Функции общественного мнения
Итак, мы говорили о роли, которую играет в жизни общества общественное мнение. Теперь необходимо систематизировать наши представления о функциональном назначении этого института. Иногда исследователи, анализируя функции общественного мнения, различают их по «сферам приложения», то есть по тем областям социальной жизни, в которых общественное мнение действует. Тогда говорят об особой роли общественного мнения в области внешней политики (например, в рамках движения сторонников мира, выступлений общественности против тех или иных акций международной реакции, мощных кампаний в защиту демократов и т. д. и т. п.); об особой роли общественного мнения в области экономики, производства (примерами тут обычно являются обсуждения трудящимися проектов государственных законов, деятельность постоянных производственных совещаний на предприятиях, «стихийные» дискуссии в печати и т. д.); об особой его роли в той или иной сфере общественного сознания (а в главе 1-й мы отмечали, что общественное мнение действует практически в рамках всех форм общественного сознания — в науке и морали, искусстве и праве) и т. д. Однако такой подход кажется неправильным по существу и крайне малопродуктивным с точки зрения практического овладения феноменом общественного мнения. Конечно, существует известная специфика в том, как общественное мнение действует, скажем, в сфере нравственности и в сфере производства. Однако вместе с тем в обеих этих сферах общественное мнение принципиально может выполнять и одни и те же функции, играть одну и ту же роль (к примеру, регулятора общественных отношений). Значит, действительные границы рассматриваемой классификации лежат в иной плоскости, не совпадающей с границами тех или иных областей общественной жизни.
Как кажется, применительно к функциональным характеристикам общественного мнения необходимо говорить о нескольких fund amentum divisionis и различать эти функции в зависимости от: 1) характера взаимодействия мнения и тех или иных социальных институтов или отдельных лиц, в первую очередь, характера влияния, воздействия первого на вторых; 2) содержания высказываемого мнения и 3) его формы. Ниже мы еще будем иметь возможность подробно говорить о различных сторонах функционирования общественного мнения. Сейчас же дадим лишь самую общую характеристику его функций.
а) экспрессивной (в более узком смысле — контрольной), б) консультативной и в) директивной. а) Экспрессивная функция. Первая из них является, пожалуй, самой широкой по своему значению. Смысл ее состоит в том, что общественное мнение, независимо от того, в каких условиях ему приходится действовать, всегда занимает определенную позицию по отношению к тем или иным фактам и событиям жизни общества и, в частности, по отношению к действиям государства в лице его различных институтов. Эта специфическая особенность придает общественному мнению характер силы, стоящей над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность этих институтов; напротив, последние, независимо от меры реальной власти, которой они располагают, самим объективным содержанием деятельности общественного мнения ставятся в положение контролируемых. Это положение контролера, хотя бы потенциального (а правительства и политики очень часто действуют с оглядкой на общественность), общественное мнение сохраняет за собой всегда — и в тех случаях, когда вроде бы отсутствует необходимый объективный механизм, обеспечивающий эффект подобной экспрессии (такова, в сущности, вся практика деятельности мирового общественного мнения, которое не располагает никакой иной властью, кроме моральной, но оказывается все же нередко весьма эффективным по своим результатам), и тогда, когда общественность поставлена в крайне неблагоприятные политические условия.
Наибольшего развития эта экспрессивно-контрольная функция общественного мнения достигает тогда, когда она обеспечивается разнообразными формами контроля и участия трудящихся в управлении социальными процессами. Поэтому применительно к социалистическому обществу об этой функции общественности можно говорить уже не только в широком, но и в узком смысле слова — в смысле наличия организованного контроля масс за деятельностью разного рода социальных институтов. б) Консультативная функция. Еще более специфической для социализма является консультативная функция общественного мнения. Ее смысл заключается в том, что общественное мнение дает совет относительно способов разрешения тех или иных социальных (политических, экономических и др.) проблем; причем, поскольку такой совет дается институтам власти, предполагается, что последние нуждаются в совете или хотя бы заинтересованы в его получении. На первый взгляд может показаться, что в смысле фактического воздействия на политику общественность в роли консультанта добивается гораздо меньших результатов, нежели когда она выступает в роли контролера: ведь там речь шла о довольно активном давлении на институт власти, в то время как тут налицо лишь совет, не сопровождаемый сколько-нибудь жесткими, а тем более категорическими требованиями. Однако в действительности имеет место обратное отношение. Высказываемое в форме пожелания, а не требования, мнение-совет, как правило, оказывается очень результативным по своим последствиям, и секрет его успеха в том, что интерес к высказыванию здесь часто исходит уже не только от самой общественности, но и от «другой стороны», которая не просто выслушивает помимо нее складывающееся мнение, но сама задает общественности вопросы, и задает с одной целью — использовать (так или иначе) полученные ответы в своей практической деятельности.
Функцию консультанта общественное мнение осуществляет и в условиях современного капиталистического общества. Однако, как правило, здесь эта его роль весьма эпизодична и касается лишь некоторых, второстепенных сцен социальной жизни, например, связанных с решением коммерческих вопросов, вопросов бытового обслуживания населения и т. п. К тому же эта функция довольно часто претерпевает здесь своеобразную метаморфозу, выступая в совершенно извращенной форме: «руководящая группа» сплошь и рядом взывает к духу общественности не для того, чтобы проводить политику, соответствующую мнению масс, а для того, чтобы корректировать свое искусство управления массами. В подобных случаях практические результаты оказываются весьма отличными и даже подчас прямо противоположными по своему содержанию тем пожеланиям и советам, которые были высказаны общественностью. Понятно потому, что говорить об эффективности общественного мнения, о его влиянии на поведение «руководящей группы» тут можно лишь в довольно условном или ироническом смысле слова. В иных условиях осуществляется консультативная функция общественного мнения при социализме. Здесь возникает и развивается большое число политических и организационных форм, стимулирующих консультативную деятельность общественного мнения, создающих соответствующую обстановку для такой деятельности и обеспечивающих ее эффективность. в) Директивная функция. То же нужно сказать и о директивной функции общественного мнения, смысл которой заключается в том, что общественность выносит решение по тем или иным проблемам бытия, имеющее строго императивный характер. В определенных, очень узких, границах и масштабах эта функция осуществляется уже в капиталистическом обществе, например в референдумах, на выборах и т. д., при условии, что проведение этих мероприятий не сопровождается такими отклонениями от нормы (например, лишение права на высказывание мнения широких слоев населения, фальсификация результатов голосования и пр.), которые приводят к подмене народного общественного мнения мнением лишь некоторых секторов населения страны. В своем же развитом виде эта функция начинает осуществляться только при социализме.
Здесь происходит прежде всего расширение границ той сферы, где общественность может выступать в роли «диктатора». Как и в случае с консультативной функцией, директивные высказывания общественности касаются теперь практически большинства областей социальной жизни — политики и (что особенно важно) экономики, культуры и правопорядка. Но дело не только в этом. В условиях социализма происходит принципиальное повышение удельного веса рассматриваемой функции в системе всей деятельности общественности: в общей массе высказываний народного мнения императивные высказывания начинают занимать все большее место. И эта тенденция кажется решающей в свете процесса перехода общества к коммунизму с его системой общественного самоуправления. «...Демократический принцип организации...— писал В. И. Ленин,— это значит, что каждый представитель массы, каждый гражданин должен быть поставлен в такие условия, чтобы он мог участвовать и в обсуждении законов государства, и в выборе своих представителей, и в проведении государственных законов в жизнь» [80].
а) оценочная, б) аналитическая, в) конструктивная и г) регулятивная. а) Оценочная функция. Первая из них — функция выражения отношения к тем или иным проблемам или фактам действительности — является и наиболее распространенной. Ее выполняют высказывания, как правило, наименее содержательные из всех, что исходят от общественности. Очень часто за ними не стоит ничего, кроме чисто эмоционального, основанного на случайных, внешних моментах и не подкрепленного никакими рассуждениями отношения человека к оцениваемым фактам. Но и в тех случаях, когда вынесение той или иной оценки предполагает большое число содержательных суждений и когда за простым отрицанием или утверждением скрывается сложный анализ явлений действительности,— и тогда все это содержание и весь этот анализ, как правило, целиком утопают в конечном результате. Последний в случае оценочной деятельности общественного мнения представляет собой чаще всего однообразные вариации одобрения или осуждения, похвалы или негодования, выраженных в таких тощих формулах, как «да», «нет», «скорее да, чем нет» и пр.
Одновременно оценочная функция является и наиболее широкой из всех в содержательном отношении. Практически она присутствует во всех без исключения высказываниях общественности, в том числе в весьма далеких по видимости от каких-либо оценок. Это связано с тем, что отношение людей к действительности может быть выражено не только и виде прямой оценки, но и косвенным образом. Так, например, и наших I и II опросах не были зафиксированы прямые оценки деятельности правительства в области внешней и внутренней политики. Однако мы получили ясное представление об отношении людей к этой деятельности с помощью вопросов: «Что должно быть сделано прежде всего для укрепления мира?», «Что бы Вы могли предложить для быстрейшего решения проблем материального благосостояния?» и др. Оценочная функция, рассматриваемая в ее непосредственном виде (прямая оценка), является превалирующей в деятельности общественного мнения всех досоциалистических обществ. Это легко понять, если учесть, что осуществление этой функции не требует сколько-нибудь руководящего положения народных масс в системе социальной жизни, что эта функция вполне совместима с экспрессивно-контрольной ролью общественности и т. д. Вполне понятно и то, что в буржуазной литературе речь идет прежде всего, а иногда и исключительно, об этой оценочной деятельности общественного мнения. Сила традиции оказывается, однако, столь большой, что всецело к этой стороне дела иногда сводят деятельность общественного мнения и иные советские исследователи [81]. Между тем подобное определение неверно уже в применении к условиям капитализма. И тем более, если речь заходит о социалистическом обществе, где общественное мнение характеризуется широким развитием функций и форм. Здесь то, что в предшествующих обществах выступало в качестве всеобщего и господствующего, становится частным и подчиненным, то, что проявлялось прежде лишь спорадически, под влиянием исключительных условий, становится закономерным и постоянным. В частности, это относится и к функциям общественного мнения, выделяемым по признаку содержания. Конечно же, социалистическая общественность сохраняет за собой функцию оценки и выполняет ее весьма часто. Однако суждений типа «за» и «против», вполне пригодных для исполнения роли контролера, оказывается совсем не достаточно, когда речь заходит, скажем, о роли консультанта или «диктатора». Правда, и в этих случаях общественное мнение нередко обходится с помощью оценочных суждений, например когда вся консультация заключается в том, чтобы принять или отвергнуть что-либо, а императивная деятельность сводится к выдаче вотума доверия. Но если общественность дает совет по таким, например, вопросам: «Что должно быть сделано прежде всего для укрепления мира?», «Чем объясняются случаи распада молодых семей?» — и т. д. или если она выносит решение, связанное, к примеру, с распределением жилплощади или, тем более, с выработкой содержания нового закона, то совершенно ясно, что тут она уже не может обойтись простым «да» или «нет». Тут она начинает выступать совсем в иных ролях. б), в) Аналитическая и конструктивная функции. Одна из них — роль субъекта, анализирующего отношения и факты действительности, другая — роль субъекта, программирующего социальные отношения и процессы. Эти аналитическая и конструктивная функции общественного мнения тесно связаны между собой: вынесение содержательного предложения-решения необходимо требует предварительного изучения рассматриваемого вопроса; с другой стороны, анализ вопроса по существу нередко завершается вынесением конструктивных предложений. У этих функций также много общих черт. Прежде всего, это сам характер мыслительной деятельности, осуществляемой общественностью. В отличие от вынесения мнения - оценки, для которого, как правило, бывает достаточно знаний, сложившихся исключительно на уровне обыденного сознания (например, почерпнутых из молвы), а нередко и чисто эмоционального отношения человека к данной проблеме, осуществление содержательного анализа или вынесение содержательного решения предполагает уже наличие в большей или меньшей степени элементов теоретического мышления. Теперь вынесение суждения по тому или иному вопросу — уже не акт воли («хочется — не хочется»), а акт более или менее творческого знания, включающего определенное понимание (разумеется, оно может быть более или менее глубоким) реальных отношений и определенную систему аргументов (также более или менее четкую), обосновывающих ту или иную позицию. Вместе с тем аналитическая и конструктивная функции и не совпадают друг с другом по своему содержанию. Конструктивное мнение, выносимое общественностью в отношении решения того или иного вопроса, является значительно более сложным по своей структуре, поскольку оно заключает в себе определенную аналитическую деятельность и сверх того выражает в обобщенном, более или менее проанализированном виде непосредственный опыт масс. г) Регулятивная функция. Наконец, среди функций общественного мнения, связанных с содержанием его деятельности, следует выделить и так называемую регулятивную функцию. Ее смысл состоит в том, что общественное
мнение вырабатывает (или ассимилирует, заимствуя со стороны — из сферы науки, идеологии, религии и т. д.) и насаждает определенные нормы общественных отношений. Как таковая, эта функция может затрагивать и деятельность целых коллективов — государственных институтов и общественных организаций, но главное ее направление — регулирование поведения отдельных лиц, как в плане взаимоотношений между личностью и коллективом, так и в плане взаимоотношений между личностями. В узком смысле слова это функция воспитания. Причем в отличие от рассмотренных выше функций, которые в той или иной мере также с необходимостью заключают в себе момент морального воздействия на людей и организации, регулятивная функция является воспитательной par excellence. В ней больше нет никакого иного содержания. Она осуществляется и тогда, когда общественное мнение молчит, когда оно ничего не оценивает, не анализирует и не предлагает. В известном отношении это определенный свод принятых обществом (или данной общественной группой) правил и законов, очень часто неписаных, которые как бы висят в воздухе, определяя поведение индивидуума. Общественность обращается к этому своду лишь с целью внедрения его в сознание людей, причем делает она это и в виде «профилактики»— поучений, пропаганды образцов и т. д., и — особенно эффективно — в виде осуждения и наказания, подвержения моральному остракизму лиц, которые нарушили этот кодекс. Что же касается формы практического осуществления этой функции, то это может быть и экспрессия, и консультация, и диктат. Регулятивная функция общественного мнения является одной из самых древнейших. Во всех досоциалистических обществах, в рамках общества в целом и, особенно, в рамках отдельных социальных групп, общественное мнение, независимо от формы его существования и выражения — будь то мнение рабочего коллектива с его специфическим представлением о том, «что такое хорошо и что такое плохо», или народный обычай, уходящий корнями в седую древность и приобретший поэтому характер незыблемой нормы поведения, или просто ходячее представление,— играет самую серьезную роль в качестве источника и регулятора человеческих поступков. Вместе с тем в условиях социализма эта функция характеризуется некоторыми новыми моментами. Прежде всего, здесь вместо множества частных «систем ценностей», отражающих дискретную структуру антагонистического общества, вырабатывается единая система морали, которая составляет основу имеющего тенденцию к единству общественного мнения, складывающегося по тем или иным проблемам нравственности. Иными словами, раньше общественное мнение по вопросам морали, как правило, функционировало в границах той или иной группы, в рамках того или иного социального круга, к которому принадлежал человек; причем поскольку эти группы и круги имели зачастую характер цеховой корпорации, постольку общественное мнение целиком замыкалось в их пределах, не распространялось на членов других групп, считалось не обязательным для них. Теперь же, по мере устранения социальных и кастовых перегородок между людьми, вырабатываются единые взгляды, и уже в силу одного только этого обстоятельства общественное мнение приобретает несравненно больший вес. Его суждения становятся всеобщими, обязательными для всех без исключения членов общества. Огромное значение имеет и то, что с социализмом вообще происходит принципиальное усиление элементов коллективизма во всех аспектах жизни индивида, разрушение прежнего замкнутого характера так называемой «частной жизни». Человек начинает становиться в полном смысле слова коллективным существом, и естественно, что мнение коллектива, в котором он живет и трудится, приобретает для него решающее значение. Наконец, третьим дополнительным моментом является то, что при социализме значительно расширяется сфера нравственной жизни и, следовательно, границы той области, где общественное мнение выступает в качестве воспитателя и регулятора человеческих отношений. В эту область начинает входить, в частности, сфера труда. Как указывал В. И. Ленин, в капиталистическом обществе было «неизбежно создание такой психологии, что общественное мнение трудящихся не только не преследовало плохую работу или отлынивание от работы, а, напротив, видело в этом неизбежный и законный протест или способ сопротивления непомерным требованиям эксплуататора» [82]. Напротив, при социализме все эти вопросы, касающиеся качества труда, трудовой дисциплины, отношения человека к делу и др., становятся предметом постоянной заботы общественности.
а) позитивной и б) негативной. а), б) Позитивная и негативная функции. В первом случае общественное мнение играет роль субъекта, так или иначе программирующего социальные процессы, во втором — роль субъекта, выступающего с негативным заявлением и не предлагающего взамен никакой своей программы. Отчетливее всего разницу между этими функциями можно видеть на примере консультативной или директивной деятельности общественного мнения. Но это относится и к деятельности общественного мнения вообще. Выражая свое отношение к чему-либо, подавая совет или вынося категорическое решение, оценивая, анализируя что-либо или регулируя отношения между людьми, общественное мнение в конечном счете всегда прибегает к двум формам своего выражения: к поощрению, поддержке, утверждению или к осуждению, отказу в поддержке, отрицанию. Например, имея в виду воспитательную роль общественного мнения, В. И. Ленин подчеркивал, что оно может, с одной стороны, популяризировать и рекламировать лучший опыт, воспитывать массы «на живых, конкретных примерах и образцах из всех областей жизни» [83], а с другой — выносить «на общий суд неаккуратных, отсталых, неумелых работников данного предприятия, или учреждения, или отрасли хозяйства и т. п.» [84]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|