Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации (материалы) для преподавателя




Теория государства и права - одна из немногих юридических научных дисциплин, которая непосредственно связана с формированием профессионального правового сознания у студента. С преподавания теории начинается закладка фундамента индивидуальной пра­вовой культуры будущего юриста, формирования у него научной базы юридического мировоззрения и глубокого уважения к праву как к величайшей социальной ценности.

При преподавании теории государства и права передаются основные достижения политической и правовой мысли, система понятий, позволяющая свободно и уверенно ориентироваться в юридической сфере. Теория государства и права дает обучаемым первичные представления об основных понятиях юриспруденции, без которых невозможно усвоение конкретных знаний отраслевых и иных юриди­ческих дисциплин.

Известный теоретик права судья из США Оливер Вендел Холмс сказал: «Теория играет важнейшую роль в праве, подобно тому как архитектор является самым главным лицом для всех, кто принимает участие в строительстве дома». А профессор права Поль Френд заметил, что «самый полезный курс по теории права: именно из него я почерпнул целый ряд принципиальных правовых положений, имеющих широкое применение».

Г.В. Лейбницу, немецкому философу, математику, физику, принадлежит афоризм, согласно которому математики оперируют цифрами, а юристы - понятиями. Юридические понятия не есть оторванные от жизни пустые абстракции, они в сжатом виде выражают реальность, конкретные общественные отношения. Подобно тому как в математи­ке невозможно произвести какие-либо расчеты без знания таблицы умножения, так нельзя изучить и политико-правовую жизнь, не владея основными юридическими понятиями.

Качественное знание исходных понятий теории государства и права позволит обучаемым на практике верно квалифицировать политические и правовые ситуации, с научных позиций давать правильную оценку сложным государственно-правовым явлениям общественной жизни, вскрывать их подлинную сущность, понимать их социальное назначение. Таким образом, эта наука непосредственно участвует в формировании профессиональных качеств будущих юристов.

Пробел в знании материала по теории государства и права, т.е. понятий, принципов и идей, весьма существенно сказывается на общем уровне подготовки студента и несопоставим с пробелом в знании ма­териала по какой-либо отраслевой юридической науке. Еще К.А. Гельвеции, французский философ, заметил, что знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов. К тому же, если, например, незнание конкретной статьи Уголовного кодекса РФ можно быстро восполнить, прочитав ее текст, то незнание принципов, идей, юридических конструкций не восполняется так быстро. Это все обязывает выделять общую теорию государства и права в особый, незаменимый и чрезвычайно важный предмет.

В настоящее время современная теория государства и права строится на основе универсализма и открытости юридической науки. Научные основы не могут быть сведены к какой-либо одной, избранной мировоззренческой системе научных взглядов. Их суть - всеобщие достижения мировой культуры, передовые взгляды всей системы гуманитарных и естественных наук.

Непосредственное значение для развития теории государства и права имеют достижения мировой и российской философской мысли (фундаментальные разработки о месте государства в обществе, соотношении права, морали и религии и др.), экономической теории (о роли государства и права в формировании и упорядочении рыночных отношений и др.), социологической и психологической наук (об основах человеческих поступков, эффективности социальных институтов и т. п.), всего комплекса юридических наук, сравнительного правоведения, международно-правовых исследований.

Теория государства и права в качестве учебной дисциплины получила широкую и многообразную разработку как в дорево­люционной России, так и в советское и постсоветское время. Важнейшей чертой и достижением российской правовой науки стала идея о глубоком единстве, взаимозависимости и взаимодействии государства и права. Соответствующие издания, выражающие достижения российской правовой науки в прошлом (если исключить из них идеологические крайности), полезно использовать при изучении теории государства и права и в настоящее время

Структура теории государства и права – это подразделения материала, выражающие его единство и дифференциацию.

Изучаемый в юридических вузах курс теории государства и права призван сыграть роль своеобразного плацдарма, с которого студент начинает всестороннее и системное овладение юридической специальностью. Как показывает опыт преподавания теории государства и права, целесообразно сосредоточить изложение и проработку материала этой обобщающей отрасли знаний на основных понятиях о государстве и праве. Причем в связи с обширностью и своеобразием учебного материала оказывается необходимым освещать вопросы государства и вопросы права самостоятельно, в отдельных разделах. При рассмотрении же тех или иных основных понятий государства и права освещаются и принципы (основные идеи) государственно-правовых аспектов, существующие в этой области ценности, а также тенденции и закономерности развития государства

Таким образом, теория государства и права как учебная дисциплина вводит студентов в юриспруденцию, дает им методологический «ключ» к постижению других учебных предметов, открывает каналы и резервы формирования юридического мировоззрения, предос­тавляет возможность освоения правовой материи и непрерыв­ного приращения знаний, навыков на пути профессионального становления и совершенствования. Основная цель вузовского образования – формирование целостной структуры будущей профессиональной деятельности студента в период его обучения, которая укладывается в логику познания: восприятие – освоение – усвоение – применение.

Первый компонент – восприятие – реализация через лекции преподавателей, самостоятельную работу студента. Второй этап – освоение: на практических занятиях (семинарах) раскрываются возможности приложения теоретических знаний к решению профессионально значимых задач. На третьем (усвоение) – происходит понимание и овладение совокупности теоретических и практических знаний и умений.

При этом, следует отметить, что юрист – профессионал отличается от иных профессионалов тем, что, во-первых, знает, где найти источник, то есть норму права, нормативный акт, судебную практику с тем, чтобы применить ее к возникшему случаю. Во-вторых, для того, чтобы правильно ее применить необходимо иметь формально логическое мышление, позволяющее из представленной информации выводить различные версии (предположение о возможном развитии события). Поэтому основные цели лекционного курса «Теория государства и права» связаны не просто со знакомством с теоретическими знаниями, а знаниями в контексте будущей профессиональной деятельности, формированием готовности студентов решать профессиональные задачи и проблемы.

Изложение лекции не только отражает понятие, теории и факты «Правоведения», но и определенные способы мышления через использование конкретных методов познания. Содержание лекции включает в себя:

1. Системную основу предмета «Теория государства и права», логическое раскрытые его;

2. Моделирование деятельности студента по усвоению содержания через комплекс специально подобранных учебных заданий, которые формируют навыки решения основных типов профессиональных задач и проблем будущих специалистов.

Системная основа предмета выделяется через определение базовых блоков, из которых складывается структура изложения лекционного материала. Каждый студент должен усвоить эти базовые блоки. Через содержание лекций реализуется принцип проблемности, как через отражение в нем противоречий и динамики развития самой науки (например, темы «Сущность государства», «Современное правопонимание») так и трудностей применимости ее теоретического аппарата для решения профессиональных задач («Толкование нормативно-правовых актов», «Формы реализации права»). Данное изложение лекций позволяет осуществить логически обоснованный последовательный переход от простой передачи информации к активному освоению студентами содержания лекций.

Как показывают опросы студентов, в восприятии лекционного материала чаще всего трудность представляют абстрактные понятия, явления теоретического характера, необходимы образные опоры. Визуализация учебного материала (схемы, таблицы, аналогии) позволяет в определенной мере преодолеть трудности, особенно при изучении таких тем, как «Система права», «Классификация норм права», Правовое регулирование и правовое воздействие.

При изучении любой юридической дисциплины нужно иметь кроме лекций, по меньшей мере, два-три учебника, причем новый учебник – всегда лучший, т.к. он должен пройти определенную апробацию. Каждый из учебников имеет свои достоинства и недостатки. Если автор – исследователь, то учебник носит монографический характер, то есть обоснован эмпирическими исследованиями, проанализированы позиции различных авторов, что дает возможность выбрать более подходящую позицию по тому или иному юридическому вопросу и формирует именно юридическое мышление, заставляет думать, составлять, выбирать. Если автор – преподаватель, имеющий практическую подготовку, то учебник обычно упрощен, доступен, приближен к практике. При многоавторном учебнике обычно отдельные темы раскрываются специалистами по конкретной проблеме, но в то же время в них отсутствует общетеоретическая концепция, стиль и изложение разных глав различен, что создает определенные сложности в усвоении материала. Одноавторный учебник лишен этих недостатков, но один автор не может быть глубоким специалистом во всем.

В рамках практических занятий предмет деятельности студентов переводится от учебной информации к моделируемым ситуациям и, далее, к реальным профессиональным задачам.

Готовя курсовые работы, студенты, с одной стороны, остаются в позиции обучающихся и в то же время по целям, содержанию, формам, процессу и требованиям к полученным результатам – в позиции специалистов. При данной форме организации учебной деятельности студенты выполняют уже не академические процедуры, усвоение знаний или овладения учебными навыками, а фактически реальную профессиональную деятельность, ориентировочной основой которой выступают ранее полученные знания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...