Границы общественного мнения в условиях современного капитализма
Говоря о стимулах изучения общественного мнения в буржуазном обществе, американский социолог А. Инкелес выделяет три группы интересов: а) так называемые либеральные интересы, вызванные отсутствием или недостаточностью контактов в обществе и преследующие цель — установить лучшее понимание между людьми; б) коммерческие интересы, имеющие своей целью развитие индустрии и торговли; и в) правительственные интересы, лежащие в плане развития и совершенствования пропаганды и контр- пропаганды. Кроме того, добавляет автор, существует еще так называемый «чисто академический» интерес ученых, связанный с «научным любопытством», а также с желанием ухватить и контролировать феномен массовой коммуникации; однако и в последнем случае речь идет об изучении проблем, вызванных к жизни тремя отмеченными группами интересов, поскольку академическая работа нуждается в финансировании [51]. Подобная классификация задач изучения общественного мнения показательна: она обнаруживает, какое место в жизни буржуазного общества стремятся отвести общественному мнению господствующие группы, в какие рамки они пытаются поставить силу, которая в свое время так помогла их предкам одержать историческую победу над феодализмом и прийти к власти.
сегодняшний день многих стран капиталистического Запада, полна примеров, когда прогрессивное народное общественное мнение, явно вопреки мнению господствующих классов, оказывало и оказывает определяющее влияние на решение принципиальных вопросов политики и экономики, находило и находит свое выражение в различных законодательных актах, постановлениях и программах отдельных партий и буржуазного государства в целом.
Нынешняя Боннская республика, например, никак не может похвастать широким развитием демократии в своих стенах. Более того, здесь все активнее проявляется тенденция к восстановлению чисто фашистских форм и методов правления. И все же даже в подобных условиях общественное мнение прогрессивных слоев обладает довольно большой силой и весом [52]. Руководящие группы капиталистического мира хорошо знают эту силу общественного мнения (как знали это и всегда) [53] и довольно часто бывают вынуждены считаться с нею и уступать ей даже в тех случаях, когда их собственное мнение резко расходится с общественным. Но с точки зрения понимания существа буржуазного социального организма несравненно более важное значение имеет фиксирование принципиальной позиции, занимаемой стоящим у власти классом: ведь если несколько перефразировать Маркса, в антагонистическом обществе господствующими интересами всегда являются интересы господствующего класса. А эти интересы давно уже утратили свой прогрессивный характер, вступили в конфликт с силами прогресса и по своему содержанию исключают интересы всех остальных групп и слоев современного общества. В этом смысле свободное выражение (и тем более победа) любого иного, «негосподствующего» интереса, противоречащего интересу господствующих групп или даже просто отличающегося от этого последнего, должно рассматриваться скорее не как правило (хотя в философском смысле слова оно может быть необходимым, то есть закономерно порождаться объективными условиями жизни общества), но как исключение из правила, как отклонение от имманентно присущих данному обществу норм функционирования и развития. Напротив, правилом, нормой жизни современного буржуазного общества является свобода выражения и победа мнения государственно-монополистического капитала, сопровождаемая игнорированием, а то и полным подавлением любого иного мнения.
В настоящее время, пожалуй, нет ни одной развитой или просто крупной страны на Западе, где бы государство в лице своих различных институтов не занималось внимательным изучением, измерением общественного мнения и где бы результаты такого изучения так или иначе не использовались руководящими группами в их политике — международной, экономической, торговой, пропагандистской и т. д. Грубо говоря, опираясь на знание общественного мнения, государственно-монополистический капитал пытается совершенствовать свое искусство социального контроля, искусство управления общественными процессами и, в частности, массами. Но при этом он стремится сохранить и укрепить свое собственное положение в качестве единственного (господствующего) субъекта исторического развития. И с этой целью он использует все средства экономического и политического характера, чтобы отстранить демократическое общественное мнение от непосредственного участия в управлении обществом, по возможности сузить рамки его влияния на решение социальных проблем. «В буржуазной демократии,— писал В. И. Ленин,— капиталисты тысячами проделок — тем более искусных и верно действующих, чем развитее «чистая» демократия,— отталкивают массы от участия в управлении, от свободы собраний и печати и т. д.» [54] Эта антидемократическая, антиобщественная политика осуществляется монополиями с тем большей силой, что именно по кардинальным проблемам развития буржуазного общества интересы государственно-монополистического капитала острее всего расходятся с интересами других классов и слоев общества. Такова объективная закономерность развития современного капитализма: общество резко поляризуется на две силы — союз монополий, с одной стороны, и демократический союз всех остальных классов и слоев населения, страдающих от господства монополий, с другой. В такой обстановке монополии и их государство начинают лишать права на участие в управлении делами общества даже и те слои, которые в недавнем прошлом выступали в роли союзников крупной буржуазии. Это наступление монополистического капитала на общественность идет сегодня с большей или меньшей силой во всех без исключения странах «свободного мира» [55].
Разумеется, отмечаемое явление нельзя трактовать в том смысле, что современный капитализм целиком отменяет демократию, полностью устраняет общественное мнение различных немонополистических слоев и групп и т. д. (с такой крайней формой процесса ныне можно столкнуться лишь в немногих капиталистических странах, где господствует открытая фашистская диктатура; в большинстве же стран Запада, повторяем, силы демократии и прогресса оказывают решительное сопротивление действиям монополий и добиваются значительных успехов в своей борьбе). Речь тут идет и должна идти лишь о более или менее сильно выраженных тенденциях социального развития. Однако при этом очень важно подчеркнуть, что эти тенденции не могут недооцениваться,— они поддерживаются всей экономической мощью монополистического капитала, всем его государственно-бюрократическим аппаратом и потому являются ведущими в большинстве развитых стран «свободного мира». В результате применительно к условиям современного капитализма можно говорить о различных функциях общественного мнения в жизни общества, но только не об его определяющей роли в управлении общественными процессами. Впрочем, если иметь в виду общественное мнение, охватывающее все население страны, или, иначе, народное общественное мнение, мнение широких трудящихся масс, то оно при капитализме практически никогда не играло роли субъекта истории; разве только на самой ранней заре буржуазной формации, когда представители «третьего сословия» взывали к широким народным массам и опирались в своей борьбе с феодализмом и абсолютизмом на силу их мнения, высказываемого к тому же и оружием. Что же касается последующей истории буржуазного общества, то она вся оказалась историей сокращения, сужения арены действия сил, оказывающих непосредственное влияние на решение кардинальных социальных проблем. Ныне, со вступлением капитализма в высшую фазу его развития, мы присутствуем при заключительном акте этого процесса: монополии добрались до самых основ буржуазной демократии и ревизуют их одну за другой. Сегодня роли субъекта лишается даже общественное мнение в рамках традиционного парламента; этот орган становится обузой для государственно-монополистического капитала, и последний повсеместно стремится заменить его своим послушным исполнительным аппаратом или — где это удается — диктатурой одного лица.
капитализма. С рассматриваемой точки зрения современный этап в развитии буржуазного общества чреват более глубокими и более разрушительными процессами. Суть дела заключается не только и даже не столько в том, что в этом обществе масса людей лишена, а теперь еще более лишается демократических прав и свобод. Суть дела состоит в том, что, даже будучи наделены всеми правами и свободами, широкие слои населения капиталистических стран (в том числе самых демократических из них) по самому своему объективному положению в обществе, и прежде всего в процессе производства, все равно не могут принимать активного участия в управлении делами общества. Буржуазная социология описывает это явление весьма своеобразным способом. «Невежество и отсутствие интереса публики к международной политике,— говорит, например, Г. Дюрент,— общеизвестны. Доктор Гэллап показал, что в Америке после четырехмесячного обсуждения Е. R. Р.— программы половина избирателей заявила, что она не читала и не слышала об этом. В этой стране только меньшинство слышало о плане Маршалла после того, как он существовал уже год. Даже сегодня в английских опросах среди избирателей можно обнаружить, что один из трех не знает, что собой представляет НАТО. Частично это вызвано сложностью международных проблем (Циммерн сказал однажды: нужно иметь высоко тренированный мозг, чтобы читать газеты), частично — их отдаленностью» [56].
Конечно, термины «невежество» или «отсутствие интереса» не годятся для анализа рассматриваемого явления. Они схватывают лишь самое поверхностное, производное от действия ряда других, более глубоких, факторов. В этом смысле для понимания природы социальной пассивности несравненно более существенное значение имеет, например, учет постановки информации, степени развитости демократических свобод и институтов и т. д. Однако, как показывает анализ, и это не все. В современном капиталистическом обществе, в условиях любых демократических режимов, масса членов общества, и в первую очередь из среды трудящихся, страдает не от того, что не имеет возможности высказать собственное мнение, а от того, что не имеет самого этого мнения и не может иметь его, — настолько чужд, недоступен и непонятен ей механизм общественной жизни,— а если и имеет такое мнение, то не располагает достаточными реальными средствами, чтобы осуществить свое мнение на практике [57]. Нетрудно видеть, что такая действительность страшно далека от формулы, выдвинутой в пору становления буржуазного общества его духовными предтечами и первыми идеологами: «Общественное мнение правит миром». Увы! современным «миром» правит отнюдь не общественное мнение, а совсем иные, как раз противостоящие общественности силы. Однако сама по себе эта формула не является ложной. В свое время она представляла собой частично отражение фактов — поскольку общественное мнение «улицы», как, впрочем, и ранних буржуазных парламентов, действительно играло немаловажную роль в процессе формирования капиталистического общества,— частично отражение иллюзий относительно действительной сущности грядущего строя, иллюзий, аналогичных тем, которые связывались со знаменитыми лозунгами: «Свобода! Равенство! Братство!» Вместе с тем, подобно этим лозунгам, названная формула являла собой и выражение надежд и стремлений, которые прогрессивные умы человечества связывали в то время с представлениями о будущем человечества. В этом смысле эту формулу (как и названные лозунги) можно рассматривать как гениальное предвидение, как блестящее угадывание того, что еще только должно осуществиться в ходе истории. Просто гуманисты XVIII столетия ошиблись адресом. Требуются качественно иные исторические условия в сравнении с теми, что нес с собой капитализм, чтобы лозунги «Свобода! Равенство! Братство!» получили свое реальное осуществление. И лишь эти условия могут наполнить жизнью формулу: «Общественное мнение правит миром».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|