Цели освоения дисциплины «Теория государства и права»
1) формирование системы фундаментальных знаний в области юриспруденции, в усвоение методологической основы юридических наук, выработка навыков профессионального анализа юридических документов и юридической практики (правотворческой и правоприменительной) через изучение основных и общих закономерностей возникновения, функционирования и развития государства и права в целом, в их единстве и взаимосвязи;
2) в подготовка бакалавра к следующим видам профессиональной деятельности: нормотворческая; правоприменительная; правоохранительная; экспертно-консультационная; педагогическая.
Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:
формирование у студентов системы знаний, имеющих значение для фундаментальной подготовки юриста широкого профиля, содействовать усвоению ими общих правовых понятий, необходимых для эффективного изучения других юридических дисциплин;
формирование системы логического мышления у студентов, основанную на понимании закономерностей и взаимосвязей процессов развития государственных и правовых институтов;
содействие формированию цельного юридического мировоззрения и правовой культуры учащихся;
-обучение методике анализа и толкования правовых норм, систематизации нормативно-правовых актов;
-привитие первичные навыки самостоятельной работы с правовыми документами.
- содействие подготовке квалифицированных специалистов, подготовленных к организационно-управленческой, правотворческой, правоприменительной, а также конкретно-исследовательской деятельности в сфере юриспруденции, владеющих требуемым объемом теоретических знаний и уметь квалифицированно применять их на практике.
- стимулирование студентов к самостоятельной деятельности по освоению дисциплины и формированию необходимых компетенций.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.
Дисциплина «Теория государства и права» входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин ФГОС ВПО по направлению «Юриспруденция».
Теория государства и права является базовой методологической наукой и учебной дисциплиной и тесно связана с другими юридическими науками и учебными дисциплинами, в первую очередь, теоретико-исторического цикла, направленными на изучение основных и общих закономерностей возникновения, функционирования и развития государства и права в целом, в их единстве и взаимосвязи.
Базовые знания в области теории государства и права, полученные при изучении данного курса, используются при освоении отраслевых и специальных юридических дисциплин а также при выполнении выпускной квалификационной работы.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
В результате освоения содержания дисциплины «Теория государства и права»студент должен:
обладать общекультурными компетенциями (ОК):
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1):
- способен дать квалифицированную профессиональную оценку своего собственного поведения и поведения других субъектов правовых отношений;
- осознает необходимость социально активного поведения в сфере права с целью предотвращения противоправных проявлений.
способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
способен к незатрудненному и целесообразному использованию говорения и понимания, выступающими предпосылками профессионально-педагогической деятельности;
умеет общаться, вести гармонический диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации;
– владеет коммуникативными навыками в разных сферах письменной и устной речи
обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
способен к общению, к обмену действиями, личностными качествами в системе взаимодействия профессионально позиций на принципах равенства, взаимопомощи и взаимоуважения
умеет общаться, вести гармонический диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации;
– владеет коммуникативными навыками, способами установления контактов и поддержания взаимодействия, обеспечивающими успешную работу в коллективе
имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6)
- осознает негативность коррупционности, понимает правовую природу коррупции как явления и феномена;
- знает особенности законодательного регулирования борьбы по противодействию коррупции в отдельных зарубежных странах и межгосударственных объединениях.
способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9):
-знаком с современными профессиональными технологиями оценки уровня правопорядка и законности в обществе;
- способен выявлять причинно-следственные связи в развитии общественных отношений и соответствующего механизма правового регулирования;
- проявляет активность в санкционированных государством формах социально-политической практики (избирательные кампании, участие в разработке и обсуждении законопроектов);
обладать профессиональными компетенциями (ПК):
способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5):
- осознает необходимость осуществления правоприменения на принципе законности, в соответствии с общими целями правового регулирования;
- способен грамотно осуществлять правовую квалификацию и разрешать правовые коллизии;
- умеет квалифицированно толковать нормативно-правовые акты на профессиональном уровне (ПК-15);
способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11):
- способен профессионально осуществлять квалификацию правонарушений;
- умеет выявлять предпосылки и конкретные причины снижения уровня законности и правопорядка, разрабатывать модели превентивных действий;
- владеет умением квалификации субъективной стороны правонарушения (вины) и определения вида юридической ответственности;
способен толковать различные правовые акты (ПК-15)
- обладает навыками уяснения, разъяснения и интерпретации юридических текстов;
- владеет методикой юридической квалификации и выбора соответствующей нормы права;
- умеет квалифицированно использовать знания практики при определении смыслового значения функциональных понятий.
способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19):
- обладает высоким уровнем правовой культуры;
- владеет профессиональной методикой работы с аудиторией по вопросам юридической практики;
В результате изучения Теории государства и права обучающийся должен
Знать: систему понятий и категорий, владение которыми является необходимым условием успешного усвоения конкретных юридических дисциплин, осознание их взаимосвязей между собой и с теорией государства и права, единообразное понимания проблем, присущих нескольким или всем юридическим дисциплинам:
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);осознает негативность коррупционности, понимает правовую природу коррупции как явления и феномена(ОК-6);знает современные профессиональные технологии оценки уровня правопорядка и законности в обществе(ОК-9); осознает необходимость осуществления правоприменения на принципе законности, в соответствии с общими целями правового регулирования(ПК -5); обладает высоким уровнем правовой культуры(ПК-19).
Уметь: анализировать правовые явления, выделять подлинные причины их возникновения и развития, сводить внешние свойства, признаки правовых явлений и процессов к их внутренним, закономерным связям и зависимостям:
умеет общаться, вести гармонический диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации(ОК-5);способен выявлять причинно-следственные связи в развитии общественных отношений и соответствующего механизма правового регулирования(ОК-9); умеет выявлять предпосылки и конкретные причины снижения уровня законности и правопорядка, разрабатывать модели превентивных действий(ПК-11); умеет квалифицированно использовать знания практики при определении смыслового значения функциональных понятий(ПК-15); способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
Владеть: навыками правильного толкования нормативно-правовых актов, осуществления их систематизации и подготовки отдельных видов правовых документов, а также логически правильно выражать и обосновывать свою позицию по общим проблемам государства и права, свободно оперировать юридическими понятиями:
осознает необходимость социально активного поведения в сфере права с целью предотвращения противоправных проявлений(ОК-1);владеет коммуникативными навыками в разных сферах письменной и устной речи(ОК-5) владеет умением квалификации субъективной стороны правонарушения (вины) и определения вида юридической ответственности(ПК-11); владеет профессиональной методикой работы с аудиторией по вопросам юридической практики(ПК-19);толковать различные правовые акты (ПК-15).
Знания, навыки и умения, полученные в ходе изучения дисциплины, должны всесторонне использоваться студентами на всех этапах обучения в вузе и в ходе дальнейшего обучения в магистратуре, а также в процессе последующей профессиональной деятельности при решении прикладных задач, требующих получения, обработки и анализа актуальной правовой информации.
Планируемые результаты освоения дисциплины
№
Наименование раздела (темы) учебной дисциплины
Коды формируемых
компетенций
Планируемый результат обучения (знания, умения, владение компетенциями)
I СЕМЕСТР
1.
Сущность государства
ОК-1; ОК-4;
ОК-5;ОК-6;
ОК-9; ПК-11;
ПК-19
формированиепредставления о становлении, развитии и современном состоянии теории государства и права как науки; о признаках и структуре общества, о способах социального регулирования общественных отношений; об основных закономерностях возникновения и развития государства и права;о сущности государства и типах государства; основные теоретические подходы к проблеме соотношения государства и права; о сложной структуре понятия «формы государства», о принципах соотношения ее составных элементов; содержание и роль функций государства и общественных отношений, обусловленных их реализацией.
В результате изучения модуля «Сущность государства» обучающийся должен:
Знать предмет иметодологию ТГП, её функции;основные признаки общества и государства; общие причины и закономерности возникновения государства и права; признаки государственной организации общества; отличие юридических норм от норм первобытно-общинного строя; содержание цивилизацинного и формационного подходов в типологии государства; научные подходы к определению сущности государства; понятие и структуру формы государства, факторы, влияющие на форму государства; содержание понятия «механизм государства»; предметную обусловленность функций государства.
Уметь определять место ТГП в системе других юридических наук; определять закономерности становления и развития социального регулирования; ведущие признаки общества; выявлять причины многообразия научных подходов к проблеме происхождения государства и права; определять наиболее оптимальный вариант определения государства с позиций современной теории государства и права; определять необходимые условия общественной жизни, обеспечивающие и гарантирующие «легальность власти»; факторы, влияющие на форму государства; выявлять сущностные черты механизма государства; взаимосвязь функций государства со структурой и функционированием государственного механизма; показать роль конкретных государственных органов в реализации функций государства.
Владеть навыками работы с учебной и специально-юридической литературой; анализа основных теорий происхождения государства и права; цивилизацинного и формационного подходов в типологии государства; классификации видов форм правления, форм территориального устройства и политических режимов; анализа системы государственных органов;анализа взаимосвязи между различными функциями государства.
Основные понятия:
Теория государства и права, методология, общество, социальное регулирование, власть, государство, публичная власть, суверенитет, легализация, легитимация государственной власти; сущность государства; типы государства;цивилизационный и формационный подходы к типологии государства; принцип разделения властей; форма государства; форма правления, форма территориального устройства и государственно- политического режима; нетипичные формы правления, монархия, республика, федерация, унитарное государство, демократия, тоталитаризм, авториторизм; механизм государства, государственный аппарат; государственные органы; компетенция, полномочия, предметы ведения,
функции государства, формы реализации функций.
2.
Государство, общество и право
ОК-1; ОК-4;
ОК-5;ОК-6;
ОК-9; ПК-11;
ПК-19
Формированиепредставления о содержании взаимосвязи государства и личности, ее правового статуса, соотношение теории гражданского общества и правового государства и современной практики государственного строительства на примере России, историческом развитии и современного состояния взаимосвязи и взаимовлияния этносов и государства; о роли государства в политической системе общества на различных этапах исторического развития;о месте права в системе нормативного регулирования.
В результате изучения модуля «Государство, общество и право» обучающийся должен:
Знать отличительные черты каждого из видов социального регулирования; определяющие черты личности,прав и свобод человека и гражданина; института гражданства; содержание международного сотрудничества в сфере обеспечения прав человека, дать его оценку; определение гражданского общества и правового государства с позиций современной теории государства и права; признаки и классификация этносов; соотношение государства и этноса на разных этапах развития; два подхода к определению этноса; о взаимодействии государства со структурными элементами политической системы; понятие права и его признаки; основные концепции правопонимания; содержание функций права; понятие нормативной системы общества и виды социальных норм; понятие,виды и признаки правовых систем и правовых семей.
Уметь характеризовать современные тенденции в развитии социального регулирования; выделять правовые обязанности и права личности, охарактеризовать их нормативную базу; выявлять необходимые условия для формирования правового и социального государства; выявлять наиболее оптимальные варианты государственной политики в отношении этносов; выявлять содержание взаимодействия государства со структурными элементами политической системы; выделять сущностные черты различных типов правопонимания; исследовать взаимоотношения права и иных социальных норм; выделять структурные элементы типологии права и ее критерии.
Владеть навыками сравнительного анализа нормативного и индивидуального регулирования; признаков гражданства на примере российского и зарубежного опыта; оценки перспектив развития гражданского общества и правового государства в Российской Федерации; характеристики содержание современного учения об этапах развития и типологии этносов; анализа нормативной основы политической системы общества; анализ категорий «право» и «закон»;навыками классификации социальных норм; оценки-прогноза развития правовых систем.
Основные понятия: личность, гражданство, права и свободы человека,гражданское общество, правовое государство, социальное государство; этнос; нация; народ; политическая система общества; политическая партия; право, функции права, правопонимание, социальные нормы,мораль,обычай, типология права, правовые семьи.
II СЕМЕСТР
3.
Система права
ОК-1; ОК-4;
ОК-5;ОК-6;
ОК-9; ПК-11;
ПК-19
Формированиепредставления о основных характеристиках нормы права; роли различных источников права в правовом регулировании; значении систематизации для юридической практики; понятии и элементах системы права, влиянии правовой культуры на развитие общества и защиту прав и свобод граждан.
В результате изучения модуля «Система права» обучающийся должен:
Знать понятие нормы права и её структуру и виды; юридическое понятие источника права; понятие систематизации нормативных права и виды систематизации, понятие системы права, соотношение системы права с системой законодательства; понятие, признаки, виды правотворчества.
Уметь выявлять особенности соотношения норм права и текста нормативного акта; охарактеризовать источники права в российской правовой системе; выделять сущностные черты каждого вида систематизации; выявлять признаки системы права и критерии деления норм на отрасли; использовать технико-юридические приемы; определять взаимодействие понятий права, культуры, правовой культуры; выявлять особенности взаимодействия правовой культуры и правосознания.
Владеть навыками анализа структуры нормы права в зависимости от её вида;определения действия нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц; оценки роли кодификации права в современном процессе систематизации законодетельства; анализа отдельных элементов системы права и провести анализ соотношения системы права и системы законодательства; анализа стадий правотворческого процесса; характеристики правовой культуры, её элементов и функций.
Основные понятия: норма права,гипотеза,диспозиция,санкция источники(формы)права,норматив
но-правовойакт,закон,подзаконный акт,судебный прецедент,правовой обычай,принципы права,правовая доктрина,юридическая сила, систематизация нормативных актов, инкорпорация; консолидация; кодификация;система права, частное и публичное право,предмет и метод правового регулирования,правовой институт,подотрасль права,отрасль права, правовая идеология, правовая психология,правосознание, правовая культура.
Формированиепредставления о понятии, содержании и предпосылках правоотношений, месте и значении толкования права в правоприменительной деятельности, месте и значении правомерного поведения и юридической ответственности в механизме правового регулирования, месте механизма правового регулирования в системе юридических категорий, взаимосвязи законности и правопорядка.
В результате изучения модуля «Реализация права» обучающийся должен:
Знать определение правоотношений, их признаки; содержание правоотношений, его составные элементы; понятие и формы реализации права, правоприменительной деятельности; оценку роль толкования права в процессе применения права, признаки и виды правового поведения; место юридической ответственности в системе социальной ответственности; ведущие принципы и требования законности и правопорядка.
Уметь выявлять сущностные черты субъективных прав и субъективных юридических обязанностей; проводить классификацию форм реализации права; классифицировать виды толкования права; исследовать цели, функции и принципы юридической ответственности; понятие механизма правового регулирования, его основные элементы, классифицировать методов правового регулирования и дать их оценку с позиций роли в общем механизме правового регулировании; выявлять взаимосвязь государственного режима и законности.
Владеть навыками классификации видов юридических фактов; анализа применения права как особой формы реализации права;приемами толкования права, анализа составов правонарушений, характеристики содержания механизма правового регулирования и его отдельных элементов,
Основные понятия: правоотношение, юридические факты, правомочия, правосубъектность, презумции, фикции, реализация права, применение права, акт применения права, толкование норм права, пробелы в праве, аналогия права, аналогия закона, правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность, состав правонарушения, механизм правового регулирования,законность, правопорядок, общественный правопорядок.
СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Теория государства и права»
на 1 и 2 семестры
Рабочую программу осуществляют:
Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 7
Учебных часов:
лекций (в т.ч. в интерактивных формах) 48/4
Лекции: доцент кафедры Теории и истории государства и права, к.ю.н. Иванцова Г.А.
семинарских (в т.ч. в интерактивных формах) 78/22
Практические занятия: доцент кафедры Теории и истории государства и права,к.ю.н. Иванцова Г.А.
зачет 1 семестр
экзамен 27
самостоятельная работа студентов 87
курсовая работа
КСР 12
№
п/п
Тема и содержание
Форма изучения материалов (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа)
Кол-во часов аудитор. работы
Интерактивны методы обучения
Межпредметные связи
Иннова-ционые
методы в обучении
Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам
Задания по самостоятельной работе студентов с указанием литературы, номеров задач
Коли-чество часов само-стоятель-ной работы
Форма контроля самостоятельной работы студентов (коллоквиумыконтр. работы,комп. тесты)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
11
Теория государств а и права как общественная наука
Основная литература предназначена для всех тем.
Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник / Венгеров А.Б. - 2-е изд. - М.:, 2010. - 608 с.
Комаров С. А. Общая теория государства и права: Учебник / Комаров С. А. - 7-е изд. - СПб.: ПИТЕР, 2008. - 512 с.;
Любашиц В.Я. Теория государства и права: учебник / Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. - 2-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 700
Марченко М. Н. Теория государства и права: учебник / Марченко М. Н. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ПРОСПЕКТ, 2011. – 640
Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник / Матузов Н. И., Малько А. В. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2007. - 541с
Заполнение таблицы
Проверка конспектов
22
Происхождение государства и права
Лекция, семинар
4/4
Проблемная
лекция;семинар-обсуждение
История,
Политология,
Философия
коллективная мыслительная деятельность - мозговой штурм
Дополнительная литература.
Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1990
Гойман-Червонюк В.И. Очерк Теории государства и права. М.,200 6
Ильин И.А. Теория государства и права. М., 2004
Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М., 2009
Фрезер Дж. Золотая ветвь человечества. Исследование магии и религии. М., 2003
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.Любое издание.
Работа с источниками, ответы на вопросы, составление таблицы
Проверка таблицы
33
Сущность государства и права
Лекция, семинар
4/2
Проблемная лекция;семинар-дискуссия
История,
Политология,
Философия
Любашиц В. Я. Теория государства и права. М., 2008.
Лукашук И. И. Глобализация и государство. М., 2008.
Марченко М.Н.Государство и право в условиях глобализации.М.,2008Чиркин В.Е. Публичная власть. М., Юристъ, 2005.
Обсуждение рефератов, ответы на вопросы.Подр.см. в 11 разделе данного УМК.
Тест
44
Форма государства
Лекция, семинар
4/2
Лекция-презентация; проблемный семинар; дискуссии
История,
Политология,
Философия,Социология
Бабурин С.Н. Мир империй: территории государства и мировой порядок.СПб, 2005.
Иванников И.А. В поисках идеала государственной формы России. М., 2000
Ильин И.А. Сущность правосознания. Соч. в 10 томах. Т.4. М., 1994
Колыев А.Н. Нации и государство: Теория консервативной реконструкции. М., 2005
Серегин А.В. Теоретические проблемы монархической формы правления. М., 2005
Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 2000
Работа с источниками, ответы на вопросы, составление таблицы
Проверка таблицы
55
Типология государства
Лекция, семинар
2/2
Лекция-презентация; проблемный семинар;
История,
Политология,
Философия,Социология
Иноземцев В.Л. К истории постэкономической общественной формации. М., 2005.
Марченко М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс. Т.1. М.,
Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. Сб. М., 2005.
Черняк Е.Б. Цивилиография. Наука о цивилизации. М., 2005.
подготока презентации
обсуждение результатов
66
Функции государства
семинар
Работа в малых группах
История
,ПолитологияФило
софия
,Социология
,Экономическая теория
метод развивающей кооперации
Малахов В.С.Государство в условиях глобализации.М..2007
Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе.М.,2006
Морозова Л.А. Влияние глобализации на функции государства // Государство и право. - М.: Наука, 2006, № 6. - С. 101-107.
Чиркин В.С. Государствоведение. Любое издание.
Заслушивание
докладов, ответы на вопросы
тест
77
Механизм современного государства
Лекция, семинар
4/2
Проблемная лекция,обобщающий семинар
КП,АП,Политология
Байтин М.Н. Механизм современного Российского государства//Правоведение. 2006. №3.С.45-57.
Любашиц В.Я. Механизм государства и его основные элементы// Юридический вестник. 2007. №2.С.15-21.
Марченко М.Н.Государство и право в условиях глобализации.М.,2008
Энтин Л.М. Разделение властей. Опыт современных государств. М.. 2005
Заслушивание
докладов, ответы на вопросы
тест
88
Государство в политической системе общества
семинар
решение казусов, моделирование ситуаций и их решения
КП,АП,Политология
Михельс Р. Социология политической партии в условиях демократии М.,1990.
Кулик А. Политические партии постсоветской России // Международная экономика и международные отношения. 2008. № 12.
Лапаева В.В. Право и многопартийность в современной России. М., 2009.
Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна, 2005.
Работа с источниками
Решение казусов
99
Гражданское общество и государство
семинар
Работа в малых группах,
ситуационный анализ
КП,АП,Политология
метод проектов
Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: Учеб. пособие: СПб, Питер, 2005.
Гражданское общество: проблемы становления. Сборник научных статей / Под ред.: Черненко А.К. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2006. - 131 c.
Марченко М.Н. Гражданское общество: проблемы определения понятия и основные характеристики. Серия "Юриспруденция" // Вестник МГОУ. Серия "Юриспруденция". - М.: Изд-во МГОУ, 2007, № 1: Т. 1 (39). - С. 3-14.
Плешаков А.П. Гражданское общество как условие становления социального государства в России // Право и современность. Научно-практический сборник статей. - Саратов: Изд-во Сарат. юрид. ин-та МВД России, 2006. - С. 10-23.
Розин В.М. Развитие права в России как условие становления гражданского общества и эффективности власти. М., 2005.
Работа с источниками
Решение казусов
110
Государство, право и личность
семинар
ситуационный анализ источников, решение казусов, моделирование ситуаций и их решения
КП,АП,Политология
Конституция РФ
Федеральный закон «Об уполномоченном по правам человека»
Федеральный закон «О гражданстве в РФ»
Всеобщая декларация прав человека. 1948.
Международные пакты о политических и гражданских правах, об экономических, социальных и культурных правах 1966.
Глушкова С.И. Права человека в России: теория, история, практика // Учеб. пособие. М., Юристъ, 2004.
Лукашева Е. А. Права человека. М., 2009.
Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991.
Права человека и процессы глобализации современного мира.М.,2007
Работа с источниками
Решение казусов
111
Государство и демократия
семинар
презентация эссе и обсуждение результатов эссе
КП, Политология
Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.
Даль Р.О. О демократии. М., 2000.
Джилас М. Лицо тоталитаризма. М., 1992.
Жилев Ж. Фашизм. Тоталитарное государство. М., 1991.
Ковлер А.И. Кризис демократии. Демократия на рубеже XXI в. М., 2007.
составление эссе
Подр.см. в 11 разделе данного УМК.
обсуждение эссе
112
Правовое и социальное государство
семинар
Семинар- дискуссия
КП,АП,Политология, История, Философия
Бьер В.М. Правовое государство: идея, концепция, реальность. СПб, 1993.
Геллнер Э. Условия свободы. М., 1995.
Козлихин И.Ю. Идея правового государства: история и современность. СПб, 1993.
Омельченко О.Л. Идея правового государства: истоки, перспективы, причины. М., 1994.
Политология для юристов / Под ред. Н.И. Матузова. М., 2002.
Емельянов В.Ю. Пробелы в правовом регулировании социальной защиты граждан. Ежемесячный правовой журнал // Законы России: опыт, анализ, практика. Ежемесячный правовой журнал. - М.: Изд. Дом "Буквовед", 2007, № 2. - С. 125-126.
Заслушивание
докладов, ответы на вопросы
тест
113
Современное правопонимание
Лекция, семинар
6/2
Проблемная лекция с использованием иллюстративного материала, семинар-дисскуссия
История, Философия,ИППУ
Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов, 2001.
Величко В.С. Объективное и субъективное в праве // Юрист. 2001 № 12.
Ковлер А.И. Антропология права. М., 2002.
Мальцев Г.В. Социальные основания права.М.,2007
Мальцев Г.В. Развитие права: к единению с разумом и наукой. М., 2005.
Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002.
Сырых В.М. Логические основания общей теории права. М., Юстицинформ, 2004.
Оль П.А.Правопонимание: от плюрализма к двуединству.СПб.,2007
Честнов И.Л. Правопонимание в эпоху постмодернизма. М., 2009.
Работа с источниками, ответы на вопросы, составление таблицы
Проверка таблицы
114
Основные правовые системы прошлого и настоящего
семинар
общая тематическая дискуссия
История, Философия,Социология,
ИППУ
Аннерс Э. История европейского права. М., 1993.
Давид Р. Жоффре-Спинорс. Основные правовые системы современности. М.,2003
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2003.
Миероков З.Х. Феномен мусульманского права // Государство и право. 2001. № 4.
Рулан Н. Юридическая антропология. М., 1999.
Саидов А.Х. Введение в основные правовые системы современности. М., 1992.
Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М., 1986.
Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М.,1986.
Тиунов Л.Б. Системные связи правовой действительности: методология и теория. СПб., 1991.
Осаква К. Типология современного российского права на фоне правовой карты мира // Государство и право. 2001. № 4.
Фридмен Л. Введение в американское право. М., 1993.
Заслушивание
докладов, ответы на вопросы
тест
115
Система регулирования общественных отношений
семинар
презентация эссе и обсуждение результатов
История, Философия,Социология
Валицкий А. Нравственность и право в теории русских либералов к XIX-XX в. // Вопросы философии. 1991 № 8.
Копаев В.С. Мораль и ее влияние на современное российское право // Журнал российского права. 2000. № 10.
Козлихин И.Ю. Позитивизм и естественное право // Государство и право. 2000 № 3.
Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: нормы и патология. М., 1982.
Соловьев В.С. Оправдание добра. М., 1998.
написание эссе
Подр.см. в 11 разделе данного УМК.
Проверка письменных эссе
116
Форма права
семинар
решение казусов, моделирование ситуаций и их решения
Философия
,Социология
Богдановская И.Ю. Понятие источника права в правовой доктрине стран "общего права" // Право и политика. - М.: Nota Bene, 2007. № 1. - С. 68-73.
Гранат Н.А. Источники права // Юрист. 2008 № 9.
Гук П.А. Судебный прецедент в России // Правоведение. 2001 № 4..
Иванов В.В. Общие вопросы теории договора. М., 2000.
Марченко М.Н. Источники права. М., 2005.
Марченко М.Н. Судебное правотворчество и судейское право.М.,2009
Морозова Л.А. Еще раз о судебной практике как источнике права // Государство и право. 2004 № 1.
Тихомиров Ю.А. Введение в российское право. М., 2002.
Работа с источниками,
Решение казусов
117
Норма права
Лекция, семинар
4/4
Лекция-презентация;
ситуационный анализ источников
Философия,Социология
тренинг
Алексеев С.С. Общая теория права.М.,2008
Гущина Н.А. Поощрительные нормы российского права: Теория и практика. Санкт-Петербург, 2003.
Кононов А.А., Честнов И.А. Системное исследование норм права. Санкт-Петербург, 2001.
Работа с нормативным материалом в целях формирования умения квалифицированно соотносить содержание нормы и текст нормативного акта
выполнение контрольных заданий
118
Система права
Лекция, семинар
4/2
Лекция-презентация;
проблемный семинар; дискуссии
Отраслевые науки, Философия,Социология
Алексеев С.С. Общая теория права. М., 2008.
Байтин М.И., Петров Д.С.Система права// Государство и право.2007.№1.С.41-48
Кононов А.А. Общенаучная концепция права.// Правоведение.2003.№3.
Милушин М.И. Формирование комплексных образований в законодательстве РФ.М.,2005
Лукьянова Е.Г. Глобализация и правовая система России (основные направления развития) / - М.: Норма, 2006. - 112 c
Правовая система России в условиях глобализации и региональной интеграции: теория и практика.М.,2006.-558с.
Российское законодательство: проблемы и перспективы. М. 2005.
Поляков А.В.Общая теория права.Спб.,2005.
Работа с источниками, ответы на вопросы, составление таблицы
Проверка таблицы
119
Правотворчество и систематизация законодательства
семинар
Работа в малых группах, технические демонстрации, обсуждение проектов