Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы и сроки реализации программы




ОБРАЗЕЦ


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

ПРОЕКТ

коррекционной (развивающей, либо коррекционно-развивающей)программы с детьми (дошкольного, младшего школьного, подросткового) возраста

“__________________________” (название программы)

 

(контрольная работа по дисциплине

«Методы коррекционно-развивающей работы психолога»)

 

 

Выполнил:

Студент 2 курса группы ППО - 2968

ФИО

 

Проверил:

К.психол.н., доцент

Т.В. Семеновских

 

Тюмень, 2015
Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа

Для дошкольников

 

(можно написать название)

Пояснительная записка

 

Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка. В старшем дошкольном возрасте ребенок отражает, познаёт окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения.

Развитие личности дошкольника предполагает: осознание ребенком самого себя; развитие личностных механизмов поведения; формирование первичных этических инстанций и на их основе моральной оценки; возникновение новых мотивов поступков и действий. Именно в дошкольном детстве преимущественно закладываются основы будущей личности. Поэтому важно создавать положительные мотивационные установки для нахождения конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций, что помогает сформировать мотивы позитивного поведения. Этому способствует: осознание ребенком-дошкольником цели и мотивов своих собственных действий и действий сверстника; понимание причин сложившейся ситуации; осмысление условий, в которых будут протекать действия; определение на основе опыта возможных способов разрешения конфликтных ситуаций и их вероятных исходов.

Необходимость разработки данной коррекционно-развивающей программы определяется следующими противоречиями:

· между социальным заказом общества формировать развитую, психологически здоровую личность и отсутствием разработанной положительной мотивационной установки, влияющей на поведение дошкольника, наличия конкретной технологии для данного процесса;

· между необходимостью формирования мотивов бесконфликтного позитивного поведения и недостаточной освещенностью практических аспектов данной проблемы.

Приведенные выше противоречия позволили определить проблему исследования: можно ли формировать мотивы бесконфликтного позитивного поведения у старших дошкольников благодаря внедрению установки на конструктивное решение конфликтных ситуаций.

Разрабатывая проект коррекционно-развивающей программы мы опирались на следующие принципы коррекционно-развивающей работы:

1) принцип единства диагностики и коррекции;

2) принцип системности коррекционных и развивающих задач;

3) принцип приоритетности коррекции каузального вида;

4) принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;

5) деятельностный принцип коррекции;

6) принцип комплексности методов коррекционного воздействия;

7) принцип учета эмоциональной сложности материала.

Программа рассчитана на четыре блока, включающих 30 комбинированных занятий, в которые входят беседы [4, 5]; игры, упражнения с элементами анималотерапии [29], арттерапии [17, 24, 26, 33, 34], игротерапии [13, 19, 25, 30], библиотерапии [6, 8, 35], сказкотерапии [7, 9, 11, 12, 18], музыкотерапии [10], психогимнастики [15, 16, 31, 41, 49]; релаксационные упражнения [21, 44], этюды [1, 2, 3, 20, 23, 32, 37], театры-экспромты [14, 48] и многое другое [22, 27, 28, 36, 38, 39, 40, 42, 43, 45, 46, 47, 50]. Коррекционно-развивающие занятия проводятся: с оптимальной периодичностью в 4-5 дней; продолжительностью по 30-35 минут; состав участников – дети 5-7 лет, имеющие высокий, выше среднего и средний уровни конфликтности (количество детей в группе зависит от результатов диагностической работы, варьируется от 6 до 10 участников).

Содержание данной программы без изменений рекомендуется к применению в дошкольных образовательных учреждениях, с детьми 5-7 лет (I, II, III блоки программы), с обязательным привлечением их родителей (IV блок), поскольку, коррекционная работа имеет каузальную направленность.

Цель коррекционно-развивающей программы — создание положительных установок, направляющих старших дошкольников на нахождение конструктивных способов выхода из конфликтных ситуаций, влияющих на формирование мотивов позитивного поведения и снижение конфликтности.

Задачи программы:

· создать условия для нивелирования высоких уровней конфликтности за счет развития дружеских чувств между дошкольниками;

· способствовать осознанию детьми собственных мотивов поведения;

· определить результативные способы решения конфликтных ситуаций;

· корректировать внутрисемейные отношения с помощью метода арттерапии.

 

Коррекционно-развивающая программа представляет собой цикл четырех последовательных блоков, предназначенных для работы со старшими дошкольниками: “Детская дружба — трудное чувство” (эмоциональный блок); “Чего я больше всего хочу?” (когнитивный блок); “Реши конфликтную ситуацию” (поведенческий блок). Количество занятий, с I по III блок, составлено с ориентацией на возраст детей, скорость и глубину освоения ими нового материала. Каждый блок — это несколько занятий, объединенных одной тематикой. Главное условие эффективности занятий — участие детей, которых не следует оценивать, добиваясь единственно правильного ответа. Поскольку, дошкольники легко заражаются чужими эмоциями, их необходимо, прежде всего, увлечь, заинтересовать занятиями, которые не должны утомлять.

Каждое занятие коррекционно-развивающей программы имеет следующую структуру: состоит из вводной, основной и заключительной частей.

Вводная часть для всех занятий является единой, включает в себя игры, упражнения, беседы, стихотворения, направленные на создание положительного отношения к занятию, ведущему, сверстникам; особое внимание уделяется эмоциональному фону, обеспечивающему позитивное межличностное взаимодействие. Продолжительность этой части — 3-5 минут.

Основная часть отвечает главной цели занятия; включает в себя “мысленные картинки”, развивающие игры, в которых возникает новая психологическая форма мотивов: гипотетически можно представить себе, что именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений; упражнения, этюды, решение “конфликтных ситуаций”, рисование, театр экспромт, обучение дошкольников способам разрешения конфликтных ситуаций. Продолжительность основной части — 25 минут.

Заключительная часть предполагает снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения: проигрывание этюдов, релаксация, упражнения на расслабление, подведение итогов. Продолжительность этой части — 5 минут.

Исключение, по времени проведения, составляют занятия IV блока, поскольку совместная работа родителей с детьми, требует большего внимания со стороны психолога, а также длительного обсуждения, полученных, в ходе занятий, продуктов деятельности (рисунков, коллажей). Продолжительность занятий IV блока составляет 50-60 минут (вводная часть – 10-15 минут, основная – 35-40 минут, заключительная – 5-10 минут).

Этапы и сроки реализации программы

Первый этап (сентябрь):

· подбор детей в экспериментальную группу осуществлялся по результатам, проведенного диагностического обследования, с использованием методик: “Несуществующее животное”, “Незаконченные рассказы-ситуации” Г.А. Урунтаевой, модифицированный тест С. Розенцвейга, направленных на выявление конфликтности, анализ взаимоотношений детей в группе (приложение 1);

· организация условий осуществления коррекционно-развивающей программы;

· консультирование родителей;

· информирование педагогов и администрации образовательного учреждения о плане проведения коррекционно-развивающих мероприятий;

· обсуждение коррекционной программы с педагогами, администрацией.

Второй этап (октябрь-апрель):

· реализация коррекционно-развивающей программы;

· проведение коррекционно-развивающих занятий с экспериментальной группой, согласно разработанной программе;

· контроль динамики хода коррекционно-развивающей работы, предоставление родителям «обратной связи» о ходе апробации программы;

· проведение родительских групп – сообщение промежуточных результатов коррекционно-развивающей работы.

· внесение необходимых корректив в программу работ (за исключением целей и задач программы).

Третий этап (май):

· повторное диагностическое обследование с целью определения, удалось ли нивелировать высокий, средний уровни конфликтности, а также проведение заданий, позволяющих выявить влияние мотивов на результат и взаимоотношения детей в совместной деятельности, мотивов поведения в ситуации выбора; использование модифицированной методики “Цветовые метафоры” И.Л. Соломина для выяснения, понимают ли дошкольники сущность форм поведения (приложение 1).

· оценка эффективности коррекционно-развивающей работы, с использованием методов математической статистики (t-критерий Ф. Вилкоксона, χ² -критерий К. Пирсона);

· разработка, в случае необходимости, программы индивидуального курирования отдельного случая;

· обсуждение итогов коррекционно-развивающей работы с родителями, педагогами, администрацией, написание отзывов, научных статей.


Структура программы

Блок I “Детская дружба — трудное чувство”(эмоциональный блок) (октябрь, ноябрь, декабрь)
Темы занятий:
“Детская дружба” “Наши эмоции” “Мы умеем общаться без слов” “Наши жесты “говорят” о многом” “Что чувствуют, когда ссорятся?” “Кошка и собака — друзья”
“Настоящий друг — кто он?” “Правила дружбы” “Дружба начинается с улыбки” “Мы дружная команда” “Дружба — это помощь” “Добрые эльфы”  
Блок II “Чего я больше всего хочу?”(когнитивный блок) (январь, февраль)
Темы занятий:
“Мир желаний” “Я хочу” “Интерес, как мотив поведения”   “Мотивы других” “Почему сердятся?” “Почему злятся и гневаются?”
Блок III “Реши конфликтную ситуацию”(поведенческий блок) (март, апрель)
Темы занятий:
“Как научиться управлять своим поведением” “Встань на его место” “Комментаторы и судьи” “Хорошо — плохо”
“Решение “трудных” ситуаций” “Поссорились и помирились”   “Проигрывание ситуаций” “Как избежать ссор, драк?”
               

Содержание программы

Блок I “Детская дружба — трудное чувство”

Реализуется двенадцатью занятиями: “Детская дружба”; “Наши эмоции”; “Мы умеем общаться без слов”; “Наши жесты “говорят” о многом”; “Что чувствуют, когда ссорятся?”;“Кошка и собака — друзья”; “Настоящий друг — кто он?”; “Правила дружбы”; “Дружба начинается с улыбки”; “Мы дружная команда”; “Дружба — это помощь”; “Добрые эльфы”.

Данные занятия способствуют снижению уровня конфликтности за счет развития дружеских чувств между дошкольниками. Нивелирование конфликтности осуществляется благодаря использованию механизмов эмоционального заражения, проекции, сличения, инсайта.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...