Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки




ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

___________________________________________________________________

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации

по проверке выполнения заданий с развёрнутым  ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2022 года

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

 

Москва

 

 

Авторы-составители: Т. Е. Лискова, О. А. Котова

 

 

Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2022 г. по обществознанию подготовлены в соответствии с Тематическим планом работ федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений». Пособие предназначено для подготовки экспертов по оцениванию выполнения заданий с развёрнутым ответом, которые являются частью контрольных измерительных материалов (КИМ) для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) по обществознанию.

В методических материалах даётся краткое описание структуры контрольных измерительных материалов 2022 г. по обществознанию, характеризуются типы заданий с развёрнутым ответом, используемые в КИМ ЕГЭ по обществознанию, и критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, приводятся примеры оценивания выполнения заданий и даются комментарии, объясняющие выставленную оценку.

Авторы будут благодарны за замечания и предложения по совершенствованию пособия.

 

© Т. Е. Лискова, О. А. Котова, 2022

© Федеральный институт педагогических измерений, 2022

 


Оглавление

1. Задания с развёрнутым ответом в КИМ ЕГЭ по обществознанию.. 4

2. Система оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом:
основные подходы, критерии и шкалы с примерами ответов экзаменуемых. 6

2. 1. Оценивание выполнения составного задания с фрагментом текста (17–20) 6

2. 2. Оценивание выполнения заданий на анализ графиков спроса и предложения (21) 21

2. 3. Оценивание ответов на задания-задачи (22) 26

2. 4. Оценивание ответов на задание по Конституции Российской Федерации (23) 32

2. 5. Оценивание выполнения составного задания, требующего подготовки доклада
по заданной теме (24–25) 39


1. Задания с развёрнутым ответом в КИМ ЕГЭ по обществознанию

Структура и содержание экзаменационной работы, типы и уровень сложности заданий соответствуют целям единого государственного экзамена (ЕГЭ) – определению соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ среднего общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС). Для указанных целей используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы.

Объектами проверки выступают умения, способы познавательной деятельности, определённые требованиями ФГОС. Перечень проверяемых элементов содержания составлен на базе Примерной основной образовательной программы среднего общего образования с учётом раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый и частично профильный уровни).

В основе модели экзаменационной работы – деятельностный подход, позволяющий осуществить многоаспектную проверку широкого спектра предметных умений, видов познавательной деятельности и знаний об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, политике и праве, социальных отношениях, духовной жизни общества. Содержание экзаменационной работы отражает интегральный характер обществоведческого курса: в совокупности задания охватывают основные разделы курса, базовые положения различных областей обществознания.

Задания с кратким ответом первой части экзаменационной работы направлены на распознавание и классификацию признаков, черт, элементов описания социальных объектов; соотнесение теоретического материала с жизненными реалиями. Задания первой части также проверяют умение соотносить видовые понятия с родовыми.

Задания с развёрнутым ответом значительно увеличивают дифференцирующую способность экзаменационной работы, тем самым помогая выявить экзаменуемых с наиболее высоким уровнем обществоведческой подготовки.

Разные типы заданий с развёрнутым ответом в совокупности позволяют проверить качественное овладение содержанием учебного предмета и сформированность у экзаменуемых сложных умений и способов действий. К их числу относятся умения развёрнуто формулировать и логично излагать свои мысли, оценки, прогнозы, аргументы; делать выводы; использовать полученные знания в смоделированных жизненных ситуациях; конкретизировать теоретические знания и применять их при решении проблемных задач, для прогнозирования и обоснования социальных явлений и процессов.

В структуре работы все задания с развёрнутым ответом даются в строгой последовательности. Задание той или иной разновидности занимает определённое отведённое ему место.

Задания 17–20 объединены в составное задание с текстом.

Задание 21 предполагает анализ рисунка (графического изображения, иллюстрирующего изменение спроса/предложения). Экзаменуемый должен осуществить поиск социальной информации и выполнить задания, связанные с соответствующим рисунком.

Задание-задача 22 требует анализа конкретной ситуации. При выполнении этого задания проверяется умение применять обществоведческие знания в решении познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Задание 23 проверяет знание и понимание ценностей, принципов и норм, закреплённых в Конституции Российской Федерации.

Составное задание 24–25 проверяет умение подготавливать доклад по определённой теме.

Полное правильное выполнение заданий части 2 оценивается от 2 до 4 баллов. За полное правильное выполнение заданий 17, 18 выставляется по 2 балла; заданий 19–21, 23 – по 3 балла; заданий 22, 24 и 25 – по 4 балла.

Проверка выполнения заданий части 2 проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев.

Безусловно, владение теоретическим содержанием учебного предмета влияет на результат выполнения того или иного задания, однако объектом проверки в первую очередь является овладение конкретным умением или комплексом умений. Это даёт основание для систематизации заданий с развёрнутым ответом, целостного анализа статистических материалов и определения тенденций в овладении необходимыми умениями.

В КИМ 2022 г. содержится следующее указание.

 

Если в развёрнутом ответе на любое из заданий 17–25 обучающийся приводит больше позиций (признаков, характеристик, примеров, аргументов и т. д. ), чем требуется в задании, и допускает в них неточности и ошибки, то балл за выполнение задания может быть снижен (с учётом особенностей конкретного задания).

 

Экспертам следует внимательно анализировать ответы, в которых присутствуют дополнительные (сверх требуемых) элементы. Наличие неточностей/ошибок в дополнительных элементах, как правило, влияет на выставленный балл.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...