии неразрывно связана с борьбой с инфекциями. Гнойно-воспалительные процессы занимают одно из ведущих мест в структуре заболеваемости населения и летальности. Среди них по тяжести течения и неблагоприятным исходам особо выделяют гнойные заболевания костей и суставов (остеомиелит, гнойный артрит, гнойный бурсит). Высокий удельный вес гнойных заболеваний костей и суставов в структуре гнойных заболеваний человека, сохраняющийся достаточно высокий уровень осложнений и летальности, связанный нередко с ошибками в диагностике и лечении, делают несостоятельным изучение различных аспектов данной патологии, что позволит хорошо ориентироваться в многообразии классической симптоматологии заболевания и выборе адекватного метода лечения.
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ.
Научить студентов ориентироваться в вопросах клиники, лабораторной и дифференциальной диагностике различных форм остеомиелита, гнойного артрита и гнойного бурсита, ознакомить с общими принципами консервативного и оперативного методов лечения, вопросами реабилитации больных. ХРОНОКАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ Продолжительность занятия – 2 часа 25 минут (3 академических часа) 1. Организационные вопросы – 5 минут 2. Проверка исходного уровня знаний – 15 минут. 3. Коррекция исходного уровня знаний – 10 минут. 4. Заслушивание и разбор реферативного сообщения по теме – 20 минут. 5. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя – 70 минут
Данный фрагмент занятия включает в себя следующие элементы: · Решение ситуационных задач; · Работа с таблицами; · Курация тематического больного с последующим разбором; · Работа с историями болезни; · Работа с результатами инструментальных методов исследования; · Работа в перевязочной; · Присутствие на операции
6. Контроль итогового уровня знаний - 10 минут 7. Подведение итогов занятия – 5 минут. ОСТЕОМИЕЛИТ
Студент должен знать: 1. патофизиологическую и патоморфологическую характеристику острого гематогенного остеомиелита; 2. классификацию остеомиелита; 3. клиническую картину местной и генерализованной форм острого гематогенного остеомиелита; 4. атипичные формы остеомиелита; 5. особенности клинического течения посттравматического остеомиелита; 6. общие принципы консервативного и оперативного лечения остеомиелита.
Студент должен уметь: 1. "читать" рентгенограммы больных с различными формами остеомиелита; 2. выполнять перевязки у больных со свищевыми формами хронического остеомиелита; 3. производить фистулографию при свищевых формах остеомиелита; 4. подобрать набор инструментов для остеоперфорации.
Базисные знания. 1. Анатомические особенности строения и кровообращения длинных трубчатых и плоских костей; 2. Понятие об эндо- и экзогенной инфекции; 3. Компрессионно-дистракционный метод Г.А.Илизарова; 4. Регенерация костной ткани.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ. 1) Дать определение остеомиелита. 2) Классификация остеомиелита. 3) Основные этапы патогенеза острого гематогенного остеомиелита. 4) Провоцирующие и предрасполагающие факторы в развитии заболевания. 5) Современные микробиологические аспекты острого гематогенного остеомиелита. 6) Патологическая анатомия остеомиелита. Понятие о секвестре и секвестральной коробке.
7) Клинические симптомы острого гематогенного остеомиелита. 8) Стадийность местных симптомов заболевания. 9) Основные лабораторно-инструментальные методы диагностики. 10) Общие принципы консервативной терапии при остром гематогенном остеомиелите. Использование эфферентных методов лечения. 11) Показания и объём оперативного вмешательства при остром гематогенном остеомиелите длинных трубчатых костей. 12) Осложнения и исходы заболевания. 13) Особенности клинического течения и терапии острого гематогенного остеомиелита плоских костей. 14) Понятие о хроническом остеомиелите, его виды (вторичный хронический остеомиелит, атипичные формы, хронический остеомиелит вследствие травматических повреждений). 15) Вторичный хронический остеомиелит, причины возникновения. 16) Основные клинико-рентгенологические характеристики вторичного хронического остеомиелита. 17) Особенности клинического течения хронических остеомиелитов вследствие травматических повреждений. 18) Атипичные формы остеомиелит, клинические проявления. Общие принципы диагностики и лечения. 19) Дифференциальная диагностика хронического остеомиелита, остеохондропатии, остеоид-остеома, новообразований костей, саркома Юнига, метастатические поражения костей, костно-суставной туберкулёз. 20) Показания к консервативному лечению хронического остеомиелита. 21) Общие принципы консервативной терапии хронического остеомиелита. 22) Особенности антибактериальной и иммунокорригирующей терапии хронического остеомиелита. 23) Показания и основные виды оперативных вмешательств при хроническом остеомиелите (секвестрэктомия, иссечение свища, секвестрнекрэктомия). 24) Основные методы закрытия остаточной полости. 25) Компрессионно-дистракционный метод Г.А. Илизарова в лечении осложнений остеомиелита. 26) Осложнения и исходы хронического остеомиелита и различных методов его лечения. 27) Общие принципы реабилитации больных.
ГНОЙНЫЙ АРТРИТ Студент должен знать: - принципы клинической, лабораторной и инструментальной диагностики гнойного артрита; - общие принципы консервативного и оперативного лечения гнойного артрита. Студент должен уметь: - определять симптом «баллотирования надколенника»;
- «читать» рентгенограммы больных с гнойными заболеваниями костей и суставов; - выполнять иммобилизацию конечности при остром артрите; - подобрать набор инструментов для пункции сустава; - подобрать набор инструментов для артротомии; Базисные знания: - анатомическое строение суставов; - гемограмма; - понятие факультативной патогенности микроорганизмов; особенности условно-патогенной микрофлоры; - техника забора материала для бактериологического исследования; - классификация антимикробных химиотерапевтических средств;
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ: 1. Анатомо-физиологические особенности крупных суставов конечностей. 2. Острый артрит – определение, причины возникновения. 3. Местные и общие симптомы острого артрита. Симптом «баллотирования надколенника», методика определения. 4. Консервативное лечение острого артрита. 5. Пункция сустава – диагностическое и лечебное значение, техника выполнения. 6. Оперативное лечение острого гнойного артрита. Техника выполнения артротомии и дренирования полости крупных суставов (коленного, плечевого, тазобедренного)
ГНОЙНЫЙ БУРСИТ. Студент должен знать: - принципы клинической, лабораторной и инструментальной диагностики гнойного бурсита; - общие принципы консервативного и оперативного лечения гнойного бурсита. Студент должен уметь: - выполнять перевязки при гнойном бурсите; - подобрать набор инструментов для пункции слизистой сумки суставов; - подобрать набор инструментов для вскрытия слизистой сумки суставов. Базисные знания: - анатомическое строение суставов и слизистых сумок; - гемограмма; - понятие факультативной патогенности микроорганизмов; особенности условно-патогенной микрофлоры; - техника забора материала для бактериологического исследования; - классификация антимикробных химиотерапевтических средств. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ: 1. Анатомо-физиологические особенности параартикулярных сумок крупных суставов конечностей. 2. Острый бурсит – определение, причины возникновения.
3. Консервативное лечение острого бурсита. 4. Пункция суставной сумки – диагностическое и лечебное значение, техника выполнения. 5. Оперативное лечение острого гнойного бурсита. Техника выполнения бурсотомии и дренирования полости сумки. 6. Особенности хирургического лечения хронического бурсита.
СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1 Гостищев В. К. Общая хирургия. –М.,ГЭОТАР,2006. –832 с. 2 Гостищев В.К. СD приложение к учебнику «Общая хирургия» 4-е издание переработанное и дополненное, 2009 3 Петров С. В. Общая хирургия, 3 СD.-ГОЭТАР, Медиа, 2007.-268 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|