Незримая брань диавола-искусителя с душою человека
Источником и виновником греха и зла в мире является диавол. Все мы живем в окружении греха и зла, которые царствуют в сердцах человеческих. Диавол постоянно стремится вовлечь людей в грех и в этом своем душепагубном замысле он не знает покоя. Если сатана искушал даже Самого Господа Иисуса Христа, в Котором не было ничего греховного и нечистого, во время Его сорокадневного поста в пустыне, то оставит ли он какого-либо человека в покое? Некоторые люди говорят, что искушение им послал Бог. Но они не знают, что Господь никого не искушает. Св. ап. Иаков пишет: «Блажен человек, который переносит искушение, потому, что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак.1,12-15). Что такое искушение? Искушение—это соблазн, исходящий от бесов, попытка диавола склонить человека в грех путем навязывания ему нечистых помыслов, возмущения и расстройства его внутреннего мира, разжигания телесных страстей и похотей. Сатана приходит к человеку, как правило, в замаскированном виде. Например, Еве он явился в образе змея (одного из самых красивых в то время животных). Многим великим подвижникам благочестия диавол являлся в образе светлого ангела. Св. ап. Павел на самой заре христианства предупреждал всех последователей Христовых, что диавол может принимать вид ангела света (2 Кор. II, 14). Сила, которая подвергает человека искушению,—искуситель—есть сатана. Это темная, злая, богоборческая сила, и ее Св. Писание называет великим драконом, древним змием, обольстителем, лжецом, губителем, клеветником. Сатана не останавливается ни перед чем, чтобы ввести человека в искушение. Со времени обольщения Адама и Евы сатана неизмеримо усовершенствовался в своем искусстве прельщать и искушать людей, и тем самым неисчерпаемый океан ненависти, зависти, вражды он посеял на земле. Изощренное оружие диавола, с помощью которого он губит человеческие души,—ложь, лицемерие, клевета. Но хотя диавол упорно стремится вредить человеку, заставить его грешить он не может, он только лишь дает людям советы, как грешить, и просит их согласия на грех. Вот почему всякий грех—это добровольный акт нашей свободной воли.
С какой целью Бог попускает быть искушению? Конечно, не для того, чтобы познать тайники нашей души. Всеведущий Господь знает и без того самые сокровенные уголки нашего сердца. Искушение Бог допускает для нашей пользы, для того, чтобы мы сами увидели свои недостатки и слабости, которые, быть может, и неизвестны нам. Кроме того, у человека, вышедшего победителем из искушения, укрепляется воля к самоисправлению и совершенствованию, появляется положительный опыт духовной жизни, и таковому готовится венец, награда в великий день Второго Пришествия Христова за победу над злым искусителем. В искушениях проверяется наша вера. По настоятельной рекомендации св. ап. Павла христиане должны испытывать себя: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы? Самих себя ис-следывайте» (2 Кор. 13, 5). И если мы не будем испытывать сами себя, то нас будет испытывать Господь через попущение различных искушений. Быть искушаемым еще не означает, что человек совершил грех. О Христе сказано, что Он, «подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4, 15). Диавол искушает каждого человека, поэтому Господь предупреждал все человечество еще в самом начале истории, говоря Каину: «Если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним...» (Быт. 4, 7).
Искушение находит дорогу к сердцу человека через его зрение, мысли, другие чувства. Глаза и уши являются теми каналами, через которые люди получают почти всю информацию из внешнего мира. Вот почему именно через эти наши телесные чувства диавол более всего вводит нас в искушение. Каждый день, каждый час мы видим и слышим многое такое, что может ввести нас в искушение. Но мы как-то проявляем безраличие к этому. Быть может, потому что мы плохо знаем тактику диавола. Коварный искуситель может очень хитро, незаметно запутать нас своею утонченной паутиной. На это он искусный мастер. Диавол использует любую возможность, любую ситуацию, в которой находится человек, чтобы искусить его на грех. Задача диа-вола—привести человека к непослушанию Богу, к нарушению им заповедей Божиих. Сатана день и ночь внушает людям, что совершая грех, они не будут наказаны. Одним он нашептывает, что Бог милостив, и поэтому можно грешить. Других смог убедить, что Бога вовсе нет... Диавол уже не одну тысячу лет распространяет такое заблуждение, что вера в Бога—это суеверие и тьма, а Св. Писание—обман и невежество. Сатана всегда скрывает свое подлинное лицо. Хотя он и отец лжи, но почти никогда не говорит одну только ложь (чтобы себя не разоблачить), он смешивает ложь с правдой, и вот нередко человеку трудно за этой полуправдой увидеть лукавую ложь. Если сатане самому не удается искусить христианина в грех, он пытается достичь этого через других людей. Как часто в советах, подаваемых верующему его близкими и знакомыми, слышится голос диавола. Будем всегда благоразумны, принимая тот или иной совет от людей. Хитрый враг рода человеческого перед тем, как приступить с искушением к человеку, ищет у него слабые стороны и использует их как мишень для своего нападения. Вот почему христианину надо искоренять все свои недостатки, а для этого надо тщательно изучать внутреннего человека, бывая на исповеди, раскрывать перед духовным отцом все тайники своей совести, не утаивать ни один грех, ни одну страсть, пленяющую душу и тело. Христос говорит нам, чтобы мы бодрствовали и молились: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искуше- ние» (Матф. 26, 41). Он учит нас молиться Отцу Небесному "И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Матф. 6, 13). Слово Божие предупреждает каждого христианина: «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10, 12). Человеку, переживающему искушение, св. ап. Павел в утешение говорит: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10, 13). Как серебро и золото очищаются в пламени от примесей, так и в огне искушений душа очищается от греха и зла. «Плавильня — для серебра, и горнило — для золота, а сердца испытывает Господь» (Притч. 17, Запишет премудрый Соломон.
Кто желает быть наследником Царства Христова, тот должен приготовить свою душу к терпеливому перенесению различных искушений. Премудрый Иисус, сын Сирахов, призывает каждого верующего: «Сын мой! Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения (испытания, посылаемого от Господа); прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок. Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив, ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу,— в горниле уничижения» (Сир. 2, 1—5). Замечательные уроки того, как надо побеждать всевозможные искушения, преподают нам прославленные Святою Церковью подвижники благочестия. Приведем высказывания некоторых из них. Св. Иоанн Златоуст пишет: «Если те, которые подвергают- ся козням диавола, будут бодрствовать, то не только ничего не потеряют, но получат еще большее богатство добродетели», «Как и в настоящей жизни не там, где находится солома, сено или песок, но там, где находится золото и жемчуг, собираются разбойники... так и диавол—именно там строит козни, где видит богатство, скопленное душою, и умножающиеся сокровища благочестия». Этот святитель также говорит: «Диавол зол для себя, а не для нас; мы же, если захотим, можем приобрести через него много добра, конечно, против его воли и желания. В этом и открывается особое чудо и превосходство человеколюбия Божия». Преп. Нил Синайский такими словами ободряет человека, подверженного искушению: «Не приходи в малодушие, но мужайся, храня твердость мыслей, ибо мужественный, даже если он ранен, несомненно, победит». А вот взгляд преп. Макария Египетского: «Князь века сего... уготовляет великую славу и большую честь скорбями и искушениями, потому что вследствие их люди делаются совершеннейшими, себе же готовит большее и тягчайшее наказание». Преп. Феодор Студит учит нас, что «демонов сокрушает смиренномудрие, побивает—послушание, обращает в бегство—молитва, морит гладом—пост, низлагает—братолюбие и все прочее доброделание». По мысли преп. Нила Синайского, «если желаем совершенно попрать демонов, то будем проявлять во всем смиренномудрие, отринув свою волю». Преп. Ефрем Сирин пишет: «Во время искушения выказывается достоинство верного. Но не малодушествовать нужно во время искушения, а трезвиться в молитвах и добрых делах». О награде, ожидающей претерпевшего искушения, так говорит преп. Исидор Пелусиот: «Если Христос, Бог, вочеловечившийся ради нас, «возведен был Духом в пустыню, для искушения» (Матф. 4, 1), то чему же удивляться, что... ты борешься с искушениями? Помни о победе Христовой, одержанной законно: тщеславие преодолено, гордыня подавлена, сребролюбие истреблено и противник, не сумевший уязвить своими стрелами, посрамлен. По праву мужайся и ты, и, приобретя бесстрастие, преодолевай ранящие душу мечи. И тебе после этой победы будут служить Ангелы, оказывая не рабские услуги, потому что служить так обязаны единому Богу, но увенчивая тебя как победителя, ибо такова награда мужественно совершающему настоящий подвиг».
Многие древние подвижники Церкви Христовой запечатлели в бесценных памятниках христианской литературы свой внутренний опыт борьбы с духами злобы поднебесными. Близкое знакомство с изложением этих вопросов Святыми Отцами помогает нам изучить все приёмы и средства, которыми побеждаются нечистые духи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|