Тема: источники (формы) права
1. Понятие источника права Необходимо уяснить, что право как модель поведения в типичной жизненной ситуации, для того чтобы стать регулятором общественных отношений, должно получить официальное внешнее выражение. Формы, с помощью которых государственная воля становится юридической нормой, обозначаются условным термином "источники права". Студентам необходимо вспомнить, какие формы права известны человеческому обществу с древних времен, дать их характеристику. 2. Закон как источник права Обратите внимание на признаки закона как нормативного акта высшей юридической силы. Охарактеризуйте основные виды законов: конституционный; органический; обыкновенный; программный; чрезвычайный. Найдите отличия подзаконных нормативных актов от закона. 3. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц При подготовке вопроса студент уясняет эти понятия. Особое внимание следует обратить на такие категории, как "обратная сила закона" и "переживание старого закона". Завершая изучение темы, студент знакомится с такими незаконодательными источниками права, как судебный прецедент, принципы права, правовая доктрина, нормативный договор, обычаи и обыкновения.
Тема: ПРАВОТВОРЧЕСТВО И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРАВА 1. Понятие правотворчества и его принципы Следует помнить, что постоянное совершенствование законодательства - закономерность развития современного цивилизованного государства. Правотворчество есть форма государственной деятельности, направленная на создание, совершенствование, изменение или отмену правовых норм. 2. Стадии правотворчества Выделите основные стадии законотворческого процесса. Студент должен знать основные принципы правотворческого процесса - демократизм, законность, научный характер, профессионализм и т.д.
3. Техника правотворчества В ходе подготовки уясните, что под законодательной техникой понимается система правил и приемов подготовки наиболее совершенных по форме и по структуре проектов нормативных актов. Соблюдение правил законодательной техники во многом определяет степень совершенства законодательства, доходчивость текстов законов, высокий уровень систематизации и кодификации законодательства. 4. Систематизация источников права (понятие и виды) При ответе на вопрос студенты должны ясно представлять, что, для того чтобы хорошо ориентироваться во всей массе источников права, все, кто имеет с ними дело, вынуждены постоянно заниматься их упорядочением, приведением в систему. Такая деятельность называется систематизацией. Выделяют четыре ее вида: учет, инкорпорация, консолидация и кодификация. 5. Понятие и виды инкорпорации Ответ следует начать с определения. Основной признак инкорпорации - сохранение неизменным содержания нормативного акта при включении его в сборник. Сравните этот прием с консолидацией. 6. Кодификация права Уясните, что кодификация - это деятельность, направленная на коренную переработку действующего законодательства путем принятия нового кодифицированного нормативного акта (кодекса, устава и др.).
Тема: СИСТЕМА ПРАВА 1. Понятие системы права Студент уясняет, что понятие системы права относится к характеристике внутренних связей в праве, его внутренней структуре. Следует обратить внимание на различные способы построения системы права - предметный или отраслевой и формально-юридический или по источникам права. Определите роль предмета и метода регулирования в качестве оснований выделения отраслей права. 2. Структурные элементы системы права
При ответе студент дает определения понятиям отрасль права, правовой институт. Объясните понятия "отраслевой" и "межотраслевой" институт. Приведите примеры комплексных отраслей права, новых формирующихся отраслей. Уясните следующие понятия: материальное и процессуальное право; публичное и частное право.
Тема: ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ 1. Понятие правовых отношений При подготовке вопроса обратите внимание на волевой характер правоотношений. Выделите основные его элементы. Уясните роль таких категорий, как правоспособность и дееспособность в природе правоотношений. Дайте определение и классификацию юридических фактов. 2. Содержание правоотношений В правоотношении выделяют его материальное и юридическое содержание. К юридическому содержанию относят субъективное право и юридическую обязанность. Субъективное право реализуется в правомочиях субъекта. Студенту важно уяснить предоставительно-обязывающий характер правоотношений. 3. Субъекты правоотношений При подготовке вопроса уясняются виды субъектов, дается характеристика их правоспособности, дееспособности и деликтоспособности. Обратите внимание на определение понятия "правосубъектность". 4. Объекты правоотношений Здесь важно уяснить, что, как правило, под объектом правоотношения понимают те материальные и духовные блага, по поводу которых данное правоотношение возникает. Рассмотрите основные виды объектов, закрепленные в Конституции РФ.
Тема: ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА 1. Понятие применения права При ответе на вопрос студент должен исходить из понимания того, что осуществление некоторых правовых норм требует прямого участия в этом процессе специальных, уполномоченных органов государства. Необходимо указать на те случаи, когда такое участие необходимо. Обратите внимание на то, что применение права - это сложный процесс, состоящий из ряда последовательных действий - стадий. Раскройте содержание каждой из них. 2. Акты применения права, их виды Здесь особое внимание уделяется уяснению того, что деятельность по применению норм права завершается изданием акта применения права. Он фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение и властный характер. Особое внимание сосредоточьте на признаках правоприменительного акта, дайте их классификацию. Усвойте основные отличия правоприменительных актов от нормативных правовых актов.
3. Пробел в праве Способы преодоления пробелов. Пробел в праве - отсутствие правовой нормы при разрешении конкретной жизненной ситуации, которая входит в сферу отношений, урегулированных правом. Уясните причины возникновения пробелов в праве. Основными способами преодоления пробелов в праве являются аналогия закона и аналогия права. Необходимо знать различия между этими двумя способами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|