Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отношение злых духов к человечеству в целом и к каждому человеку в отдельности




От первой до последней страницы Св. Библии диавол изображается как сильный враг, воюющий против человека, и поэтому человек должен стремиться узнать, что это за существо, воюющее против него. Слово Божие говорит, что «завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем. 2, 24). Диавол соблазнил в грех непослушания Богу первых людей—Адама и Еву, и с того момента он сеет, взращивает и утверждает зло между людьми. Целью сатаны является отделение всех людей от Бога^ разрушение Царства Божия и устроение своего сатанинского царства. Сатана не только удерживает под своим владычеством каждого человека, который не просвещен св. таинством Крещения, но и изо всех сил стремится покорить своей власти сынов Церкви Христовой. Все зло, которое было совершено людьми за, всю историю и совершается ныне, все человеческие пороки, суеверия, неверие, ереси, многобожие, идолопоклонство—все это плод внушений бесов. Диавол непрестанно воюет против Церкви Божией, дабы стереть ее с лица земли, заглушить в людях истину о Боге. Особенно он восстанет против Церкви Христовой в дни царствования антихриста перед Вторым пришествием Христовым.

Вся жизнь христианина есть непрестанная невидимая брань с духами злобы. Св. Писание изображает диавола в образе свирепого льва: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить; противостойте ему твердою верою» (1 Петр, 5,8—9). Демоны первым делом оказывают свое влияние на мысли, на душу человека, на его нравственное состояние. Образ и способ этого их воздействия нам непонятны. Св. Писание указывает, что сатана может производить ослепление ума в человеке, возбуждать порочные желания в сердце, склонять человека к греху, злу, порочным действиям. Что бесы действуют на людей, в этом не должно быть сомнения. Если может действовать сила на вещество, дух человека на его тело, психика одного человека на психику другого, то почему не могут воздействовать на людей духи высшей природы и силы, более могущественные, чем человек? Пагубное действие злых духов простирается не только на душу человека, но также и на его тело, на внешнее благосостояние и даже на окружающую природу. Вселившись в человека, нечистые духи могут производить в нем расстройство организма, различные болезненные состояния, как-то: слепоту, глухоту, немоту, немощь организма и т. п. Человека, в котором бесы нашли для себя пристанище, называют бесноватым. Многих бесноватых исцелял Христос в дни Своей земной жизни. Власть изгонять бесов Христос дал и апостолам. В истории Церкви Христовой было немало святых подвижников, которых Бог наделил благодатью изгонять бесов, особенно среди преподобных. Во все времена были и есть так же и среди усердных священнослужителей таковые, которые своими святыми молитвами, своим особо прилежным служением у Св. Алтаря изгоняют нечистых духов из человека. Бесноватые среди людей были всегда, их немало и в наше время, но, увлеченные земной суетой, ослабленные в духовной жизни, мы часто не так чувствительны к проявлениям злой силы в людях, не всегда можем ее распознать, а если и видим ее проявления, то стараемся называть ее не своим именем, придумываем для нее какие-то новые названия.

Демоны настолько ненавидят человеческий род, что если бы им не препятствовала незримая десница Божия, они за одно мгновение истребили бы всех людей. «Если бы дозволено сатане было нападать, сколько хочешь, то истребил бы всех»,—говорит преподобный Макарий Египетский. Благо наше, что падшие духи недоступны непосредственно нашим чувствам, иначе в короткое время они полностью развратили бы людей, посеяли бы в их душах крайнюю вражду к Богу, сделали бы людей такими же погибельными сосудами зла, как и они сами. «Если бы люди постоянно видели их (демонов), то возбуждались бы к большему безрассудству, неистовству страстей, потому что не было бы промежутка времени, в который видели бы их удерживающимися от этих злодеяний, поскольку ни усталость, ни занятия домашними делами, ни забота о ежедневном пропитании не удерживают их, как иногда заставляют нас даже невольно удерживаться от дурных намерений»,—пишет преп. Иоанн Кассиан Римлянин.

Бесы не могут проявить насилия ни над одним человеком, если Бог не попустит им этого. Но, попуская демонам производить зло. Бог одновременно Своею силою ограничивает их пагубные действия и направляет все бесовские деяния к добрым последствиям—к нравственной пользе людей, nxj спасению, т. к. бесы доставляют людям случаи для 1 упражнения в добре и укрепления в добродетели. Из. Св. Евангелия мы знаем, что без попущения Божия, бесы не могут войти даже в нечистых животных. Из истории праведного Иова видно, что диавол может приступить к искушению угодника Божия не иначе, как испросив на это дозволения Всевышнего. Отвечая на вопрос, почему Бог не уничтожил диавола, соблазнившего человека в грех, св. Иоанн Златоуст говорит: «...Он поступил так, заботясь о нас... Если бы лукавый овладевал нами насильно, то этот вопрос имел бы некоторую основательность. Но так как он не имеет такой силы, а только старается склонить нас (между тем как мы можем и не склоняться), то зачем устранять повод к заслугам и отвергать средство к достижению венцов? Бог для того оставил диавола, чтобы те, которые были им уже побеждены, низложили его самого». Святитель Иоанн Златоуст также пишет: «Никто не думай о диаволе, будто он так силен, что может заградить путь к добродетели. Он прельщает и соблазняет нерадивых, но не препятствует и не принуждает». По словам преп. Иоанна Кассиана Римлянина, «испытавшие борьбу по внутреннему человеку не могут сомневаться, что враги непрестанно нападают на нас». Но они так противоборствуют нашим успехам, что только подстрекают, а не принуждают к злу. Впрочем, никакой человек не мог бы совершенно избежать греха, какой бы они ни захотели запечатлеть в наших сердцах, если бы им дана была власть насильно внушать и понуждать. Потому, как им дана власть подстрекать, так и нам дана сила отвергать или свобода соглашаться. Если же мы боимся их могущества и нападения, то должны просить покровительства и помощи Божией против них, о чем говорит апостол: «Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Иоан. 4, 4). Помощь Божия гораздо сильнее, чем нападки множества врагов. Ибо Бог есть не только Внушитель добрых мыслей, но и Покровитель и Помощник, так что иногда невольно, без ведома нашего, привлекает нас ко спасению. Итак, верно, что никто не может быть обольщен диаволом, если не захочет дать ему согласие своей воли... Итак... очевидно, что всякий согрешает оттого, что при нападении худых помыслов не отвергает их тотчас же. Ибо сказано: «противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4, 7)».

Избавить человека от власти диавола может только благодать Божия. Об этом так говорит преп. Симеон Новый Богослов: «Душа, которая подчинилась диаволу, не может ничего более сделать, как только, познав, в какую ниспала глубину зол и как воля ее связана чужими узами, возопить, как из чрева адова, и призывать Бога, сходившего в преисподнюю, прийти к ней и освободить ее. Это одно может она делать, но разрешить себя от уз и бежать не может, как не может убежать тот, кто закован в железные кандалы и содержится в темнице под крепкими запорами. Может она призывать имя Иисуса Христа, да пошлет Он ей помощь; и когда укрепится таким образом, через призывание Иисуса Христа (ибо Он есть единственный Освободитель душ наших), и почувствует, что получила помощь от Бога, тогда может и убежать из-под ига диавола и уз греха. Но, убегая от диавола, ей следует прибегнуть к домостроителю благодати, то есть к духовному отцу, чтобы лукавый не нашел ее опять не охраняемою и не похитил. Отец духовный научит, о чем ей нужно заботиться, чтобы стать способною носить всеоружие Божие, то есть божественную благодать, и с нею противостоять всем козням диавола, j всем этим началам, властям, миродержателям тьмы века сего, духам злобы. Ибо душа, соединенная с плотью, не может одна, голая, противоборствовать таким сильным и столь многим врагам, если не будет облечена во всеоружие Божие, как и воин, даже самый мужественный, не может без оружия противостоять врагам, нападающим с копьями, мечами и щитами, и если выступит против них, тотчас будет поражен насмерть».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...