2. Система оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом: основные подходы, критерии и шкалы с примерами ответов экзаменуемых
2. Система оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом: основные подходы, критерии и шкалы с примерами ответов экзаменуемых 2. 1. Оценивание выполнения составного задания с фрагментом текста (17–20) Каждый вариант КИМ включает фрагмент текста (источника социальной информации) общим объёмом около 230–250 слов. К текстовому фрагменту сформулированы четыре задания, которые в совокупности с фрагментом источника образуют составное задание, своего рода мини-тест. Первое задание (17) направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде. Второе задание (18) проверяет умение самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий. Третье задание (19) нацеливает на применение полученных знаний, в том числе выявление связей социальных объектов, процессов и конкретизацию (иллюстрацию и т. п. ) примерами отдельных положений текста с опорой на контекстные обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт. Четвёртое задание (20) предполагает использование информации из текста и контекстных обществоведческих знаний в другой познавательной ситуации, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста. Задания 17, 18 являются заданиями базового уровня сложности, а задания 19 и 20 – высокого уровня сложности. Для оценки правильности и полноты ответов разработаны критерии, в которых предлагаются возможные формулировки ответов и даются общие подходы к оценке ответов экзаменуемых. Вместе с этим указано, что допускаются иные, отличные от данных в критериях, формулировки, не искажающие смысл правильного ответа.
Ответы на каждое из заданий 17 и 18 оцениваются от 0 до 2 баллов, на задания 19 и 20 – от 0 до 3 баллов. Таким образом, за полное правильное выполнение мини-теста с текстовым фрагментом экзаменуемый может получить максимально 10 первичных баллов. Тексты, используемые в КИМ ЕГЭ, обладают следующими характеристиками: · тематически связаны с изученным содержанием: отражают, уточняют или расширяют его; · поднимают социально значимую проблему; · содержат завершённую, доступно изложенную авторскую точку зрения. При оценке ответов экзаменуемых или ещё на этапе предварительного ознакомления с заданиями и критериями оценивания их выполнения необходимо внимательно прочитать текст и разобрать задания к нему (целесообразно отметить в тексте соответствующие положения). Задание 17 направлено преимущественно на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде. Ответами могут быть отдельные положения текста. Их можно приводить как дословные цитаты или переформулировать близко к тексту, чтобы не потерять основную мысль. В некоторых случаях требования к выполнению задания содержат чёткое указание на необходимое количество элементов ответа (признаков, видов, форм и т. п. )
Если для того, чтобы ответ на конкретный вопрос был засчитан, нужно назвать любые три характеристики (признака, вида, формы и т. п. ) из текста, а участник ЕГЭ указывает: – четыре или более характеристики (признака, вида, форма и т. п. ) из текста при отсутствии неверных позиций, то такой ответ засчитывается; – четыре или более характеристики (признака, вида, формы и т. п. ) из текста, одна из которых неверная, то такой ответ данный вопрос не засчитывается; – только две характеристики (признака, вида, формы и т. п. ) из текста, то такой ответ на данный вопрос не засчитывается.
За полное и правильное выполнение задания 17 выставляется 2 балла. При неполном правильном ответе –1 балл. Система оценивания задания 17 выглядит следующим образом.
Задание 18 предполагает объяснение смысла обществоведческого понятия из текста. Это может быть понятие, относящееся к иному тематическому разделу обществоведческого курса, чем предложенный текст в целом. Понятия, смысл которых предложено раскрывать, различаются по своему объёму. Для одного достаточно указать родовую принадлежность и любой сущностный/отличительный признак, для другого − родовую принадлежность и два отличительных признака. В зависимости от того, смысл какого понятия предложено объяснить, формулировки заданий содержат необходимые уточнения для участника ЕГЭ. Например, как в демонстрационном варианте: «в объяснении смысла/определения понятия «государство» должно быть указано не менее двух существенных признаков». Объяснение смысла/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях. В КИМ 2022 г. в системе оценивания задания 18 появилось следующее указание: в качестве правильного может быть принято объяснение, ориентированное на признаки понятия, раскрытые в любом действующем учебнике 6–11 классов из федерального перечня Минпросвещения России . Концентрический принцип построения курса обществознания в 6–11 классах предполагает, что большинство ключевых понятий изучается в основной школе (6–9 классы), а в средней школе (10 и 11 классы) происходит расширение, обогащение содержания понятий новыми признаками, углублённо рассматриваются понятийные связи и зависимости. В ряде случаев авторы учебников средней школы отказываются от дублирования уже приведённых в учебниках основной школы определений понятий, некоторых базовых теоретических положений и т. п. Потому обращение обучающихся при систематизации знаний, подготовке к ЕГЭ к учебникам основной школы вполне оправданно. В спецификации КИМ ЕГЭ 2022 г. есть указание на то, что одним из принципов отбора конкретных объектов проверки является «равномерное представление в КИМ всех содержательных разделов курса с учётом степени их раскрытия в учебниках 6–11 классов, допущенных Министерством просвещения Российской Федерации к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования в 2020/21 и 2021/22 учебных годах»[1]. Следовательно, в задании 18 раскрытие понятий на основе УМК основной школы допустимо.
За полное и правильное выполнение задания выставляется 2 балла. При неполном правильном ответе –1 балл. Рассмотрим систему оценивания задания 18.
При оценивании задания 18 эксперт прежде всего обращает внимание на то, чтобы объяснение смысла / определение понятия было полным, чётким, ясным и недвусмысленным.
Собственно говоря, это и есть основная позиция критериев оценивания выполнения данного задания. Все дальнейшие варианты указаны и описаны для тех случаев, когда ответ участника ЕГЭ отличается от общепринятого понимания.
При оценивании ответов на задания 18 не засчитываются: – характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт; – в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания; – объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию.
Ответы на задания 19 и 20 не предполагают простого цитирования текста. Рекомендуем обращать внимание на указанные в задании на дополнительные источники информации (могут быть указаны обществоведческий курс, знания из других учебных предметов, факты общественной жизни, личный социальный опыт) и требуемый поэлементный состав ответа. Задание 19 в большинстве случаев требует конкретизации примерами отдельных положений текста, позиции автора, затронутых в тексте проблем. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. Отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров. Данный тип заданий имеет несколько моделей условия и вытекающих из него требований: «Назовите… и проиллюстрируйте примерами…», «Приведите три примера, иллюстрирующие…», «Проиллюстрируйте примером… В каждом случае запишите сначала положение, а затем – соответствующий пример». Эти задания «разворачивают» проверяемый вид деятельности, операционализируют его, пошагово фиксируя порядок выполнения требований. Выполняя задание 19, участник экзамена должен с помощью примеров уточнить, детализировать какие-то обобщённые положения, характеристики и т. п. При этом под примером подразумевается факт общественной жизни или личного социального опыта (конкретный процесс, явление, действие, событие, реальные или смоделированные), приводимый для иллюстрации какого-либо теоретического положения. «Содержательное пространство», из которого могут черпаться примеры, весьма объёмное и разнородное. Примерами могут быть факты прошлого и современности, почерпнутые из личного социального опыта участников ЕГЭ или получившие общественную известность; реальные события, примеры из искусства и смоделированные ситуации. В ответах допускается различная степень конкретизации. За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном выполнении – 2 или 1 балл. Система оценивания определяется моделью конкретного задания, в ней всегда присутствует скорректированное для конкретного задания указание по оцениванию.
Если в развёрнутом ответе наряду с требуемым количеством корректно приведённых элементов приведены дополнительные (сверх требуемого в условии задания количества) элементы, содержащие неточности/ ошибки, искажающие смысл ответа, то при оценивании действует следующее правило: – если таких элементов два или более, то за ответ выставляется 0 баллов; – если такой элемент один, то за ответ выставляется на 1 балл ниже фактического по критериям.
Задание 20 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации и привлечение контекстных обществоведческих знаний, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста.
Выполняя задние 20, участник экзамена должен выделять и фиксировать относительно устойчивые, инвариантные свойства тех или иных социальных объектов, явлений, включая их взаимодействия. Суждения (аргументы, объяснения) должны содержать элементы обобщения. В сравнении с заданием 19 они должны быть более широкого объёма и менее конкретного содержания.
За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл. Система оценивания определяется моделью конкретного задания, но в ней всегда присутствует скорректированное для конкретного задания указание по оцениванию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|