Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.6. Эколого-ландшафтные факторы формирования промышленного природопользования Базарно-Карабулакского муниципального района.




1. 6. Эколого-ландшафтные факторы формирования промышленного природопользования Базарно-Карабулакского муниципального района.

Одним из центральных вопросов экологической рационализации землепользования является организация использования земель на ландшафтно-экологической основе. Решать задачи экологически безопасного землепользования с позиции экологической устойчивости наиболее целесообразно в рамках административно-территориальных образований в схемах землеустройства района с последующей детализацией в проектах землеустройства.

Формирование конкретного типа землепользования осуществляется в процессе рационализации землепользования на ландшафтно-экологической основе и включает решение следующих вопросов:. Формирование экологического каркаса территории (ЭКТ).

2. Установление соотношения основных типов использования земель.

3. Эколого-хозяйственное зонирование в пределах сельскохозяйственного типа земель.

4. Регламентация режимов использования земель.

5. Разработка системы мероприятий по улучшению эколого-экономического состояния земель.

6. Выявление видов эколого-экономических рисков.

7. Эколого-экономическое обоснование, определение ущербов от проявления рисков. Методические положения по организации рационализации землепользования на ландшафтно-экологической основе рассмотрены на примере Базарно-Карабулакского муниципального района.

Центральным вопросом при организации использования земли на ландшафтно-экологической основе выступает формирование экологического каркаса территории. Основной задачей каркаса является сохранение ландшафтного и биоразнообразия в целях стабилизации экологического равновесия через регламентацию режимов землепользования. При формировании ЭКТ выделяются территории с особым правовым и природно-хозяйственными режимами использования.

 

 

Глава 2. Влияние территориальной организации особых объектов недвижимости на формирование устойчивого развития муниципального образования.

2. 1. Изучение Хватовского месторождения стекольных песков с целью промышленного освоения

Анализ состояния минерально-сырьевой базы Саратовского Поволжья показал, что степень вовлечения этих месторождений в эксплуатацию и объемы добычи находятся на недостаточно высоком уровне. В настоящее время около 40 % нерудных месторождений с остаточными запасами полезного сырья остаются заброшенными, где жители устраивают несанкционированные свалки бытовых отходов, что приводит к комплексу геоэкологических проблем, вызванных деградацией природных ландшафтов, выводом из оборота ценных сельхозугодий, загрязнением почв, поверхностных и подземных вод.

В работе предложено в интересах эффективности землепользования Базарно-Карабулаксого муниципального района поставить на кадастровый учет Хватовское месторождение и выделить его как особый объект недвижимости. До конца 90-х годов прошлого столетия месторождение эксплуатировалось Хватовским стеклозаводом, производящим стеклотару для пищевой промышленности. В настоящее время завод не функционирует, в карьере месторождения организована несанкционированная свалка бытовых отходов, на кадастровом учете объект не стоит. Отраженные в государственном балансе запасы стекольного сырья Хватовского месторождения по промышленной категории составляют 315 тыс. т. Содержание кремнекислоты в песках варьирует от 95, 5 до 97, 8 %. По данным Института стекла, расход кварцевого песка на 1 т готовой продукции составляет 760–851 кг. Проведенный в работе анализ показывает, что Хватовское месторождение пригодно для промышленного освоения. Определяющими характеристиками особого объекта недвижимости являются неразрывная связь с землей, его природное, естественное происхождение. Применение термина «особый объект недвижимости» позволит, во-первых, придать значимость данным объектам в связи с их нерациональным использованием в большинстве случаев и невозобновляемостью природных ресурсов, а во-вторых – выделить их из муниципального образования с целью эффективного, рационального использования и кадастрового учета. Такие задачи решаются с использованием современных информационных технологий.

 

 

2. 2. Государственный контроль и надзор за рациональным использованием и охраной недр

Задачей государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности. Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами. Полномочия органов государственного геологического контроля, права, обязанности и порядок их работы определяются положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Система мер, позволяющих обеспечить соблюдение всеми пользователями недр на территории РФ и ее континентального шельфа установленного порядка пользования недрами при их геологическом изучении, добыче полезных ископаемых, использовании и захоронении отходов, строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Контроль осуществляется органами Государственного геологического контроля и органами Государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами. В целом значимость государственного экологического контроля как функции государственного экологического управления неоднократно подчеркивалась ведущими специалистами-экологами, однако его эффективность в решении задач охраны окружающей среды оценивалась достаточно неоднозначно. В свою очередь, органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляли региональный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственному экологическому контролю, за исключением объектов, отнесенных Перечнем к объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю. Отсутствие утвержденного Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации конкретного списка объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору), предусмотренного пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...