Структура занятий, входящих в блок I
Содержание занятий
Занятие 1. “Детская дружба” Цель: развитие эмпатии, умения сопереживать, понимать состояние другого. Стимульный материал: рисунки полевых цветов: незабудки, ромашек, маков, колокольчиков; насекомых: кузнечика, бабочки; явлений неживой природы: ветра, дождя, солнца; повязка. Ход занятия Вводная часть: · Упражнение “Клубочек” обеспечивает создание эмоционально-благополучного фона в группе и знакомство с каждым ребенком. Дети садятся в круг. Ведущий держит клубочек, нить обвита вокруг пальца, он задает интересующий его вопрос участнику игры: “Как тебя зовут?”, кидает его ребенку, тот ловит его, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос следующему участнику. В конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что похожа ниточная фигура. Упражнение позволяет войти в контакт с каждым ребенком из группы, узнать его имя; а символическая нить объединяет всех участников. · Беседа “С кем я дружил летом”, применяется для установления доверительных отношений с группой детей. Ведущий просит ребят вспомнить и рассказать о том, с кем и как они подружились летом. Беседа о проведенном лете, играх с друзьями настраивает детей на положительный лад, дает возможность узнать с кем дети предпочитают дружить, много ли у них друзей.
Основная часть: · Игра “Волшебник” помогает детям лучше запомнить, установить контакты друг с другом. Дети становятся в круг, кладут друг другу руки на плечи. Затем одному из них завязывают глаза и ставят в круг на другое место. Ему необходимо представить себя волшебником и, почувствовав плечи друзей, угадать, кто стоит рядом с ним. В игре дети внимательнее рассматривают друг друга, запоминают внешность, имя ребенка, которого ранее не знали; стремятся преуспеть в игре. · Театр экспромт “Незабудка не смогла подружиться” (О. Гавриченко), проводится для пояснения детям, что же такое “дружба” и как плохо, когда с тобой никто не дружит. В ходе театра экспромта можно использовать рисунки главных действующих героев, а также явлений неживой природы (приложение 3). Недалеко от большого города был лес, а в лесу была поляна, на которой росли лесные цветы. В хорошую погоду, когда солнце ласково пригревало, на поляну прилетали бабочки, а в траве запевал свои звонкие песни кузнечик. Легкий ветерок, пролетая над лесом, раскачивал цветы, траву и деревья. Однажды утром на поляне появился новый цветок – на тоненьком стебельке с маленькими листиками и очень маленьким нераскрывшимся зеленым бутоном. – Ты похож на обыкновенную траву, – сказал красный мак, – ведь ты такой зеленый. – Нет, – ответил новый цветок, – я цветок Незабудка. – Да какой же ты цветок, если твой бутон не раскрылся! – сказала ромашка. – Таких цветов не бывает, – зазвенел колокольчик. И все цветы на поляне сказали: – Нет такого цветка, ты не наш, мы не будем дружить с тобой. Маленькая зеленая Незабудка посмотрела на себя: «Да. Я вся зеленая и бутон мой не раскрылся, никто и говорить со мной не хочет и играть тоже…» От этой мысли ей сделалось так грустно, что она стала увядать. Незабудка уже совсем завяла, как вдруг пошел дождик, который напоил Незабудку спасительной влагой. Незабудка ожила и снова услышала голос Ромашки: – Смотри, какой у меня большой цветок с желтой серединкой. Я похожа на солнце. – А я, – зазвенел колокольчик, – самый звонкий на всей поляне.
А маленькой Незабудке опять нечего было сказать. – Надо собрать все свои силы, чтобы мой бутон распустился, и они увидели, что я тоже – цветок, – так думала Незабудка. И на следующий день она так сильно постаралась, что из бутона появился цветок – голубой с белым отливом, не похожий не на один цветок на поляне. Благодаря театру экспромту, каждый ребенок в роли незабудки, ставится в ситуацию, когда над ним смеются, не играют, что позволяет ему пережить непринятие со стороны сверстников; затем, наоборот почувствовать как замечательно, когда вокруг все улыбаются и играют друг с другом. Заключительная часть: · Упражнение “Биоэнергетическая гимнастика” позволяет обучить детей расслабляться, ощутить особенности расслабления мышц с использованием биологически активных точек. Дети садятся удобно. Руки вытягивают вперед, готовят большой и указательный пальцы. Берутся ими за кончики ушей — один сверху, другой снизу ушка. Массируют уши и приговаривают при этом: “Кошкины ушки всегда на макушке!” (10 движений в одну сторону и 10 в другую). Затем опускают руки, стряхивают ладошки. Приготовив указательный палец, ставят его между бровями и носом. Массируя эту точку столько же раз, приговаривая: “Кошкин глаз — мудрый глаз!” Стряхивают ладошки. Далее собирают пальцы руки в горстку, находят ямку в низу шеи и массируют ее со словами: “Как собачка я дышу, помогать себе спешу!” (10 раз в обе стороны). Ведущий следит за правильностью нахождения точек и силой нажима на них. Подведение итогов направлено на выяснение отношения детей к занятию: что им понравилось, хотели бы еще подобное занятие или нет. “Всем-всем до свидания”. Занятие 2. “Наши эмоции” Цель: формирование умения понимать эмоциональное состояние другого человека, а также развитие умения общаться без слов, с помощью мимики и пантомимики. Ход занятия Вводная часть: · Приветствие направлено на формирование благоприятного психологического климата и сплочение детского коллектива. Ход упражнения: Дети вместе с психологом садятся в круг. Дошкольникам предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть, а не проговорить. Доброе утро, Саша (улыбается и кивает головой). Доброе утро, Маша (называются имена детей по кругу). Доброе утро, солнышко (все поднимают руки вверх). Доброе утро, небо. Доброе утро всем нам (все разводят руками, смотрят друг другу в глаза и улыбаются). Основная часть: · Игра “Жмурки” предполагает сплочение группы и развитие умения выражать положительные эмоции.
Ход игры: Все дети напевают какую-нибудь песенку и ведут игрока-кота с завязанными глазами, а затем начинают петь: Кот, кот, Ананас Ты лови три года нас! Не развязывая глаз. После этого дети разбегаются в разные стороны. Кот принимается ловить участвующих в игре. Все дети вертятся вокруг кота, дразнят его: то дотронуться до него пальцами, то дернут за одежду. · Игра “День рождения” нацелена на сплочение группы и развитие умения выражать положительные эмоции. Ход игры: Выбирается именинник. Все дарят ему подарки жестом и мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-нибудь и исправить это. · Игра “Колечко” предполагает развитие умения понимать эмоциональное состояние других детей. Ход игры: Дети садятся в круг. Ведущий прячет в руках одного ребенка колечко. Ребенку предлагается внимательно посмотреть на детей и угадать у кого из них колечко. Угадавший, становится ведущим. · Этюд “Так будет справедливо” предполагает осознание детьми отрицательных черт своего характера. Они учатся понимать, какое поведение соответствует определенным чертам характера и как оно оценивается. Ход этюда: Психолог предлагает детям послушать рассказ и оценить поступок братьев: Мама ушла в магазин. Как только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться: они бегали вокруг стола, боролись, кидались подушками. Вдруг щелкнул замок – это вернулась мама. Старший брат услышал, что дверь открылась, быстро сел на диван. А младший брат не заметил маминого прихода и продолжал играть с подушкой. Он подбросил подушку вверх и попал в люстру. Люстра стала раскачиваться. Мама рассердилась и поставила провинившегося мальчика в угол. Старший брат встал с дивана и встал рядом с братом. – Почему ты встал в угол, я тебя не наказывала? – спросила мама. – Так будет справедливо – ответил ей старший сын. – Ведь это я придумал кидаться подушкой. Мама простила обоих братьев. Заключительная часть: · Игра “Хоровод” направлена на снятие эмоционального напряжения детей. Дошкольникам предлагается встать в круг, взяться за руки, улыбнуться друг другу и говорить: “Мы с вами добрые, славные, дружные ребята. Мы обязательно с вами встретимся и поиграем в веселые игры”. Дети водят хоровод и поют под музыку из фильма “Золушка”: Встаньте дети, встаньте в круг, Встаньте в круг, встаньте в круг. Я твой друг, и ты мой друг Самый лучший друг. Подведение итогов. Прощание. Блок II “Чего я больше всего хочу?” Включает шесть занятий: “Мир желаний”, “Я хочу”, “Интерес, как мотив поведения”, “Мотивы других”, “Почему сердятся?”, “Почему злятся и гневаются?”; помогающих осознавать детям старшего дошкольного возраста собственные мотивы поведения в конфликтных ситуациях. Осознание ребенком собственных мотивов поведения происходит благодаря механизмам проекции, сличения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|