Структура занятий, входящих в блок III
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Содержание занятий
Занятие 19. “Как научиться управлять своим поведением” Цель: устранять и конструктивно разрешать конфликтные ситуации. Ход занятия Вводная часть: · Упражнение “Забавные человечки”. С помощью этого упражнения происходит двигательная и эмоциональная разминка. Дети под музыку расслабляют свое тело, изображая кукол, которые двигаются с помощью веревок. По окончании музыки они замирают. Упражнение позволяет снять телесные зажимы. · Упражнение “Передай рядом сидящему” позволяет развивать самоконтроль. Дети в кругу передают друг другу задуманную вещь. Задача передающего — точно показать предмет, а принимающего — угадать его и либо оставить у себя, либо передать другому ребенку. Дети настраиваются на занятие, узнают, о чем пойдет речь на занятии.
Основная часть: · Работа с текстом, помогает создать конфликтные ситуации, которые они разрешают, находя конструктивные способы. Дети садятся на ковер. Ведущий читает детям следующий рассказ:
“Жил-был мальчик Толик. Он был умный и сообразительный. Как-то раз во время игры он вдруг догадался, что в последней драке он упал из-за того, что Вовка подставил ему подножку. Толик встал, подошел к Вовке и ударил его по голове. Воспитательница наказала его. “ Но почему? – удивился Толик. – Я ведь его справедливо ударил”. Вопросы для обсуждения: — Что сделал Толик, и почему его наказала воспитательница? Что чувствовал Толик перед тем, как что-то сделать, и что потом, когда его наказали? Был ли Толик хозяином своих чувств, умел ли владеть ими? Далее ведущий рассказывает:
“У каждого дома есть хозяин или хозяйка. Если хозяин хороший, то в нем прибрано, вещи разложены по местам, дом хорошо служит своему хозяину. Если хозяин плохой, то в доме беспорядок, вещи разбросаны, где попало. Хозяин то и дело ищет какую-то вещь и не может найти, а ненужные вещи, наоборот, лезут в руки. Такой дом не может служить своему хозяину. Так же и с чувствами. Один человек может быть хозяином своих чувств, управлять и распоряжаться ими. Другой не может, поэтому чувства управляют и распоряжаются этим человеком, что доставляет ему много хлопот”. Дети обсуждают, задумываются о том, кто хозяин в их “доме”. Ведущий показывает детям способы владения своими эмоциями, рассказывает сказку; дает три сказочных совета, которые помогли Ивану.
“Перво-наперво, когда сильное чувство приходит, встань обеими ногами на землю. Встань и пяткой, и всеми пальцами, чтобы земля силу дала. Второй – когда землю почувствовал, осмотрись вокруг и пока что-нибудь маленькое не найдешь – муравья, комара, муху или цветочек махонький – чувство наружу не выпускай. Третий – вдохни глубоко-глубоко полной грудью и тихонечко выдохни так, чтобы сам своего выдоха не услышал. Когда три совета выполнишь, то сразу поймешь, что надо делать – смеяться или плакать, кулаками махать или вести спокойный разговор”. — После выполнения советов Ивана, что хочется делать? Почему?
· Упражнение “Хочу”, направлено на формирование у детей умения контролировать свое поведение, “порывы”. Ведущий кончиком карандаша очень медленно рисует в воздухе какую-либо геометрическую фигуру. Дети должны угадать фигуру, а, угадав, не закричать тут же правильный ответ, а, преодолев свое “хочу выкрикнуть”, дождаться команды и прошептать ответ. Заключительная часть: · Релаксация “Загораем” направлена на снятие у детей напряжения, их расслабление. “Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя на стуле). Поднимаем ноги, держим: ноги напряжены. Здесь можно предложить ребенку самому потрогать, какими стали его мышцы. Опустили ноги, они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох-выдох!” Мы прекрасно загораем! Выше ноги поднимаем! Держим,.. держим… напрягаем. Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол) Ноги не напряжены, А расслаблены.
Подведение итогов: — О чем мы говорили на занятии? Какие три совета нужно помнить, чтобы владеть своими чувствами? Что понравилось на занятии? Прощание.
Итак, на основе представленной коррекционно-развивающей программы: 1. формируются первичные этические инстанции и на их основе моральная оценка, которая начинает определять отношение к сверстникам; 2. развиваются навыки самостоятельного выбора и построение детьми подходящих, в зависимости от ситуации, форм реакций и действий в разных ситуациях; 3. возникают новые мотивы поступков и действий, их соподчинение; 4. приобретаются и закрепляются приемлемые для ребенка стереотипы поведения и конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций; 5. устанавливаются благоприятные внутрисемейные взаимоотношения. Список литературы
1. Азбука настроений: популярное пособие для детей и родителей / Сост.С.Е. Гаврина и др. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 16 с. 2. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Книга практического психолога. – М.: Скрипторий, 2000. – 80 с.
3. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для детей 6-10 лет: учебное пособие. – М.: Академия, 2004. – 96 с. 4. Аржакаева Т., Вачков И. Психологическая азбука для первоклашек. Развивающие уроки //Школ. психолог, 2000. – №3. – С. 7. – №6. – С. 5. 5. Бабаева Т.И. У школьного порога. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с. 6. Балашова Е.В., Фомина А.А. Библиотерапия детства. – Барнаул, 2002. 7. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 126 с. 8. Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 239 с. 9. Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2001. – 176 с. 10. Завьялов В.Ю. Музыкальная релаксационная терапия: Практическое руководство. – Новосибирск: Прогресс, 1995. – 245 с. 11. Зинкевич-Евстигнеева Т., Грабенко Т. Практикум по креативной терапии. – СПб.: Речь, 2002. – 400 с. 12. Зинкевич-Евстигнеева Т., Кудзилова Д. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2003. – 308 с. 13. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников: учеб. пособие / М.Э. Вайнер. – М.: Пед. общество России, 2004. – 95 с. 14. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. – М., 2005. 15. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: структура, методы обучения, коррекции и развития. – М., 2004. – 304 с. 16. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. – СПб.: Речь, 2004. – 160 с. 17. Калинина Р.Р., Варки Н.А. Программа творческо-эстетического развития дошкольника. – СПб.: Речь, 2006. – 168 с. 18. Капранова С.В. Путешествие с волшебной кисточкой: программа развивающе-коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. – Ростов н/Д, 1997. – 66с. 19. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для дошкольников. – СПб.: Речь, 2007. – 96 с. 20. Карабанова О.А. Игра в коррекции психологического развития ребенка. – М., 1997. – 192 с. 21. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. – Ярославль, 2006. – 144 с. 22. Карпекина Н. Развитие эмоций у детей старшего дошкольного возраста. Конспекты занятий //Школ. психолог, 2002. – №5. – С. 8-9. 23. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению: характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с. 24. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста /Под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2003 – 240 с. 25. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб.: Питер, 2002. – 368 с. 26. Коротаева Е..В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. – М.: КСП, Ин-т психологии РАН, 1997. – 222 с. 27. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М., 1999. – 160 с. 28. Кроник А., Кроник Е. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. – М.: Смысл, 2003. – 302 с.
29. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Генезис, 2005. – 208 с. 30. Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь. Анималотерапия для детей. – Ярославль: Академия развития. 2000. – 176 с. 31. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: пер. с англ. / Предисл. А.Я. Варга. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 368 с. 32. Лютова Е.К. Тренинг общения с ребенком. – СПб.: Речь, 2008. – 186 с. 33. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М.: Генезис, 2000. – 192 с. 34. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Разноцветные белые вороны. – М., 1996. – 268 с. 35. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Просвещение, 1991. 36. Новикова Н. Коррекционно-развивающая программа по развитию рефлексивного сознания младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома //Школ. психолог, 2000. – №15. – С. 9-16. 37. Оценка межличностных отношений методом масок: метод. рекомендации. – Минск, 1987. 38. Панфилова М. Марсиане. Игровой комплекс для агрессивных детей и подростков //Школ. психолог, 2001. – №18. – С. 16. 39. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов. – СПб.: Речь, 2001. 40. Поляков Ю.Ф., Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 464 с. 41. Попова А. Психологическая азбука второй класс //Школ. психолог, 2000. – №15. – С. 7. 42. Психогимнастика в тренинге /Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: Речь, 2006. – 256 с. 43. Рай Лесли Развитие навыков эффективного общения. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с. 44. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры для детей и взрослых. – СПб.: Кристалл, 2000. - 176 с. 45. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2002. – 208 с. 46. Скотт Д.Г. Сила ума. Способы разрешения конфликтов. – СПб.: ВИС, 1994. – 430 с. 47. Фесюкова Л.Б. От трех до семи: кн. для пап, мам, дедушек и бабушек. – М.: Изд-во АСТ, 2000. – 448 с. 48. Холмогорова В. Школа добрых волшебников //Школ. психолог, 2001. – №10. –С. 7-11. 49. Хухлаева О., Хухлаев О., Первушина И. Маленькие игры в большое счастье. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 224 с. 50. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990. – 126 с. 51. Якупова М., Надеждина Е. Настроение “в варежках” //Обруч, 2002. – №3. – С. 23-26.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|