Темперамент и характер. Воспитание характера
Поведение человека зависит от не только от его направленности, но и от темперамента, то есть от таких индивидуально-психологических особенностей личности, в которых проявляются сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Каждая профессия предъявляет свои требования к человеку, и от темперамента зависим многое. Его особенности важно учитывать в процессе профессиональной деятельности охранника. Знание этих особенностей поможет выбрать из арсенала психологических средств воздействия наиболее верные. Известно, что человека с холерическим темпераментом необходимо держать под постоянным контролем воспитателя. Невыдержанность, резкость в обращении с ним могут вызвать бурную ответную реакцию. Вместе с тем допускаемые холериком срывы и крайности в поведении должны находить критическую оценку, неровное поведение - встречать противодействие. У сангвиника имеет смысл периодически возбуждать чувство ответственности за свою учебу, поступки, проверять качество выполняемых заданий. Флегматик требует систематического контроля, а в некоторых случаях повышенной взыскательности. По отношению к меланхолику особенно недопустимы резкость, вспыльчивость, недомолвки, неопределенность, так как это наиболее ранимый темперамент. Особенности поведения человека, определяемые его темпераментом и другими психическими образованиями, под воздействием социальной среды превращается в устойчивые черты характера. Характер можно оценивать по его силе. Сильный характер у тех охранников, которые всегда поступают сообразно своим убеждениям, последовательно ведут себя в различных, в том числе в трудных, условиях, проявляют настойчивость в достижении поставленных целей. И наоборот, охранники со слабым характером отличаются непоследовательностью в своем поведении, расхождением между словами и делами, боязнью трудностей.
Важное значение при оценке характера имеет выявление его устойчивости или неустойчивости. У будущего охранника с устойчивым характером длительное время сохраняются присущие ему отношения, убеждения, привычки и другие особенности. Если же взгляды, убеждения, отношения быстро меняются, то характер является неустойчивым. Различные проявления характера называют его чертами. Так, например, волевыми чертами являются решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, целеустремленность; эмоциональными чертами - впечатлительность, экспансивность, порядочность, инертность, безразличие; интеллектуальными чертами - сообразительность, находчивость, любознательность. Характеру охранника наряду с сугубо индивидуальными чертами присущи и общие черты. Общим чертами характера, в которых раскрывается моральный облик, являются высокое сознание долга, интернационализм, коллективизм, честность, правдивость, бдительность. Раскрытие сущности характера и его основных черт позволяет понять место этого свойства в общей структуре личности охранника. Характер является своеобразным выражением психических познавательных процессов, чувств, воли, направленности, темперамента и способностей. Направленность личности, ее убеждения, интересы, потребности, мотивы деятельности определяют содержание характера, его цельность или противоречивость, устойчивость. От характера, в свою очередь, зависит, какие мотивы деятельности станут главными, ведущими. Способности определяют интеллектуальные черты характера. Темперамент является его динамической стороной. В то же время характер оказывает сильное влияние на проявление темперамента, его изменение и выражение в деятельности.
Главное различие между ними состоит в том, что темперамент обусловлен преимущественно врожденными биологическими свойствами нервной системы. В становлении же характера определяющую роль играют социальная среда и воспитание. Формирование характера начинается с его изучения. При этом следует учитывать, что характер охранника проявляется прежде всего в его деятельности, в речи и во внешнем облике. В деятельности будущего охранника по овладению профессией можно увидеть его отношение к окружающему, к труду, к своим товарищам, преподавателям, к самому себе, определить положительные и отрицательные черты характера, его силу, устойчивость и цельность. В речи проявляется общительность, духовная культура охранника, внимательность к собеседнику или, наоборот, самоуверенность, желание порисоваться, навязчивость, самовлюбленность. Если охранник подтянут, бодрый, жизнерадостный, приветливый, имеет опрятный вид, то это говорит о его внутренней собранности, организованности, целеустремленности, воспитанности, доброжелательности отношений к другим людям. Неопрятность, нарушение формы одежды, развязность, неприветливость характеризуют обучаемого с отрицательной стороны. Изучение характера охранника может осуществляться различными методами: путем индивидуальной беседы, наблюдения, анализов результатов деятельности, эксперимента, изучение документов, биографии. В ходе индивидуальной беседы можно получить определенные сведения о направленности, интересах, взглядах, отношении обучаемого к окружающему. Биография, характеристика с места службы, учебы или работы расширяют и углубляют эти сведения. Но основные данные можно получить путем наблюдения за учебой, дисциплиной охранника. Сильный характер не только воспитывается, но и проявляется в борьбе с трудностями, через преодоление препятствий. Народная мудрость гласит: «Настоящий ты тогда, когда трудно». Накопление охранниками опыта волевого поведения имеет большое значение в воспитании у них сильного характера. Необходимый опыт приобретается на занятиях и боевых стрельбах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|