Г Л А В А 2. Постановка проблемы исследования
Актуальность проблемы
Рост напряженности в нашем обществе и его криминализация привел к необходимости создания системы охранных предприятий и подготовки персонала для работы в этой сфере. При этом, очень часто охранниками работают люди, совершенно профессионально не подготовленные. Такое положение вещей является нетерпимым, особенно принимая во внимание тот факт, что охранник имеет дело с оружием. Актуальным в связи с этим является изучение профессиональной культуры лиц, обучающихся на курсах охранников. Психологическая оценка их личных и деловых качеств позволяет не только оценить профессиональную культуру современных работников охранных предприятий, но и выявить «слабые места» в их подготовке. Эти данные позволят не только сделать обучение охранников более эффективным, но и выработать рекомендации по индивидуальной работе для конкретных лиц.
2.2. Цели и задачи исследования
Целью настоящего исследования являются психологическая оценка профессионально значимых личных и деловых качеств у будущих работников охранных предприятий. Конкретные задачи исследования: 1. Изучение литературы по темам: · Личность; · Мотивация личности; · Психология и культура личности работников охранных предприятий.
2. Подбор психологических методик для исследований. 3. Формирование выборки испытуемых. 4. Диагностика основных свойств темперамента. 5. Оценка потребности в достижении и потребности в общении. 6. Определение нервно-психической устойчивости личности и риска дезадаптации в стрессе «ПРОГНОЗ». 7. Выявление профессиональной направленности личности. 8. Обобщение результатов.
2.3. Объект и предмет исследования
В исследовании приняли участие 30 мужчин и одна женщина в возрасте от 18 до 72 лет (средний возраст 28 лет). На момент исследования все они обучались в Негосударственном образовательном учреждении «Учебно-методический центр по подготовке частных охранников». 5 слушателей имеют высшее образование, 11 слушателей - среднее специальное и 14 - среднее. Только 15% испытуемых до поступления на курсы имели опыт охранной деятельности. На курсы могут поступить все желающие, специальный отбор они не проходят. Только в процессе обучение осуществляется психологическое сопровождение слушателей (диагностика, коррекция, развития). Таким образом, в качестве объекта исследования выступили 31 слушатель центра по подготовке охранников. Предметом исследования являются основные свойства темперамента, особенности мотивации и профессиональной направленности этих лиц. 2.4. Методы и процедуры исследования
В нашем исследовании были использованы 5 психологических методик. Приводим краткое описание этих методик. 1.Методика «ОСТ» для диагностики основных свойств темперамента. Цель: Методика предназначается для изучения ряда свойств темперамента, имеющих презентацию в поведении человека. Опросник включает в себя 105 вопросов, охватывающих 8 шкал одинаковой наполняемости (по 12 вопросов) и контрольную шкалу (9 вопросов).
Обработка результатов. С помощью специального ключа подсчитывается количество баллов, полученных испытуемым по каждой из шкал: · «Эргичность» - потребность в деятельности, уровень активации и жизненного тонуса; · «Социальная эргичность» - потребность в социальном контакте, социальная активность: · «Пластичность» - переключение с одного вида деятельности на другой, выбор форм предметной деятельности; · «Социальная пластичность» - включение в социальное взаимодействие, уровень готовности к вступлению в контакты;
· «Темп» - скорость выполнения операций при выполнении предметной деятельности; · «Социальный темп» - скорость вербализации, быстрота говорения; · «Эмоциональность» - эмоциональное реагирование на ситуацию, уровень тревожности; · «Социальная эмоциональность» - эмоциональность в коммуникативной сфере.
2.Опросник Ю.М.Орлова для определения уровня потребности достижения. Потребности в достижениях - это стремление человека превзойти уже достигнутый уровень исполнения или реализации деятельности, соревнование с самим собой или с другими в этом. Она проявляется как тенденция к улучшению результатов, к переживанию успехов любой значимой или незначимой ситуации, стремление при включении в деятельность закончить ее. Потребность в достижениях связана с уровнем притязания: после успеха уровень притязаний повышается, а после неудачи остается на прежнем уровне. Цель: Оценка потребности в достижении. Интерпретация результатов: Менее 9 баллов - низкая потребность в достижениях. 10 - 13 баллов - средний уровень потребности в достижениях. Более 14 баллов - высокий уровень потребности в достижениях.
3.Опросник Ю.М.Орлова для попределения уровня потребности в общении. Потребность в общении, в эмоциональных контактах проявляется в стремлении быть членом группы, взаимодействовать с окружающими, вступать в контакты, оказывать помощь членам сообщества и принимать помощь других. Данная потребность проявляется в стремлении участвовать в совместных действиях, целью которых является само общение. На начальной стадии потребность в общении формируется в отношениях с родителями и сверстниками. Неудовлетворенность потребности в общении путем лишения социальных контактов сопровождается возникновением чувства одиночества и бессилия. Однако чрезмерная потребность в общении также не является положительным качеством, так как она приводит к тому, что человек не чувствует обратной связи, не принимает во внимание интересы и чувства партнера по общению. Цель: Определение уровня потребности в общении. Интерпретация результатов: Менее 13 баллов - низкая потребность в общении.
14 - 19 баллов - средний уровень потребности в общении. 20 баллов и выше - высокая потребность в общении. 4.Методика «Ориентировочная анкета» для определения профессиональной направленности личности. Одной из важнейших характеристик человека является направленность - устойчивая система интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т.д., что в конечном итоге определяет важнейшие в нашей жизни вопросов: выбор профессии, спутника жизни, способов достижения успеха. Направленность выступает в качестве ориентира деятельности личности и является относительно независимой от наличных ситуаций. В одном и том же виде деятельности человек может удовлетворить различные потребности и, напротив, в разных видах деятельности человек может находить для себя привлекательными сходные аспекты. Профессиональная направленность отражает устойчивый интерес не столько к содержанию профессиональной деятельности (конкретной профессии), сколько к тому, какие основные потребности в ней могут быть удовлетворены. Цель: Изучение основной жизненной ориентации испытуемого как показателя направленности личности. Интерпретация результатов: Чем больше набрано баллов по одному из видов направленности, по сравнению с другими, тем более доминирующей она является. Направленность на себя создается преобладанием мотива личного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. В работе такой человек видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязяния вне зависимости от интересов других. Направленность на взаимодействие имеет место тогда, когда поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддержать хорошие отношения с товарищами по работе. Направленность на задачу, или деловая направленность, отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности работы группы. 5.Методика определения нервно-психологической устойчивости и риска дезадаптации в стрессе «Прогноз».
Цель: рекомендуется при поборе лиц, пригодных для работы в экстремальных ситуациях. Интерпретация результатов: Нервно-психическая неустойчивость тем больше, чем больше получено баллов.
Исследование было проведено в марте, апреле 1999 года в НОУ «Учебно-методический центр» по согласовании с руководством центра. Исследование проводилось групповым способом. Слушателем, сидящим в аудитории раздавались заранее подготовленные бланки для ответов и зачитывались вопросы психологических методик. Инструкция к исследованию была следующей: «В нашем учебно-методическом центре в настоящее время проводится психологическое исследование слушателей с целью совершенствования их подготовки. Просим Вас принять участие в этом исследовании». Все, без исключения слушатели, дали согласие на участие в исследовании, проявили ответственность и заинтересованность в результатах. 2.5. Гипотезы исследования
1. Слушатели, получающие специальность «Частный охранник» должен обладать высокой мотивацией достижения. 2. Не все лица, обучающиеся на курсах, имеют профессионально значимые качества для работы в этой сфере.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|