Основные термины и понятия
Экономическая теория. Меркантилизм. Физиократическая система. Классическая школа. Марксизм. Неоклассицизм. Маржинализм. Институционализм. Кейнсианство. Современные школы макроэкономики: монетаризм, теория «рациональных ожиданий», теория «супериндустриализма», неоинституционализм. Потребности. Экономические ресурсы. Факторы производства. Производительные силы. Производственные отношения. Ограниченность ресурсов. Благо. Экономическое благо. Свободное благо. Экономический выбор. Экономический рост. Экономическая эффективность: эффективность распределения и использования ресурсов. График трансформации (кривая производственных возможностей). Вмененные издержки. Предмет экономической теории. Микро-макроэкономика. Воспроизводство и его фазы: производство, распределение, обмен и потребление. Стадии экономического роста. Доиндустриальное общество. Капитализм. Промышленная революция. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Цикличность развития экономики. Модели экономических систем. Командная экономика. Рыночная экономика. Смешанная экономика. Экономическая категория. Экономический закон. Экономический интерес.
Тестовое задание Укажите номера всех правильных ответов. Верными могут быть и один, и несколько вариантов.
1а. Найдите верные определения предмета экономической науки, приводимые в современных учебниках и учебных пособиях по экономической теории. Экономическая теория - это наука: а) о том, как наиболее рационально зарабатывать и тратить свои доходы; б) об оптимальном поведении фирмы в различных ситуациях; в) о критериях и способах распределения ресурсов;
г) о национальном богатстве; д) об использовании ограниченных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей; е) которая изучает экономические отношения.
2а. Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета теоретической экономики? а) эффективное использование ресурсов; б) неограниченные производственные ресурсы; в) максимальное удовлетворение потребностей; г) материальные и духовные потребности; д) редкость блага.
3а. Экономика может быть эффективной, если в ней достигнуты: а) полная занятость; б) полное использование производственных ресурсов; в) или полная занятость, или полное использование остальных ресурсов; г) и полная занятость, и полное использование других производственных ресурсов.
4а. Если в обществе объем производственных ресурсов увеличился, то: а) будет произведено больше товаров и услуг; б) экономика в состоянии производить больше товаров и услуг; в) улучшилась технология производства; г) повысился стандарт жизненного уровня.
5а. Найдите соответствие:
6а. Когда экономические проблемы решаются частично рынком, частично правительством, то экономика: а) командная; б) рыночная; в) натуральная; г) смешанная.
7а. Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономике? а) конкуренция; б) централизованное планирование; в) частная собственность; г) свобода предпринимательского выбора.
8а. В смешанной экономике роль государства: а) никак не проявляется; б) ограничена; в) значительна; г) проявляется во многих секторах хозяйства.
9а. Центральной проблемой любой экономической системы является проблема: а) выбора; б) измерения параметров экономики; в) эффективности использования ресурсов; г) экономической свободы; д) равенства спроса и предложения.
10б. Что происходит с альтернативными издержками товара (издержками упущенной возможности) при увеличении его выпуска? а) уменьшаются; б) не меняются; в) стремятся к нулю; г) возрастают; д) изменяются произвольным образом.
11а. После окончания школы вы поступили в университет, где обучаетесь бесплатно. Что из ниже перечисленного может быть включено в альтернативные издержки вашего поступления в университет? а) деньги, которые вы могли бы заработать, поступив вместо учёбы на работу; б) знания, которые вы получите, обучаясь в университете; в) деньги, которые вам пришлось бы заплатить, если бы обучение в университете было платным; г) деньги, которые вы потратите на питание в период обучения в университете.
12б*. Если страна использует все человеческие и природные ресурсы, то большее количество какого-либо продукта: а) может быть произведено частными предпринимателями, но не государством; б) может быть произведено и без сокращения производства иных товаров; в) может быть произведено только при сокращении производства каких-либо иных товаров; г) не может быть произведено.
13а. Кривая производственных возможностей общества имеет следующий вид:
одежда а
продукты питания
Точка «а», находящаяся внутри границы производственных возможностей, показывает, что: а) общество полностью использует имеющиеся в его распоряжении ресурсы; б) общество не полностью использует свои экономические ресурсы; в) общество вообще не использует экономические ресурсы; г) общество использует ресурсы эффективно.
14А. Чем характеризуется рыночная экономика? а) господством частной собственности; б) разрешением вопросов «Что производить?», «Как производить?» и «Для кого производить?» с помощью механизма цен; в) отсутствием вмешательства государства в экономику; г) всё перечисленное выше верно.
15Б*. Метод познания ограничивается: а) созерцанием; б) движением мышления от конкретного к абстрактному; в) движением мышления от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному; г) движением мышления от абстрактного к конкретному; д) использованием всех методов исследования.
16А. На активные и пассивные подразделяются: а) предметы труда; б) средства труда; в) орудия труда; г) средства производства;
17А. Комбинацией, включающей только свободные блага является а) вода океанов, земля, воздух; б) вода океанов, деньги, воздух; в) вода океанов, энергия солнца, природные ископаемые; г) вода океанов, энергия солнца, воздух.
18А. Свободные блага а) производятся только государством; б) могут стать экономическими благами; в) конкурентны.
19А. Название «политическая экономия» экономической науке дал: а) Аристотель; б) Фома Аквинский; в) Антуан Монкретьен; г) Адам Смит; д) Карл Маркс.
20А. Государственное вмешательство в работу рыночного механизма связано с необходимостью: а) сбора налогов и перераспределения доходов; б) проведения антимонопольной политики; в) производства общественных благ; г) всё перечисленное выше верно.
21Б. Место кейнсианства в экономической теории определяется:
а) обоснованием регулирующей роли государства в экономическом развитии; б) признанием неизбежности экономических кризисов и безработицы; в) заменой макроэкономического анализа микроэкономическими; г) согласием с монетаристским методом экономического анализа.
22Б. Экономическая модель предназначена для: а) раскрытия экономических принципов и законов; б) описания экономических явлений и процессов; в) определения количественных параметров и качественного уровня развития экономики, к которому следует стремиться; г) объяснения того, как функционирует национальная экономика и отдельные ее сферы; д) выявления сущности экономических отношений.
23Б*. Анализируя кривую производственных возможностей для двух товаров: станков и хлеба, выяснили, что издержки упущенной возможности производства шести станков равны 60 тоннам хлеба, а 6-го станка отдельно 8 тоннам хлеба. Альтернативные издержки (издержки упущенной возможности) производства 7-го станка равны а) не меньше 8 тонн хлеба; б) не больше 8 тонн хлеба; в) не меньше 10 тонн хлеба; г) не больше 10 тонн хлеба; д) нельзя сравнивать издержки производства столь разных товаров; е) можно определять эти издержки, но в данном случае недостаточно для этого информации; ж) не могут быть найдены, так как такого не может быть. Задача 1А. Производственные возможности выпуска двух видов товаров показано в таблице.
Изобразите эти данные о производственных возможностях графически. Что показывают точки на кривой? Определите, каковы будут издержки производства дополнительного миллиона автомобилей (дополнительной тысячи ракет), если экономика в данный момент находится в точке с. 2А. Определите, как изменится в течение определенного периода производительность труда, если количество произведенной продукции за это время удвоилось и затраты труда при этом выросли на 20%?
Вопросы для размышления 1Б. Указать, в чем состоит суть проблемы выбора, и какое отношение она имеет к определению предмета современной экономической теории. 2А. Ответьте на вопрос: зачем нужна экономическая наука обществу? Сформулируйте своё понимание предмета экономической теории. Придумайте примеры, которые подтверждали бы необходимость изучения основ экономической науки. 3Б. Становление меркантилизма совпало с эпохой великих географических открытий и бурным развитием торговли между Европой и Азией. Существует ли между этими событиями причинно-следственная взаимосвязь или они независимы друг от друга?
4Б*. Проследите, как с хvii до ххi века менялось отношение экономистов к проблеме государственного регулирования экономики. Почему эта проблема постоянно находится в центре внимания экономистов? 5Б*. Какие события экономической истории хх века оказали определяющее влияние на развитие экономических идей, революции в экономической теории? 6Б. Как вы считаете, связаны ли каким-то образом экономика и политика? 7Б*. Какое направление экономической мысли более всего подходит для описания социально-экономической ситуации в современной России? Какие направления экономической мысли, по вашему мнению, будут преобладать в первой половине ххi века? 8А. Что следует понимать под ограниченностью ресурсов и почему невозможно осуществление лозунга «Каждому по потребностям»? 9А. Что такое производственные возможности и производительные силы общества? 10А. Что представляет собой график производственных возможностей и что означает каждая точка этой кривой? 11А. За счет чего возможно увеличение затрат труда, несмотря на сокращение числа занятых? 12А. Что входит в состав капитала как фактора производства? Что характеризует технический прогресс? 13Б. Современный российский экономист в.л. иноземцев защищает концепцию, согласно которой современный мир переходит к «постэкономическому» обществу: чисто экономические факторы перестают быть ведущими в развитии современного общества. Какие изменения, по вашему мнению, позволили ему прийти к такому выводу?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|