Этапы и сроки реализации программы
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ОБРАЗЕЦ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПРОЕКТ коррекционной (развивающей, либо коррекционно-развивающей)программы с детьми (дошкольного, младшего школьного, подросткового) возраста “__________________________” (название программы)
(контрольная работа по дисциплине «Методы коррекционно-развивающей работы психолога»)
Выполнил: Студент 2 курса группы ППО - 2968 ФИО
Проверил: К.психол.н., доцент Т.В. Семеновских
Тюмень, 2015 Для дошкольников
(можно написать название) Пояснительная записка
Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка. В старшем дошкольном возрасте ребенок отражает, познаёт окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения. Развитие личности дошкольника предполагает: осознание ребенком самого себя; развитие личностных механизмов поведения; формирование первичных этических инстанций и на их основе моральной оценки; возникновение новых мотивов поступков и действий. Именно в дошкольном детстве преимущественно закладываются основы будущей личности. Поэтому важно создавать положительные мотивационные установки для нахождения конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций, что помогает сформировать мотивы позитивного поведения. Этому способствует: осознание ребенком-дошкольником цели и мотивов своих собственных действий и действий сверстника; понимание причин сложившейся ситуации; осмысление условий, в которых будут протекать действия; определение на основе опыта возможных способов разрешения конфликтных ситуаций и их вероятных исходов.
Необходимость разработки данной коррекционно-развивающей программы определяется следующими противоречиями: · между социальным заказом общества формировать развитую, психологически здоровую личность и отсутствием разработанной положительной мотивационной установки, влияющей на поведение дошкольника, наличия конкретной технологии для данного процесса; · между необходимостью формирования мотивов бесконфликтного позитивного поведения и недостаточной освещенностью практических аспектов данной проблемы. Приведенные выше противоречия позволили определить проблему исследования: можно ли формировать мотивы бесконфликтного позитивного поведения у старших дошкольников благодаря внедрению установки на конструктивное решение конфликтных ситуаций. Разрабатывая проект коррекционно-развивающей программы мы опирались на следующие принципы коррекционно-развивающей работы: 1) принцип единства диагностики и коррекции; 2) принцип системности коррекционных и развивающих задач; 3) принцип приоритетности коррекции каузального вида; 4) принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка; 5) деятельностный принцип коррекции; 6) принцип комплексности методов коррекционного воздействия; 7) принцип учета эмоциональной сложности материала. Программа рассчитана на четыре блока, включающих 30 комбинированных занятий, в которые входят беседы [4, 5]; игры, упражнения с элементами анималотерапии [29], арттерапии [17, 24, 26, 33, 34], игротерапии [13, 19, 25, 30], библиотерапии [6, 8, 35], сказкотерапии [7, 9, 11, 12, 18], музыкотерапии [10], психогимнастики [15, 16, 31, 41, 49]; релаксационные упражнения [21, 44], этюды [1, 2, 3, 20, 23, 32, 37], театры-экспромты [14, 48] и многое другое [22, 27, 28, 36, 38, 39, 40, 42, 43, 45, 46, 47, 50]. Коррекционно-развивающие занятия проводятся: с оптимальной периодичностью в 4-5 дней; продолжительностью по 30-35 минут; состав участников – дети 5-7 лет, имеющие высокий, выше среднего и средний уровни конфликтности (количество детей в группе зависит от результатов диагностической работы, варьируется от 6 до 10 участников).
Содержание данной программы без изменений рекомендуется к применению в дошкольных образовательных учреждениях, с детьми 5-7 лет (I, II, III блоки программы), с обязательным привлечением их родителей (IV блок), поскольку, коррекционная работа имеет каузальную направленность. Цель коррекционно-развивающей программы — создание положительных установок, направляющих старших дошкольников на нахождение конструктивных способов выхода из конфликтных ситуаций, влияющих на формирование мотивов позитивного поведения и снижение конфликтности. Задачи программы: · создать условия для нивелирования высоких уровней конфликтности за счет развития дружеских чувств между дошкольниками; · способствовать осознанию детьми собственных мотивов поведения; · определить результативные способы решения конфликтных ситуаций; · корректировать внутрисемейные отношения с помощью метода арттерапии.
Коррекционно-развивающая программа представляет собой цикл четырех последовательных блоков, предназначенных для работы со старшими дошкольниками: “Детская дружба — трудное чувство” (эмоциональный блок); “Чего я больше всего хочу?” (когнитивный блок); “Реши конфликтную ситуацию” (поведенческий блок). Количество занятий, с I по III блок, составлено с ориентацией на возраст детей, скорость и глубину освоения ими нового материала. Каждый блок — это несколько занятий, объединенных одной тематикой. Главное условие эффективности занятий — участие детей, которых не следует оценивать, добиваясь единственно правильного ответа. Поскольку, дошкольники легко заражаются чужими эмоциями, их необходимо, прежде всего, увлечь, заинтересовать занятиями, которые не должны утомлять. Каждое занятие коррекционно-развивающей программы имеет следующую структуру: состоит из вводной, основной и заключительной частей.
Вводная часть для всех занятий является единой, включает в себя игры, упражнения, беседы, стихотворения, направленные на создание положительного отношения к занятию, ведущему, сверстникам; особое внимание уделяется эмоциональному фону, обеспечивающему позитивное межличностное взаимодействие. Продолжительность этой части — 3-5 минут. Основная часть отвечает главной цели занятия; включает в себя “мысленные картинки”, развивающие игры, в которых возникает новая психологическая форма мотивов: гипотетически можно представить себе, что именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений; упражнения, этюды, решение “конфликтных ситуаций”, рисование, театр экспромт, обучение дошкольников способам разрешения конфликтных ситуаций. Продолжительность основной части — 25 минут. Заключительная часть предполагает снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения: проигрывание этюдов, релаксация, упражнения на расслабление, подведение итогов. Продолжительность этой части — 5 минут. Исключение, по времени проведения, составляют занятия IV блока, поскольку совместная работа родителей с детьми, требует большего внимания со стороны психолога, а также длительного обсуждения, полученных, в ходе занятий, продуктов деятельности (рисунков, коллажей). Продолжительность занятий IV блока составляет 50-60 минут (вводная часть – 10-15 минут, основная – 35-40 минут, заключительная – 5-10 минут). Этапы и сроки реализации программы Первый этап (сентябрь): · подбор детей в экспериментальную группу осуществлялся по результатам, проведенного диагностического обследования, с использованием методик: “Несуществующее животное”, “Незаконченные рассказы-ситуации” Г.А. Урунтаевой, модифицированный тест С. Розенцвейга, направленных на выявление конфликтности, анализ взаимоотношений детей в группе (приложение 1);
· организация условий осуществления коррекционно-развивающей программы; · консультирование родителей; · информирование педагогов и администрации образовательного учреждения о плане проведения коррекционно-развивающих мероприятий; · обсуждение коррекционной программы с педагогами, администрацией. Второй этап (октябрь-апрель): · реализация коррекционно-развивающей программы; · проведение коррекционно-развивающих занятий с экспериментальной группой, согласно разработанной программе; · контроль динамики хода коррекционно-развивающей работы, предоставление родителям «обратной связи» о ходе апробации программы; · проведение родительских групп – сообщение промежуточных результатов коррекционно-развивающей работы. · внесение необходимых корректив в программу работ (за исключением целей и задач программы). Третий этап (май): · повторное диагностическое обследование с целью определения, удалось ли нивелировать высокий, средний уровни конфликтности, а также проведение заданий, позволяющих выявить влияние мотивов на результат и взаимоотношения детей в совместной деятельности, мотивов поведения в ситуации выбора; использование модифицированной методики “Цветовые метафоры” И.Л. Соломина для выяснения, понимают ли дошкольники сущность форм поведения (приложение 1). · оценка эффективности коррекционно-развивающей работы, с использованием методов математической статистики (t-критерий Ф. Вилкоксона, χ² -критерий К. Пирсона); · разработка, в случае необходимости, программы индивидуального курирования отдельного случая; · обсуждение итогов коррекционно-развивающей работы с родителями, педагогами, администрацией, написание отзывов, научных статей. Структура программы
Содержание программы
Блок I “Детская дружба — трудное чувство” Реализуется двенадцатью занятиями: “Детская дружба”; “Наши эмоции”; “Мы умеем общаться без слов”; “Наши жесты “говорят” о многом”; “Что чувствуют, когда ссорятся?”;“Кошка и собака — друзья”; “Настоящий друг — кто он?”; “Правила дружбы”; “Дружба начинается с улыбки”; “Мы дружная команда”; “Дружба — это помощь”; “Добрые эльфы”. Данные занятия способствуют снижению уровня конфликтности за счет развития дружеских чувств между дошкольниками. Нивелирование конфликтности осуществляется благодаря использованию механизмов эмоционального заражения, проекции, сличения, инсайта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|