Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

СОЦИОЛИНГВИСТИКА. 4. Социально-исторические, экономические предпосылки возникновения контактных языков. Соотношение понятий контактный язык, пиджин, лингва-франка, креольский язык. Языковой сдвиг и языковая смерть.




СОЦИОЛИНГВИСТИКА

1. Социолингвистика как научная дисциплина: предмет, задачи, методы. Специфика подхода к языку. Основные социолингвистические концепции языкового развития: теория Е. Д. Поливанова; теория антиномий; теория звуковой эволюции У. Лабова.

2. Языковой код и субкод. Понятие вариативности в социолингвистике. Зависимость языковой вариативности от социальной ситуации, от социальных характеристик говорящих. Индикаторы и маркеры.

3. Общенациональный язык и формы его существования. Литературный язык как высшая форма существования языка. Языковая норма. Территориальные диалекты, койне и просторечие. Социальные диалекты: их виды и функции. Понятие о гендерлекте. Возрастные противопоставления в языке.

4. Социально-исторические, экономические предпосылки возникновения контактных языков. Соотношение понятий контактный язык, пиджин, лингва-франка, креольский язык. Языковой сдвиг и языковая смерть. Ревитализация языков.

5. Языковое сообщество. Родной язык и смежные с ним понятия. Моноглоссия и диглоссия как типы состояния языка. Монолингвизм и билингвизм. Виды билингвизма. Переключение и смешение кодов. Явление интерференции.

6. Язык и государство: языковые интересы государства, языковая политика, законы о языке.

7. Уровни владения языком: собственно лингвистический, национально-культурный и энциклопедический. Социальные компоненты в семантике слова. Социальные ограничения в семантике и сочетаемости слов.

8. Коммуникативная ситуация и ее структура. Социальный аспект общения. Социальные роли личности. Ролевое общение. Симметричные и несимметричные языковые ситуации.

СОЦИОЛИНГВИСТИКА

9. Социолингвистика как научная дисциплина: предмет, задачи, методы. Специфика подхода к языку. Основные социолингвистические концепции языкового развития: теория Е. Д. Поливанова; теория антиномий; теория звуковой эволюции У. Лабова.

СОЦИОЛИНГВИСТИКА, отрасль языкознания, изучающая язык в связи с социальными условиями его существования. Под социальными условиями имеется в виду комплекс внешних обстоятельств, в которых реально функционирует и развивается язык: общество людей, использующих данный язык, социальная структура этого общества, различия между носителями языка в возрасте, социальном статусе, уровне культуры и образования, месте проживания, а также различия в их речевом поведении в зависимости от ситуации общения.

Предмет социолингвистики – языковая стратификация общества и влияние на язык социальных процессов (социальная дифференциация языка), языковая политика, нац язык как спец категория, соц дифференциация языка, соц аспекты многоязячия

Методы социо­лингви­сти­ки методы лингвистики и социологии (анкетирование, интервью, моделирование)

Задачи:

· исследование общественных функций существующих литературных языков

·  исследование строя и развития естественных языков, функционирующих в сложных социальных условиях.

· Описание языковых ситуаций и их типология

· Устранение языковых барьеров

· исследование стилистической дифференциации употребления языка в связи с его общественными функциями.

· функциональная, социолингвистическая классификация языков,

· исследование мультилингвизма,

·  разработка научно-технической терминологии,

· исследование социальных факторов и их значения для функционирования и развития языка, языка и общества, языка и культуры.

Концепция Евгения Дмитриевича Поливанова рассматривает вопрос о социальной обусловленности языковых изменений. Ученый создает теорию языковой эволюции, обусловленную социальными причинами. Придавая большое внимание контексту, в котором развивается язык, В языке действуют и свои внутренние законы, независимые от социальных, социальные же факторы способны воздействовать только на конечную цель развития языка в данный исторический период. Тем самым в развитии языка можно выделить две сложно взаимодействующие факторы, внутренний и внешний, социальный фактор. что социальные факторы не могут изменять языковых процессов, но от них зависит направление языковой эволюции. Ярким примером влияние социальных факторов на направленность языковых процессов является литературный язык послереволюционной эпохи. Помимо старой дворянской интеллигенции, которая традиционно являлась носителем литературного языка, им овладели рабочие, крестьяне, новая интеллигенция. Изменение состава носителей литературного языка обусловило процесс демократизации, выработку нового литературного языка, единого для всех слоев общества

Темп языковой эволюции в целом зависит не только от масштабности социальных процессов, но и от уровня развития литературного языка. Чем больше он развит, тем медленнее темп происходящих изменений.

. М. В. Панов сформулировал теорию антиномий - постоянно действующие, противоположные друг другу тенденции, борьба которых является стимулом языкового развития. Важнейшие из них следующие: антиномия говорящего и слушающего, системы и нормы, кода и текста, регулярности и экспрессивности. На каждом этапе развития языка борьба решается в пользу одного из противоположных полюсов, что ведет к возникновению новых противоречий. Окончательное разрешение антиномий невозможно: это приведет к прекращению развития языка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...