Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Она с одной стороны омывалась рекою Москвой, а с другой – Неглинной, которая, вытекая из болот, у крепости, разливалась в виде пруда, и отсюда наполнялись водою рвы крепости. По берегу Неглинной стояли многочисленные мельницы. Улицы на ночь обыкновенно за




Она с одной стороны омывалась рекою Москвой, а с другой – Неглинной, которая, вытекая из болот, у крепости, разливалась в виде пруда, и отсюда наполнялись водою рвы крепости. По берегу Неглинной стояли многочисленные мельницы. Улицы на ночь обыкновенно загораживались бревнами поперек, причем ставилась стража, как только смеркалось и зажигались огни в домах. Ночью никому не позволялось ходить после урочного часа; а если кто попадался, то его за непослушание обыкновенно сажали в тюрьму. Если же шел какой-нибудь именитый и важный сановник, то сторожа провожали его до дому.

Разбои ночью происходили нередко. Ставилась стража и с той стороны, где Москва была вполне открыта. На реке Москве было несколько мостов. Зимой, на льду ее, купцы ставили свои лавки, и торговля в самом городе тогда почти совсем прекращалась. В эту пору сюда свозились на продажу хлеб, сено, битая скотина, дрова и пр. Об устройстве жилищ и об одежде в Московии находим очень мало сведений. Жилища, судя по другим источникам, были очень просты: крестьянская бревенчатая изба служила образцом.

Рублей за 20, за 30 можно было тогда построить порядочное жилье. Конечно, кто был побогаче, тот и устраивался пошире: несколько изб соединяли вместе и таким образом сооружали себе более поместительное жилье. Покои числом 3 и не более 4-х были небольшие и низкие; печи и лежанки занимали в них много места. Сени у жилищ были обыкновенно просторны; двери низки, так что входящий должен был довольно низко наклониться; окна были маленькие; в простых жильях они обтягивались бычьими пузырями; в более богатых домах в решетчатые оконные рамы вставлялись кусочки слюды. Стекло в Московии ценилось тогда очень дорого, так как его привозили издалека, сначала из Царьграда, а потом стали его возить из других стран Европы.

Что касается домашней утвари, то она в Московии также была очень проста: лавки, столы да поставцы для посуды – все это было очень незатейливо. Скатерти и ковры на лавках у более зажиточных людей скрашивали жилье; но главною красою его были образа: в каждом доме и в каждом покое, обыкновенно в восточном углу, ставились иконы, часто в дорогих серебряных и золотых окладах. Угол, где стояли образа, считался самым почетным. Всякий входящий в жилище прежде всего кланялся образам и крестился, а потом уже обращался с поклоном и к хозяевам.

Что касается одежды, то сношения с Востоком повели к тому, что среди зажиточных людей Московии стала все сильнее и сильнее распространяться азиатская роскошь: дорогие шелковые узорчатые и пестрые ткани, длинные златотканые одежды стали входить в обычай.

Религия. Руссия как начала, так и до сего времени твердо пребывает в вере христианской по греческому закону. Ее митрополит некогда имел свое местопребывание в Киеве, потом во Владимире, ныне же в Москве. Митрополиты каждые семь лет посещали Руссию, подвластную литовцам, и возвращались оттуда с собранными деньгами. Русские в своих летописях открыто славятся тем, что прежде Владимира и Ольги земля русская была крещена и благословлена Христовым апостолом Андреем.

Священники большею частью содержатся приношениями прихожан, и им даются маленькие домики с полями и лугами, от которых они снискивают пропитание, как и их соседи, своими собственными руками или руками слуг. Они получают весьма небольшие приношения: иногда дают церковные деньги в рост, по десяти со ста, и проценты предоставляют священнику, чтобы не быть вынужденными питать его на свой счет. Некоторые живут щедротами князей.

Праздники. Знатные люди чтят праздники тем, что после обедни бражничают и надевают пышную одежду; простой народ, слуги и рабы большею частью работают, говоря, что праздновать и пользоваться досугом — дело господ. Горожане и ремесленники бывают у обедни, а после нее возвращаются к работе, думая, что честнее заниматься трудом, чем попусту терять достаток и время в пьянстве, игре и подобных вещах. Ибо простонародью и черни запрещено употребление пива и меда; однако им позволено пить в некоторые торжественные дни, как-то: в Рождество Христово, в праздник Пасхи, в Пятидесятницу и некоторые другие; в эти дни они не работают — не из уважения к религии, а больше для пьянства.

День Троицы они празднуют в понедельник во время Пятидесятницы; в восьмой же день Пятидесятницы — праздник всех Святых. День же Тела Христова, как у нас, — они не чтят. Клянясь и ругаясь, они редко употребляют имя Божие. При клятве подтверждают сказанное или обещанное целованием креста. Когда они осеняют себя знамением креста, то делают это правою рукою таким образом, что легким прикосновением сперва ко лбу, потом к груди, потом к правой и наконец клевой стороне груди делают подобие креста.

АДАМ ОРЕАЛИЙ

Немецкий путешественник, географ, ориенталист, историк, математик и физик.

В 1647 году была издана книга Олеария «Описание путешествия в Московию», в которой он изложил полную хронологию своего вояжа на восток. Книга тут же приобрела бешеную популярность. Представления европейцев о России были самыми туманными, и они жадно поглощали любую информацию об этой далекой стране. Произведение было переведено на множество европейских языков. Отчасти книга Олеария стала источником живучих стереотипов о Московии с ее неухоженностью и странными порядками.

Помимо всего прочего, особенную ценность приобрели исполненные на меди рисунки, изображавшие диковинные для европейцев картины российского быта. Их автором стал сам Адам Олеарий. Транспорт и неторопливое путешествие позволили взять с собой все необходимые инструменты. Рисунки были созданы прямо во время путешествия по следам свежих впечатлений. Заканчивали их уже в Германии. В Европе были завершены рисунки, изображавшие жителей Московии. Специально для этого Олеарий вывез на родину русские национальные костюмы, а в качестве натуры использовал моделей-соотечественников, одетых в иноземные платья и кафтаны.

Внешний вид русских. Книга Олеария была поделена на множество глав, каждая из которых касалась того или иного аспекта жизни русских. Отдельно автор описал внешность и одежду жителей Московии.

Длинные волосы полагались только служителям церкви. Вельможи должны были регулярно стричься. Женщины любили румяниться и белиться, причем гораздо больше европеек, что сразу бросилось в глаза уроженцу Германии. Мужскую одежду Олеарий считал очень похожей на греческую. Широко распространенными были широкие сорочки и штаны, на которые надевались узкие и длинные камзолы, свисающие до колен. Каждый мужчина носил шапку, по виду которых можно было определить социальную принадлежность человека. Князья, бояре и государственные советники не снимали их даже во время публичных заседаний. Шапки для них изготавливались из дорогого лисьего или собольего меха.

Простые горожане летом носили головные уборы из белого войлока, а зимой – суконные. Русские короткие и заостряющиеся спереди сапоги из сафьяна или юфти напоминали польскую обувь. По словам ученого Адама Олеария, девушки ходили в башмаках на высоких каблуках. Женские костюмы очень походили на мужские, только их верхние одежды были несколько шире и окаймлялись шнурками цвета золота и позументами.

Питание и благосостояние москвичей. По словам немецкого ученого, жители Московии были гораздо беднее немцев. Даже аристократия, владевшая теремами и дворцами, построила их только в последние тридцать лет, а до того и сама жила довольно плохо. Говоря об этом периоде, Олеарий имел в виду Смутное время, когда Россия была разорена гражданской войной и польской интервенцией.

Ежедневное питание простолюдинов состояло из репы, крупы, капусты, огурцов, соленой и свежей рыбы. В то время как у среднего европейца были «нежные кушанья и лакомства», русские ничего этого не знали и не пробовали. Олеарий отмечал, что великолепные пастбища Московии давали хорошую баранину, говядину и свинину. Однако русские мало ели мясо, так как в их православном календаре почти полгода приходилось на строгий пост. Оно заменялось различными блюдами из рыбы вперемешку с овощами. Олеарий удивлялся особенному виду русского печенья, которое называлось пирогами. В Московии было много икры осетровых рыб, которую перевозили бочками на повозках и санях. По словам ученого Адама Олеария, этим транспортом также пользовались для доставки других продуктов, которые не производились в городах.

Государственное устройство. Особенно подробно Олеарий описал государственный строй России. В первую очередь он отметил рабское положение верховных вельмож по отношению к своему царю, которое, в свою очередь, переносилось на чиновников нижних звеньев и, наконец, на простолюдинов. В XVII веке в России были распространены телесные наказания. Они применялись даже по отношению к аристократам и богатым купцам, которые, например, по неуважительной причине пропустили аудиенцию с государем. Отношение к царю как к богу прививалось с самых ранних лет. Взрослые внушали эту норму своим детям, а те в свою очередь своим детям. В Европе такие порядки уже остались в прошлом.

Олеарий, изучая положение бояр, отметил, что они служат царю не только в государственных делах, но также в судах и канцеляриях. Так немец по своей привычке назвал приказы – предшественники российских министерств. Всего Олеарий насчитал 33 канцелярии. Также он отмечал суровость московских судов. Если человека уличали в воровстве, его начинали пытать, чтобы выведать, не украл ли он еще чего-нибудь. Палачи били кнутом, вырывали ноздри и т. д. Самыми частыми судами были суды о долгах и должниках.

Православная церковь. В Москве XVII столетия было огромное количество церквей, что отметил Адам Олеарий. Архиереи каждый год инициировали строительство новых храмов. Олеарий насчитал в русской столице 4 тысячи священнослужителей при общем населении примерно в 200 тысяч человек. Монахи ходили по городу в черных длинных кафтанах, поверх которых были такого же цвета плащи. Другими обязательными их атрибутами были чепцы и посохи.

Для того чтобы стать священником, мужчине нужно было пройти аттестацию, то есть сдать экзамены и убедить комиссию, что он умеет читать, писать и петь. В Московии монахов было гораздо больше, чем в европейских странах. Немец в своей книге подчеркивал, что русские священники многое переняли у византийской православной церкви, и часть их порядков противоречила католическим обычаям. Например, попы могли жениться и воспитывать детей, в то время как на западе заводить семью было нельзя. Новорожденных крестили сразу после появления на свет. Причем делали это не только священнослужители в своих семьях, но и все простолюдины.

Архиереи передвигались по Москве в специальных санях, покрытых черной тканью. Русские XVII века внимательно следили за календарем. Каждое воскресенье отмечалось праздничной службой в храме, и даже царь не мог не прийти туда или оказаться в церкви с покрытой головой.

Поволжье. В Нижнем Новгороде XVII века жили русские, татары и немцы. Таким образом, это был самый восточный город, где лютеране имели церковь и могли свободно исповедовать свою религию. Когда туда прибыл Адам Олеарий, немецкая община состояла из ста человек. Иностранцы попадали в Нижний Новгород по разным причинам. Одни занимались пивоварением, другие были военными офицерами, третьи промышляли винокурением. В Нижний Новгород прибывали корабли со всего Поволжья. По словам Адама Олеария, этим транспортом пользовались «черемисские татары» (то есть марийцы), которые жили ниже по течению Волги.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...