Тема 1. общие основы экономической теории
Стр 1 из 13Следующая ⇒ Микроэкономика Практикум по экономической теории для студентов 1 курса специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Ижевск 2010 Удк 330.35.01 Ббк 65.01 М 59
Практикум составлен на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного 17.03.2000 г., и рабочей программы по курсу «Экономическая теория» (1 часть). рекомендован к изданию редакционно-издательским советом академии, протокол № ____ от «____» ________________ 2010 г.
Рецензенты: О.Л. Петрова - к. э. н., доцент кафедры экономики АПК ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА
И.П. Картазаева - к.э.н., доцент кафедры «Экономическая теория» УдГУ
Составитель Л.Н. Петренко – старший преподаватель кафедры экономики АПК Фгоу впо ижевская гсха
м 59 Микроэкономика: практикум / сост. Л.Н. Петренко. – Ижевск: ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2010. – 88 с.
Сборник включает планы семинарских занятий, списки литературы для подготовки к ним, основные понятия и термины, отмечен круг вопросов и проблем, которые необходимо решить в процессе изучения каждой темы, альтернативные вопросы (тестовые задания), задачи и аналитические вопросы для размышления. Практикум предназначен для изучения курса экономической теории (раздел «микроэкономика») студентами экономических специальностей очной и заочной форм обучения, слушателей фнпо, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Экономика и управление на предприятии апк».
Удк 330.35.01 Ббк 65.01 © ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2010 содержание
Введение
Микроэкономика – раздел экономической теории, основные понятия которого широко применяются во всех других современных экономических дисциплинах. Можно без преувеличения сказать, что микроэкономика – это базовый (основной) раздел экономики. Хорошо овладеть понятиями и методами микроэкономики должен каждый, кто серьезно изучает экономику. Цель этого практикума – обратить внимание студентов на наиболее существенные вопросы курса микроэкономики, а также подчеркнуть некоторые важные детали, которые, возможно, недостаточно выделены в учебных пособиях. Изучение курса требует постоянной самостоятельной работы студентов. Предварительное знакомство с литературой, указанной в списке литературы, облегчает и углубляет понимание лекций и обсуждаемых на семинарах проблем. Следующее за прослушанными лекциями и работой на семинарских занятиях обращение к соответствующим источникам помогает полнее разобраться в материале курса, выявить и ликвидировать пробелы, сформулировать вопросы к преподавателям, и эффективно выполнить домашние задания и написать экономические сочинения (эссе) и рефераты. Постоянная активность на занятиях, своевременная сдача домашних заданий, готовность ставить и обсуждать актуальные проблемы курса – залог успешной работы студентов.
Рекомендации по использованию информационных технологий. Современного квалифицированного специалиста трудно представить без регулярного обращения к компьютерным технологиям. Интернет и обычная библиотека – это, скорее, взаимодополняющие, а не взаимозаменяющие блага. По компьютерной сети можно ознакомиться с заголовками большинства книг и журнальных статей. Но получить сами тексты удается далеко не всегда. Кроме того, следует учитывать, что искать информацию в сети одновременно и легче, и труднее чем в библиотеке. Если вы ищете конкретного автора или статью с точно известным названием, то поисковая система обнаружит их очень быстро (либо укажет, что в сети такой информации нет). При поиске литературы по определенной теме пользователя Интернета поджидают трудности. Чтобы отчасти упорядочить ресурсы Интернета, в сети созданы каталоги ресурсов (списки серверов) по многим (но отнюдь не по всем) темам. Лучшими поисковыми системами считаются: в русскоязычной части Интернета – "Яndex" (http://yandex.ru), "Aport" (http://www.aport.ru), "Rambler" (http://www.rambler.ru); в англоязычной части Интернета – "Altavista" (http://www.altavista.com), "Alltheweb" (http://www.alltheweb.com). Желая облегчить поиск нужной информации, люди со схожими интересами создают в своих серверах (информационных блоках) систему перекрестных ссылок для получения быстрого доступа к другим источникам близкого содержания. Некоторые полезные адреса Интернета: Библиотека Либертариума ("Moscow Libertarium Library (Russian)") - http://libertarium.ru/library; Журнал "Вопросы экономики" - http://infomag.mipt.rssi.ru/data/j112r.html, Журнал "Экономика и математические методы" - Http://www.cemi.rssi.ru/emm/home.htm, Журнал "Проблемы теории и практики управления" - http://www.ptpu.ru; Институт экономических реформ переходного периода "- Http:// www. Online.ru/sp/iet/, Центральный экономико-математический институт- http://www.cemi.rssi.ru;
Рабочий центр экономических реформ при правительстве Российской Федерации - http://wcer.park.ru, Министерство финансов Российской Федерации- http://www.minfin.ru, Центральный банк Российской Федерации- http://www.cbr.ru, Московская межбанковская валютная биржа - http://www.micex.ru; Национальная электронная библиотека. Аналитические материалы - http://www.nel.ru/analytdoc/svodka.html; Economists on the World Wide Web - http://eclab.ch.pdh.edu/ecwww/, Economic Journal on the Web - http://www.oswego.edu/~economic/journals.htm, Links in Economics - http://www.unizh.ch/sts/links/links.html. Следует также периодически посещать страницу «Микроэкономика» сайта http://dist-economics.eu.spb.ru, где даются ответы на вопросы студентов и помещен путеводитель ресурсов Интернета по микроэкономике. Рекомендуем всем изучающим микроэкономику периодически просматривать этот путеводитель. Это позволит составить общее представление о предмете, узнать его современное развитие, последние научные достижения, найти литературу, по которой можно самостоятельно продолжить изучение микроэкономики. Как пользоваться практикумом? Ознакомьтесь с содержанием лекции, ключевыми терминами и учебными целями. Затем внимательно прочитайте хотя бы один из предложенных литературных источников. Опишите в одном-двух предложениях ключевые моменты и перечислите все новые термины. Постарайтесь усвоить все эти категории. Потом попытайтесь, не заглядывая в учебники, ответить на все альтернативные вопросы (тестовые задания). Если вы не смогли ответить на эти вопросы, вернитесь к учебникам и найдите правильные ответы. Теперь ответьте на вопросы к размышлению. Студент должен научиться уверенно выполнять задания, приводимые в данном практикуме. Для облегчения самостоятельного усвоения различных разделов микроэкономики в практикуме приводятся примеры решения наиболее типичных задач. Вопросы, возникающие при изучении курса микроэкономики, следует задавать преподавателю. Помните, что основой обучения является не только самостоятельная работа студента, но и диалог с преподавателем. Обозначения. Принятые в микроэкономике обозначения представляют собой аббревиатуры английских терминов. Перечислим основные обозначения.
Q – количество (quantity), p - цена (price), d – спрос (demand), s – предложение (supply), u – полезность (utility), r – выручка (revenue), c – издержки (cost), tc – общие издержки (total cost), fc – фиксированные (постоянные) издержки (fixed cost), vc – переменные издержки (variable cost), pr - прибыль (profit), mr – предельная выручка или предельный доход (marginal revenue), mc – предельные издержки (marginal cost), mu – предельная полезность (marginal utility), mrs – предельная норма замещения (marginal rate of substitution), ar – средняя выручка (average revenue), atc – средние общие издержки (average total cost), avc – средние переменные издержки (average variable cost) и т.д. Содержание практикума строится на разделении всех заданий на три уровня: а, б, б*. А – минимально достаточный уровень освоения дисциплины, обеспечивающий знание основных экономических категорий и закономерностей, умения решать типовые задачи, необходимые для понимания изучаемых экономических концепций. На этом уровне студент должен уметь иллюстрировать эти теории элементарными вычислениями и графиками. Б – полный уровень изучения материала, соответствующего требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Студент должен свободно и легко оперировать экономическими понятиями, закономерностями и концепциями, комбинировать их, анализировать и демонстрировать это при выполнении тестовых заданий, нахождении ответов на вопросы для размышлений и решении задач. Б* - углубленный уровень освоения дисциплины предполагает, что помимо реализации требований, указанных в пункте б, студент должен уметь решать задачи повышенной сложности как олимпиадные, так и требующие специальной математической подготовки; знать историю экономических учений; понимать воздействия внеэкономических факторов на экономические процессы и др. Тема 1. общие основы экономической теории Производство образует материальную основу экономики. Источник любого производства – это ресурсы, которыми располагает общество. Реально вовлеченные в процесс производства ресурсы – факторы производства. Тем самым производство представляет собой взаимодействие факторов производства. Студенту необходимо представлять содержание проблем оптимальной комбинации, взаимозаменяемости и эффективного использования факторов производства, разобраться в понятиях «производительные силы», «фазы воспроизводства» и т. д. Производство всегда реализует решения его участников о том, “что” и “как” производить. Поскольку ресурсы ограничены, надо найти оптимальный вариант применения ресурсов. Что же считать оптимальным выбором? Почему “график производственных возможностей” носит фундаментальный характер? Почему анализ экономики начинается со знакомства с этой моделью? Ответы на эти вопросы раскроют содержание экономической организации производства.
При изучении данной темы студент должен знать место и роль экономической теории как основы формирования прикладных наук и основные позиции экономических школ и направлений. На протяжении длительного времени взгляды ученых - экономистов о предмете науки неоднократно менялись и уточнялись. Студенту важно представлять становление экономической теории и различные взгляды на ее предмет. Предмет науки раскрывает: что она познаёт, метод – как познает. На разных этапах развития в экономической теории использовались различные методы исследования, многие из которых сохраняют свое значение и в современной науке. Студент должен проследить, какие методы исследования формируются на базе определенной методологии. Решающую роль в создании микроэкономики как науки сыграла неоклассическая школа экономической мысли, крупнейшими представителями которой являются л. Вальрас (1834-1910) и а. Маршалл (1842-1924). В настоящее время методы неоклассиков, в той или иной степени, используются большинством экономистов-исследователей.
План семинарского занятия 1. Необходимость экономической теории. Основные этапы развития экономической мысли. 2. Основные факторы современного производства и их ограниченность. Кривая производственных возможностей. Альтернативные издержки. Основные элементарные экономические проблемы. Закон возрастания альтернативных издержек. 3. Модели экономических систем. Командная экономика. Рыночная экономика. Смешанная экономика. Цели и границы государственного воздействия на экономику. Фиаско рынка и фиаско государства. 4. Понятие блага и его виды. Экономическое благо. Общественный продукт. Экономика как единство производства, распределения, обмена и потребления. 5. Предмет экономической теории. Проблема выбора предмета современной экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика. 6. Общее представление об экономических интересах, экономических категориях, экономических законах. 7. Методы экономической теории. Позитивный и нормативный анализ. 8. Функции экономической теории.
Рекомендуемая литература 1. Основы экономической теории. Курс лекций. – Ижевск: ИЭиУ ГОУ ВПО УдГУ, 2006. - Лекция 1 2. Баскин А.С., Ишманова М.С. История экономических учений. Курс лекций: учебное пособие. – Ижевск: ИЭиУ ГОУ ВПО УдГУ, 2004 3. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие /под общей редакцией а.в. сидоровича. – м.: Издательство «Дело и Сервис», 2009. Часть i. - с. 20 – 62 4. Макконнелл к. Р., Брю с. Л. Экономикс. Т. 1. Гл.1 и 2. – м.: Республика, 1992 5. Экономическая теория: учебник для студ. вузов / науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д. Камаев. – м.: Гуманит. изд. центр владос, 2009. - Раздел 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|