Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образование и воспитание молодых дворян

Формирование ребенка происходит в социокультурной среде, его становление зависит от условий жизни и людей, с которыми он общается. В дворянских семьях ответственно подходили к становлению личности ребенка и старались контролировать все этапы его развития, следуя традиционным для этой среды установкам и схемам. Положение детей дворян в доме было, если так можно выразиться, строго определено и ограничено от мира взрослых. Ребенок не считался равным родителям, иерархия семейных отношений неизменно поддерживалась, так что каждый член семьи знал свое место в доме.

Отцы обычно занимались воспитанием старших детей, а малышей оставляли на попечение матерей или нянек. В основном в дворянских семьях была принята довольно строгая система воспитания. Детей водили к родителям здороваться, благодарить за обед, дети целовали родителям руки и не смели обращаться к ним на «ты». Мальчиков и девочек воспитывали по-разному. Телесные наказания практиковались в некоторых семьях, но это не считалось оскорблением, так как было широко распространено, к девочкам же телесные наказания применялись значительно реже, чем к мальчикам.

Чтобы у детей были все условия для полноценного развития, состоятельные дворяне окружали их многочисленными слугами. До трех лет за ребенком следила няня, до 7-9 лет ­­­­­­­­­­­­­­­­­– «мадам» (исполняли роль гувернера, обучали детей языкам и хорошим манерам) затем гувернер – до поступления в учебное заведение (11 лет) или до выхода в свет (16-17 лет).

Образование всегда считалось престижным у знатных людей, и дворянский ребенок никак не мог без него обойтись. В домашнем образовании принимали участие как отечественные, так и иностранные гувернеры. Первые могли быть из студентов или выпускников высших учебных заведений, либо духовных академий, либо из числа выпускников и выпускниц средних учебных заведений (пансионов). Вторые – состояли преимущественно из французов, немцев, англичан и шведов. Во второй половине XVIII века в моде были именно французские наставники. В эпоху правления Екатерины II, дворян «устраивали любые французы, они не могут хорошенько сделать действительно удачный выбор, они не имеют, наконец, свободы выбора»[21]. Многие из французов приезжали в Россию в поисках места парикмахера, повара, лакея, но находили должность гувернера более привлекательной для себя, т.к. в ряде случаев им предлагали 400–500 рублей в год, бесплатный стол и квартиру. Они учили детей иностранным языкам, ибо именно знания языков требовало от дворянства новое время. В этом отношении, наиболее значимым был французский язык, сменивший к середине XVIII века немецкий. Французский язык был необходим, ведь только очень хорошее его знание обеспечивало дворянину уважение и в провинциальном дворянском обществе, и, тем более, в высшем свете. Естественно, что обязательной для изучения была разнообразная французская литература. Конечно, гувернеры не пользовались в семье таким же уважением как родители. Гувернер занимал в семье место чуть выше слуги. Однако ребенок был обязан соблюдать приличия, оказывать учителю знаки почтения и не мог позволить себе фамильярности.

Главным правилом при воспитании девочек было то, что «женщина обязана соблюдать скромность и учтивость». Девочкам следовало утром и вечером молиться, ходить в храм, причащаться, читать книги, рисовать, танцевать, бывать на воздухе, заниматься рукоделием, в большой компании больше молчать и не показывать своих обширных (если они есть) познаний. К сожалению, родители не часто заботились об умственном совершенствовании дочерей. Домашнее воспитание заканчивалось для девушек тогда, когда их начинали вывозить на балы.

Для молодых людей домашнее образование прекращалось, если мальчика отдавали в пансион, училище, кадетский корпус. Заботясь о карьере своего ребенка, о том, как он будет обеспечивать себя в будущем, родителям зачастую приходилось отдавать его в образовательное учреждение, находящееся далеко от дома. Дети часто довольно тяжело переживали расставание с родителями, однако справившись с этими трудностями, затем с благодарностью вспоминали старания родителей.

В XIX веке дворянских детей держали в строгости, любимые дерзости и шалости пресекались, культивировалось уважение и почитание родителей, старших. Детям старались передать принцип семейственности – ценности, крепости и необходимости родственных связей. Слуги и воспитатели также всячески выражали свое почтение к родителям, чем подкрепляли в детском мировоззрении их высокий статус.

Необходимо отметить несколько специфических особенностей, влияющих на общение и коммуникативное поведение детей. Во-первых, имела место быть замкнутость и ограниченность кругом семьи – дворянские дети редко общались со сверстниками из других семей. Во-вторых, противоположное влияние на ребенка сразу нескольких традиций и мировоззрений. Няни, кормилицы, крепостные слуги общались с детьми, используя просторечные выражения, поэтические образы русского фольклора, что помогало ребенку осознать свою принадлежность к русскому народу, православной культуре. С другой же стороны, влияние иностранных гувернеров, обучавших языкам, было также весьма значительным. Гувернеры приобщали детей к европейской культуре, тем самым обогащая их внутренний мир и призывая к творческой деятельности.

Продолжилось, начатое раннее, формирование нового типа личности дворянина и дворянки, которое стало результатом заимствования европейских образовательных систем. Во времена Петра I создание светской школы и дворянское образование было делом исключительно государственным. Однако, именно первая треть XIX века считается «золотым веком» русской культуры. Её творцами были в основном дворяне. И огромное влияние на детей – будущих государственных деятелей, писателей, ученых - оказывала, прежде всего, домашняя атмосфера и семейное воспитание.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...