Г Л А В А 3. Анализ результатов исследования и их обсуждение
3.1. Результаты диагностики основных свойств темперамента
В таблице № 1 представлены средние значения показателей основных свойств темперамента у исследованных слушателей «Учебно-методического центра». Таблица № 1 Усредненные значения основных свойств темперамента испытуемых
На рисунке 1 представлен усредненный профиль основных свойств темперамента лиц, получающих специальность «Частный охранник».
Усредненный профиль основных свойств темперамента у слушателей курсов Рис.1 Данные, представленные в таблице и на рисунке показывают, что исследованную группу слушателей характеризует высокая пластичность (переключаемость) психических процессов, высокий темп реакции и низкая социальная пластичность (переключаемость во взаимодействии с другими людьми). Остальные свойства темперамента: эргичность (Эр), социальная эргичность (Сэр), социальный темп (СТ), эмоциональность (Эм), социальная эмоциональность (Сэм) находятся в пределах средних значений. В таблице № 2 представлена частота низких, средних и высоких значений основных свойств темперамента у исследованных слушателей.
Таблица № 2 Частота и количество низких, средних и высоких значений основных свойств темперамента у исследованных слушателей
Низкие значения |
Среднее значение |
Высокие значения | |||||||||||||||||||||||||||
чел. | % | чел. | % | чел. | % | ||||||||||||||||||||||||
Эр | 3 | 9,7 | 14 | 45,1 | 14 | 45,1 | |||||||||||||||||||||||
Сэр | 4 | 12,9 | 9 | 29 | 18 | 58,1 | |||||||||||||||||||||||
П | 5 | 16,1 | 12 | 38,7 | 14 | 45,1 | |||||||||||||||||||||||
СП | 20 | 64,5 | 9 | 29 | 2 | 6,4 | |||||||||||||||||||||||
Т | 0 | 10 | 32,2 | 21 | 67,8 | ||||||||||||||||||||||||
СТ | 7 | 22,6 | 15 | 48,3 | 9 | 29 | |||||||||||||||||||||||
Эм | 11 | 35,5 | 9 | 29 | 8 | 25,8 |
|
|
Как показывает приведенные в этой таблице данные, показатель Эр (активность) находится, в большинстве случаев, в пределах средних и высоких значений. Только у трех человек Эр была низкая, что требует более внимательного анализа профессиональной пригодности этих слушателей. Показатели СЭр (активность в общении) у 58,1% слушателей находились в пределах высоких значений; у 29% - на среднем уровне. На наш взгляд, это очень хороший результат, так как работники охранных предприятий должны уметь налаживать контакты и вступать во взаимодействие с самыми разными группами лиц. Низкая Сэр обнаружена у четырех человек.
Показатели пластичности у 45% лиц были высокими, у 38,7% - средними. Низкая пластичность выявлена у пяти человек. Высокие значения социальной пластичности (СП) (умение переключаться в социальном взаимодействии) обнаружены только у двух человек. У 29% СП находилась в пределах средних значений, у 64,5% - на низком уровне. Этот результат нам представляется достаточно плохим, так как по роду своей деятельности работнику охранного предприятия не редко приходится держать под контролем большое число людей или вступать во взаимодействие с множеством лиц. В этом случае, низкая СП может препятствовать успешному выполнению профессиональных задач.
Диагностика темпа показала, что у всех испытуемых его значение находится на среднем или высоком уровне. В тоже время, значения по шкале СТ имели нормальное распределение (наиболее частыми были средние показатели). По шкале Эмоциональности примерно с одинаковой частотой встречались низкие, средние и высокие показатели. Стоит обратить внимание, на то, что высокие значения Эмоциональности, обнаруженные у восьми человек, не являются профессионально значимым качеством для охранника.
Высокая СЭм была обнаружена у семи человек. Это также не является благоприятным результатом.
|
|
Таким образом, наиболее характерным особенностями свойств темпераментом у слушателей курсов по подготовке охранников является высокая пластичность и высокий темп реакции при низкой социальной пластичности. Если первые два свойства являются профессионально значимыми в этой сфере деятельности, то низкую социальную пластичность таким качеством признать нельзя. По-видимому слушателям надо предложить пройти специальные тренинги по развитию их социальной чувствительности и коммуникабельности.
Анализ низких, средних, высоких значений свойств темперамента позволил выявить отдельных слушателей, которые по каким-то качествам не соответствуют требованиям профессии. К таким качествам мы относим: низкую Эр, низкую П, высокую Эм и высокую СЭм. По-видимому этим слушателям должна быть предложена программа индивидуальной работы по развитию своей профессиональной культуры.
3.2. Результаты изучения мотивации
В таблице № 3 представлена частота низких, средних и высоких значений потребности достижения и общения у исследованных слушателей «Учебно-методического центра».
Таблица № 3.
Частота низких, средних и высоких значений потребности в достижении и в общении у слушателей курсов
Показатели | Низкая | Средняя | Высокая |
Потребность в достижении | 0 | 61,1% (11) | 38,9% (7) |
Потребность в общении | 5,6% (1) | 16,7% (3) | 77,8 (14) |
Эти данные показывают, что исследованных слушателей характеризует высокая потребность в общении и преимущественно средняя потребность в достижении. Такую закономерность можно связать с тем, что обучающиеся в центре слушатели пока еще полностью не приступили к исполнению своих профессиональных обязанностей (за исключением прохождения практики), не имеют своего постоянного места и поэтому еще полностью не несут служебной ответственности. Можно сделать вывод, что после окончания курсов потребность в достижении, в связи с необходимостью делать карьеру, у них будет расти.
Вместе с тем, благоприятным является факт, что ни в одном случае не было выявлено низкой потребности в достижении и только у одного человека обнаружена низкая потребность в общении.
3.3. Результаты диагностики профессиональной направленности
|
|
Изучение основной жизненной ориентации слушателей центра, как важного показателя направленности их личности показало следующее. У 55,6% слушателей обнаружено как ведущее - направленность на себя. Как известно, такая ориентация создается преобладанием мотива личного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Поэтому в работе такой человек видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания, вне зависимости от интересов других. У 39,8% испытуемых ведущей была направленность на взаимодействие. В этом случае поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе. И только у одного человека ведущей оказалась направленность на задачу или деловая направленность. Именно такой человек способен добиться наибольшей продуктивности в работе на основе эффективного взаимодействия.
Диагностика профессиональной направленности показала, что подавляющее большинство слушателей центра подготовки охранников ориентируется при получении специальности на мотив личного благополучия или на стремление поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе. Основной компонент культуры личности и деятельности «идеального охранника» направленность на задачу у них не сформирована. По-видимому, только поступление на работу в фирму и требование соответствовать культуре этого предприятия сможет способствовать изменению их ориентации.
3.4. Результаты определения нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации в стрессе «Прогноз»
Выявление уровня нервно-психической адаптации и риска дезадаптации в стрессе показало, что высокий уровень нервно-психической устойчивости определен у 44,4% слушателей. Средний уровень - у 22,2%, низкий уровень у 33,3%.
Таким образом, треть испытуемых, которые приняли участие в нашем исследовании, имеют достаточно высокий риск дезадаптации в стрессе в связи с недостаточной нервно-психической устойчивостью. Это говорит о том, что находясь в критических профессиональных ситуациях или после выхода из таких ситуаций, они не всегда будут способны контролировать себя и действовать адекватно и собранно. Для таких людей работа в охранном предприятии может явиться угрозой для психического здоровья.
|
|
Таким образом, не все слушатели курсов подготовки охранников обладают уровнем нервно-психической устойчивости, который необходим для работы в стрессовой ситуации. В связи с этим, необходимо ввести в программу подготовки охранников специальный курс психологической подготовки к деятельности в экстремальных ситуациях.
В ы в о д ы
1. Таким образом, наиболее характерным особенностями свойств темпераментом у слушателей курсов по подготовке охранников является высокая пластичность и высокий темп реакции при низкой социальной пластичности. Если первые два свойства являются профессионально значимыми в этой сфере деятельности, то низкую социальную пластичность таким качеством признать нельзя. По-видимому слушателям надо предложить пройти специальные тренинги по развитию их социальной чувствительности и коммуникабельности.
2. Исследованных слушателей характеризует высокая потребность в общении и преимущественно средняя потребность в достижении.
3. Диагностика профессиональной направленности показала, что подавляющее большинство слушателей центра подготовки охранников ориентируется при получении специальности на мотив личного благополучия или на стремление поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе. Основной компонент культуры личности и деятельности «идеального охранника» направленность на задачу у них не сформирована. По-видимому, только поступление на работу в фирму и требование соответствовать культуре этого предприятия сможет способствовать изменению их ориентации.
4. Не все слушатели курсов подготовки охранников обладают уровнем нервно-психической устойчивости, который необходим для работы в стрессовой ситуации. В связи с этим, необходимо ввести в программу подготовки охранников специальный курс психологической подготовки к деятельности в экстремальных ситуациях.
Б и б л и о г р а ф и я
1. Бодров В.А. Основы профессионализма. М., 1996
2. Гиппенрейтор Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.
3. Гнесь П.А. Тактика охранной деятельности. Учебно-методическое пособие для обучающихся по специальности частный охранник. СПб, 1998.
4. Годфруа Ж. Что такое психология? М., 1994.
5. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб, 1997.
|
|
6. Жданов И.А. Адаптация и прогнозирование деятельности. Казань, 1991.
7. Журавлев С.Ю. Частная охрана. М., 1994.
8. Калинин С.В., Образцов С.Е. Охрана. Оружие. Безопасность. СПб, 1999.
9. Колышкин В.В. Практические основы профотбора. Новосибирск,1995.
10. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
11. Методики изучения психологических особенностей личности студентов. СПб, 1993.
12. Общая психология по ред.профессора Петровского А.П. М., 1976.
13. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации саморегуляции. (сборник). М., 1990.
14. Психологические методы диагностики свойств индивидуальности. СПб, 1995.
15. Теплов Э.П. Комплексная безопасность объектов: вопросы теории, тактики и практики. Часть 1. СПб, 1995.
16. Теплов Э.П., Вандышев В.В., Кириченко В., Лесов В.М. Нормативные основы деятельности сотрудника частной службы безопасности. Часть 1. СПб, 1998.
17. Теплов Э.П., Вандышев В.В., Кириченко В., Лесов В.М. Частная охранная деятельность: организационно-правовые и тактические основы. СПб, 1996.
18. Учебное пособие по психологическим основам частной охранной деятельности. СПб, 1997.
19. Хеккаузен Х. Мотивация к деятельности. М., 1986.
1 Макарова А.К. Психология профессионализма. М., 1996, стр.104
2 Колышкин В.В. Практические основы профотбора.Новосибирск. 1995, стр.28-36
|
|