Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Система оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом: основные подходы, критерии и шкалы с примерами ответов экзаменуемых




2. Система оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом: основные подходы, критерии и шкалы с примерами ответов экзаменуемых

2. 1. Оценивание выполнения составного задания с фрагментом текста (17–20)

Каждый вариант КИМ включает фрагмент текста (источника социальной информации) общим объёмом около 230–250 слов.

К текстовому фрагменту сформулированы четыре задания, которые в совокупности с фрагментом источника образуют составное задание, своего рода мини-тест.

Первое задание (17) направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде. Второе задание (18) проверяет умение самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий. Третье задание (19) нацеливает на применение полученных знаний, в том числе выявление связей социальных объектов, процессов и конкретизацию (иллюстрацию и т. п. ) примерами отдельных положений текста с опорой на контекстные обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт. Четвёртое задание (20) предполагает использование информации из текста и контекстных обществоведческих знаний в другой познавательной ситуации, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста.

Задания 17, 18 являются заданиями базового уровня сложности, а задания 19 и 20 – высокого уровня сложности.

Для оценки правильности и полноты ответов разработаны критерии, в которых предлагаются возможные формулировки ответов и даются общие подходы к оценке ответов экзаменуемых. Вместе с этим указано, что допускаются иные, отличные от данных в критериях, формулировки, не искажающие смысл правильного ответа.

Ответы на каждое из заданий 17 и 18 оцениваются от 0 до 2 баллов, на задания 19 и 20 – от 0 до 3 баллов. Таким образом, за полное правильное выполнение мини-теста с текстовым фрагментом экзаменуемый может получить максимально 10 первичных баллов.

Тексты, используемые в КИМ ЕГЭ, обладают следующими характеристиками:

· тематически связаны с изученным содержанием: отражают, уточняют или расширяют его;

· поднимают социально значимую проблему;

· содержат завершённую, доступно изложенную авторскую точку зрения.

При оценке ответов экзаменуемых или ещё на этапе предварительного ознакомления с заданиями и критериями оценивания их выполнения необходимо внимательно прочитать текст и разобрать задания к нему (целесообразно отметить в тексте соответствующие положения).

Задание 17 направлено преимущественно на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде. Ответами могут быть отдельные положения текста. Их можно приводить как дословные цитаты или переформулировать близко к тексту, чтобы не потерять основную мысль.

В некоторых случаях требования к выполнению задания содержат чёткое указание на необходимое количество элементов ответа (признаков, видов, форм и т. п. )

 

Если для того, чтобы ответ на конкретный вопрос был засчитан, нужно назвать любые три характеристики (признака, вида, формы и т. п. ) из текста, а участник ЕГЭ указывает:

– четыре или более характеристики (признака, вида, форма и т. п. ) из текста при отсутствии неверных позиций, то такой ответ засчитывается;

– четыре или более характеристики (признака, вида, формы и т. п. ) из текста, одна из которых неверная, то такой ответ данный вопрос не засчитывается;

– только две характеристики (признака, вида, формы и т. п. ) из текста, то такой ответ на данный вопрос не засчитывается.

 

За полное и правильное выполнение задания 17 выставляется 2 балла. При неполном правильном ответе –1 балл.

Система оценивания задания 17 выглядит следующим образом.

 

Даны правильные ответы на три вопроса
Даны правильные ответы только на два любых вопроса
Дан правильный ответ только на один любой вопрос. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл 2

 

Задание 18 предполагает объяснение смысла обществоведческого понятия из текста. Это может быть понятие, относящееся к иному тематическому разделу обществоведческого курса, чем предложенный текст в целом.

Понятия, смысл которых предложено раскрывать, различаются по своему объёму. Для одного достаточно указать родовую принадлежность и любой сущностный/отличительный признак, для другого − родовую принадлежность и два отличительных признака. В зависимости от того, смысл какого понятия предложено объяснить, формулировки заданий содержат необходимые уточнения для участника ЕГЭ. Например, как в демонстрационном варианте: «в объяснении смысла/определения понятия «государство» должно быть указано не менее двух существенных признаков».

Объяснение смысла/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.

В КИМ 2022 г. в системе оценивания задания 18 появилось следующее указание: в качестве правильного может быть принято объяснение, ориентированное на признаки понятия, раскрытые в любом действующем учебнике 6–11 классов из федерального перечня Минпросвещения России .

Концентрический принцип построения курса обществознания в 6–11 классах предполагает, что большинство ключевых понятий изучается в основной школе (6–9 классы), а в средней школе (10 и 11 классы) происходит расширение, обогащение содержания понятий новыми признаками, углублённо рассматриваются понятийные связи и зависимости. В ряде случаев авторы учебников средней школы отказываются от дублирования уже приведённых в учебниках основной школы определений понятий, некоторых базовых теоретических положений и т. п. Потому обращение обучающихся при систематизации знаний, подготовке к ЕГЭ к учебникам основной школы вполне оправданно. В спецификации КИМ ЕГЭ 2022 г. есть указание на то, что одним из принципов отбора конкретных объектов проверки является «равномерное представление в КИМ всех содержательных разделов курса с учётом степени их раскрытия в учебниках 6–11 классов, допущенных Министерством просвещения Российской Федерации к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования в 2020/21 и 2021/22 учебных годах»[1]. Следовательно, в задании 18 раскрытие понятий на основе УМК основной школы допустимо.

За полное и правильное выполнение задания выставляется 2 балла. При неполном правильном ответе –1 балл.

Рассмотрим систему оценивания задания 18.

 

Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указано не менее двух существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я))
Смысл понятия в целом объяснён, НО в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий. ИЛИ В ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу
В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т. п. ), искажающие содержание понятия по существу. ИЛИ Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия. ИЛИ Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла
Максимальный балл 2

 

При оценивании задания 18 эксперт прежде всего обращает внимание на то, чтобы объяснение смысла / определение понятия было полным, чётким, ясным и недвусмысленным.

 

Собственно говоря, это и есть основная позиция критериев оценивания выполнения данного задания. Все дальнейшие варианты указаны и описаны для тех случаев, когда ответ участника ЕГЭ отличается от общепринятого понимания.

 

При оценивании ответов на задания 18 не засчитываются:

    характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт;

    в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания;

    объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию.

 

Ответы на задания 19 и 20 не предполагают простого цитирования текста. Рекомендуем обращать внимание на указанные в задании на дополнительные источники информации (могут быть указаны обществоведческий курс, знания из других учебных предметов, факты общественной жизни, личный социальный опыт) и требуемый поэлементный состав ответа.

Задание 19 в большинстве случаев требует конкретизации примерами отдельных положений текста, позиции автора, затронутых в тексте проблем. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. Отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров.

Данный тип заданий имеет несколько моделей условия и вытекающих из него требований: «Назовите… и проиллюстрируйте примерами…», «Приведите три примера, иллюстрирующие…», «Проиллюстрируйте примером… В каждом случае запишите сначала положение, а затем – соответствующий пример». Эти задания «разворачивают» проверяемый вид деятельности, операционализируют его, пошагово фиксируя порядок выполнения требований.

Выполняя задание 19, участник экзамена должен с помощью примеров уточнить, детализировать какие-то обобщённые положения, характеристики и т. п. При этом под примером подразумевается факт общественной жизни или личного социального опыта (конкретный процесс, явление, действие, событие, реальные или смоделированные), приводимый для иллюстрации какого-либо теоретического положения.

«Содержательное пространство», из которого могут черпаться примеры, весьма объёмное и разнородное. Примерами могут быть факты прошлого и современности, почерпнутые из личного социального опыта участников ЕГЭ или получившие общественную известность; реальные события, примеры из искусства и смоделированные ситуации. В ответах допускается различная степень конкретизации.

За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном выполнении – 2 или 1 балл.

Система оценивания определяется моделью конкретного задания, в ней всегда присутствует скорректированное для конкретного задания указание по оцениванию.

 

Если в развёрнутом ответе наряду с требуемым количеством корректно приведённых элементов приведены дополнительные (сверх требуемого в условии задания количества) элементы, содержащие неточности/ ошибки, искажающие смысл ответа, то при оценивании действует следующее правило:

если таких элементов два или более, то за ответ выставляется 0 баллов;

если такой элемент один, то за ответ выставляется на 1 балл ниже фактического по критериям.

 

Задание 20 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации и привлечение контекстных обществоведческих знаний, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста.

 

Выполняя задние 20, участник экзамена должен выделять и фиксировать относительно устойчивые, инвариантные свойства тех или иных социальных объектов, явлений, включая их взаимодействия. Суждения (аргументы, объяснения) должны содержать элементы обобщения. В сравнении с заданием 19 они должны быть более широкого объёма и менее конкретного содержания.

 

За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл.

Система оценивания определяется моделью конкретного задания, но в ней всегда присутствует скорректированное для конкретного задания указание по оцениванию.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...