Управление дебиторской задолженностью.
Эффективные методы управления дебиторской задолженностью позволяют планировать перспективы развития предприятия на рынке. Своевременный контроль состояния дебиторской задолженности – основная задача финансовых менеджеров. Каждая компания разрабатывает свой регламент работы с дебиторской задолженностью. Самая трудная задача, чтобы все сотрудники предприятия четко выполняли установленные правила.
Размер дебиторской задолженности не должен превышать размер кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и банковскими обязательствам по займам.
Принципы борьбы по своевременному возврату долгов включают в себя: · анализ платежеспособности клиента; · определение сроков, лимитов отсрочки платежей; · своевременный мониторинг задолженности.
Способы управления включают: разработку политики по отсрочке платежей для определенных групп контрагентов и товарных сегментов; классификацию покупателей по категориям от объема продаж и платежной истории; анализ расчетов с дебиторами по отсрочке и просроченным платежам; разработку методов по возврату долгов, уменьшение невозвратных задолженностей; составление плана поступлений денежных средств. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ Система управления предусматривает два основных раздела, определяет, как работать с дебиторской задолженностью. Формирует кредитную политику и мероприятия, направленные на устранение рисков. Кредитная политика определяет допустимый объем задолженности по предприятию и по каждому контрагенту. Цели кредитной политики: · расчет и установка кредитных лимитов; · контроль и отслеживание дебиторской задолженности;
· управление и обработка данных о контрагенте; · анализ платежеспособности покупателя; · проверка платежных условий; · анализ задолженности – оборачиваемость, сроки, период; · контроль и анализ договорных отношений.
Рассчитываются кредитные лимиты, позволяющие удерживать уровень продаж, свою долю на рынке. При расчете кредитного лимита покупателя учитываются: · среднемесячный объем продаж; · процент роста продаж; · процент отсрочки; · количество поставок за месяц.
Лимиты должны пересматриваться минимум 1 раз в квартал или по мере необходимости. Контрагенты имеют разные возможности по объемам закупки товара и могут претендовать на различные условия отсрочки платежей. Определяется кредитный рейтинг для каждого покупателя. Учитывают такие характеристики, как платежная дисциплина, объем продаж, наценка. Рейтинг позволяет разработать приемлемые условия работы с каждым должником, максимально допустимую отсрочку и максимальную сумму отгрузки. ПОЛИТИКА ВЗЫСКАНИЯ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ заголовок противоречит тому, что дальше написано Известно, что политика взыскания дебиторской задолженности может быть «мягкой» и «жесткой». Так называемая «мягкая» политика предполагает некоторую отсрочку применения санкций за нарушение сроков платежей, т.е. на определенных условиях предоставляется дополнительный льготный период. Такая политика характерна для финансово-устойчивых, стабильно развивающихся фирм при проведении ими агрессивной политики завоевания рынка. «Жесткая» политика предполагает строгий контроль над соблюдением сроков платежей, немедленное применение санкций и наложение штрафов на должника. Однако для каждого конкретного дебитора всегда может быть рассчитан предел покупок в кредит ‑ некое подобие кредитной линии. При этом следует помнить, что при проведении жесткой кредитной политики затраты на взыскание дебиторской задолженности могут и не окупиться.
При наличии значительной дебиторской задолженности ужесточение методов ее взыскания и увеличенные расходы на этот вид работ быстро окупаются, однако дальнейший рост затрат на «выбивание» дебиторской задолженности не приносит результатов, какая-то ее часть может быть никогда не возвращена. Контроль за дебиторской задолженностью включает в себя ее ранжирование по срокам возникновения. Наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку (в днях): 0 ‑ 30; 31 ‑ 60; 61 ‑ 90; 90 ‑ 120; свыше 120. Возможны и иные группировки. Кроме того, необходим контроль безнадежных долгов с целью образования требуемого резерва. В теоретической части примеров не надо, их надо во 2 главе конкретно по вашему предприятию Пример 1. Согласно бухгалтерской учетной политике организация формирует резерв по сомнительным долгам. Выручка отчетного (налогового) периода составляет 35 200 000 руб. без НДС. В бухгалтерском учете организации числятся три просроченные задолженности покупателей: - 1-я - на сумму 1 793 000 руб., включая НДС. Просроченная задолженность по оплате составляет 130 дней; - 2-я - на сумму 2 489 800 руб., включая НДС. Просроченная задолженность - 80 дней; - 3-я - на сумму 1 168 200 руб., включая НДС. Просроченная задолженность - 30 дней. Сумма резерва составляет 3 037 000 руб. (1 793 000 + 1 244 000): - по 1-й задолженности - 1 793 000 руб. Вся сумма дебиторской задолженности включается в состав резерва, поскольку просроченная задолженность составляет 130 дней; - по 2-й задолженности - 1 244 900 руб. (2 489 800 x 50% / 100%). - по 3-й задолженности - резерв не создают, так как имеется небольшой срок просроченной задолженности. В бухгалтерском учете делают запись: По строке 1230 баланса фиксируется сумма дебиторской задолженности - 2 414 600 руб. (1 793 600 + 2 489 800 + 1 168 200 - 3 037 000). Если до конца года, следующего за годом создания резерва, он в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы списывают и отражают в качестве прочих доходов организации. При этом, списав резерв, предприятие вправе создать его в конце года вновь.
Списание задолженности не означает ее аннулирование. Сумму долга отражают на забалансовом счете 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов", на котором она числится 5 лет. Это необходимо для предприятия, чтобы отслеживать не восстановится ли платежеспособность должника. Аналитический учет по счету 007 ведется по каждому должнику, чья задолженность списана в убыток. СИСТЕМА СКИДОК И ШТРАФОВ На качество дебиторской задолженности оказывает положительное влияние система скидок и штрафов. При заключении договора с покупателем необходимо предусмотреть пени и штрафы за нарушение сроков оплаты. Это позволяет снизить риск возникновения просроченной задолженности. Разрабатывается система предоставляемых скидок покупателю в зависимости от сроков погашения долга за поставленные товар, услуги. При предоплате клиент получает максимальную скидку, при отсрочке оплаты более 7 дней скидка не предоставляется. Все сотрудники компании должны быть заинтересованы на поддержание задолженности на оптимальном уровне. Утверждается система мотивации менеджеров всех уровней, которая предусматривает не только систему премирования, но и систему штрафов за увеличение просроченных долгов. Премирование уравновешивается удержаниями за нарушение регламента и процедуры контроля. Сотрудники отдела продаж обязаны своевременно принять меры и устранить риски возникновения просрочки. В борьбе с дебиторской задолженностью можно использовать такие способы по устранению долга: уведомить клиента о сроках уплаты, сверить сумму платежа, направить письменное уведомление, прекратить следующие поставки. Пример 2. Продавец предоставляет покупателю скидку при выполнении определенных условий договора и перечисляет скидку в виде денежной премии в размере 59 000 руб. на его расчетный счет. В учете оформляется проводка:
Пример 3. Скидка предоставлена в виде отгрузки бонусного (дополнительного) товара на сумму 59 000 руб. (в том числе НДС - 9000 руб.), его фактическая себестоимость составляет 25 000 руб., что отражается записями: Пример 4. Скидка предоставлена в виде списания части задолженности покупателя в размере 59 000 руб.:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|