Последовательность выполнения заданий
Этапы выполнения этюда в условиях пленэра: Композиция этюда -выбор мотива, темы и сюжета; -выбор точки зрения; -образное обобщение натуры средствами графики; -выбор формата изображения. 2 Подготовительный рисунок: -определение пропорций, движения и характера пространственных планов; -типизация основных форм; -индивидуализация деталей композиционного центра. -передача общих больших тоновых отношений, пропорциональных натуре; -обобщённая моделировка объёмной формы тоном, выявление градаций светотени и их тщательная проработка с учётом воздушной перспективы. 3 Завершение этюда: -окончательное выявление главного и второстепенного в тоновом строе зарисовки; -подчинение всех частей изображения целому, усиление или ослабление деталей по светлоте и насыщенности. Общие рекомендации по выполнению набросков 1. Начиная выполнение наброска, следует предварительно рассмотреть объект зарисовки, определить его существенные, наиболее интересные особенности, мысленно представить себе задачи и конечный результат работы. 2. Решить композицию наброска, нужно быстро определить наилучшее расположение одного или нескольких изображений на листе бумаги. Лист должен хорошо смотреться в целом, а набросок лучшим образом вписываться в формат листа. Если на одном листе делается несколько набросков, их надо разместить таким образом, чтобы они не мешали друг другу, не нарушали композиции изображения и общей тональности листа. Начинать работу над наброском следует с установления целого, характеристики больших масс, при необходимости дополняя изображение нужными деталями. Надо стремиться передать главным образом общее впечатление от натуры с помощью лаконичных изобразительных средств.
Тема №1 Далевой пейзаж. 1-е задание. Зарисовки камней, фрагментов почвы, корней деревьев и т.п. (10-15 работ). Карандаш, уголь, сепия, линер, фломастер, ручка (черная, синяя). Цель: Изучение принципов и приемов изображения камней, почвы, корней средствами графики. 2-е задание. Зарисовки деревьев, растений, шишек, листьев и т.п. (10-15 работ). Карандаш, уголь, сепия, линер, фломастер, ручка (черная, синяя). Цель: Изучение принципов и приемов изображения растений, листьев, шишек, деревьев средствами графики. 3-е задание. Зарисовки фрагментов лесного или сельского пейзажа. (10-15 работ). Карандаш, уголь, сепия, линер, фломастер, ручка (черная, синяя). Цель: Изучение принципов и приемов фрагментов пейзажа средствами графики. 4-е задание. Зарисовки лесного и сельского пейзажа (5-7 работ). Карандаш, уголь, сепия, линер, фломастер, ручка (черная, синяя). Цель: Изучение принципов и приемов изображения пейзажа средствами графики. Общие замечания по теме: Наброски пейзажа имеют свои особенности, которые необходимо изучить в процессе выполнения рисунков. Студенты выполняют наброски простых и сложных пейзажных сюжетов, отдельных деревьев, растений, цветов. Задача, которая ставится перед студентами, заключается, прежде всего, не в копировании природы, а в художественном ее отражении. Рисование природы обогащает рисовальщика впечатлениями, мнениями, помогает совершенствовать практические навыки выполнения набросков. Работа над набросками пейзажа осуществляется в соответствии с общепринятыми методическими принципами в следующей последовательности: решается композиция изображения, определяются и помечаются на бумаге большие отношения; прорисовываются важные части пейзажа с учетом положения линии горизонта, явлений воздушной и линейной перспективы; уточняются отдельные элементы, детали, отчетливо характеризующие пространственные планы.
Приступая к наброску пейзажа, необходимо, прежде всего, позаботиться о выборе такой точки зрения, с которой он смотрится наиболее цельно и интересно, когда четко выражена его пространственная протяженность. В самом начале работы надо определить линию горизонта. Она находится на уровне глаз рисовальщика. В наброске ее можно на любой высоте, тем самым окончательно определив точку прения того, кто рисует. Все элементы пейзажа в дальнейшем строятся и в соответствии с положением линии горизонта. Соотношение земли и неба зависит от композиционного замысла. Студенты сами решают, сколько нужно показать земли и неба для раскрытия конкретного сюжета в соответствии с замыслом наброска. В некоторых случаях следует обращать особое внимание на выразительную передачу переднего плана, играющего основную роль в художественной трактовке пейзажа и несущего заметную смысловую нагрузку. Если студент предполагает использование в наброске светотени, то ему следует определить основные тональные отношения крупных частей пейзажа. Это облегчает задачу более убедительно передавать пространство пейзажа с помощью сочетания правильного линейного построения и верно найденных градаций светотени. В наброске также необходимо учитывать воздушную перспективу. По мере удаления предметов от рисующего утрачивается четкость их очертаний, увеличивается разница в светосиле объектов переднего и заднего плана. На первом плане предметы читаются более определенно. Их следует детально проработать в наброске, активно решить светотеневые отношения отдельных частей рисунка. Однако, решая детально передний план, следует передавать только самое существенное, не вдаваясь излишне в подробности, которые могут лишить набросок художественной выразительности и цельности восприятия. При выполнении длительного наброска у рисовальщика есть возможность в необходимой степени детализировать изображение, сделать его более содержательным и весомым. Для этого применяют прием тонального решения наброска. В быстрых набросках стремятся дать самое общее представление об особенностях конкретного пейзажа, его главных элементах, пространственных планах. Изображаемый мотив передается предельно просто и обобщенно. В каждом пейзажном виде студенты должны стремиться найти главные пластические и смысловые особенности, передать нюансы освещения, почувствовать состояние природы.
Тема №2 Городской пейзаж 1-е задание. Зарисовки городских улиц с учетом линейной перспективы (3-4 работы). Карандаш, уголь, сепия, линер, фломастер, ручка (черная, синяя). Цель: Изучение принципов и приемов фрагментов городского пейзажа средствами графики. 2-е задание. Зарисовки городского пейзажа (5-7 работ). Карандаш, уголь, сепия, линер, фломастер, ручка (черная, синяя). Цель: Изучение принципов и приемов изображения городского пейзажа средствами графики. 3-е задание. Зарисовки архитектурных сооружений с учетом линейной перспективы (3-4 работы). Карандаш, уголь, сепия, линер, фломастер, ручка (черная, синяя). Цель: Изучить принципы изображения пейзажа с архитектурными сооружениями, с использованием линейной и воздушной перспективы. Освоение процесса изображения крупномасштабных объектов с учетом их пластики и направления световых лучей по изменяющейся поверхности. 4-е задание. Зарисовки фрагментов городского пейзажа. (5-7 работ). Карандаш, уголь, сепия, линер, фломастер, ручка (черная, синяя). Цель: Изучение принципов и приемов фрагментов городского пейзажа средствами графики. Общие замечания по теме: В изобразительном искусстве принято считать, что экстерьер это общий, внешний вид архитектурных ансамблей, комплексов и сооружений в окружающей среде. Основная цель набросков экстерьера заключается в ознакомлении и изучении навыков рисования различных архитектурных объектов в окружающей пространственной среде. При изображении экстерьера студенты должны руководствоваться общими принципиальными положениями реалистического рисунка. Для успешного рисования экстерьера студент должен владеть основами законов линейной и воздушной перспективы, правильно выбирать наиболее выразительную точку зрения на объект, которая бы наиболее полно отвечала поставленной задаче. Точка зрения в наброске экстерьера включает в себя два положения — это выбор места точки зрения и выбор линии горизонта относительно изображаемого объекта. Правильное сочетание рисовальщиком этих положений обеспечивает ему удачное и выразительное решение композиции в наброске экстерьера. Известно, что низкая линия горизонта на изображаемый объект создает впечатление грандиозности и величественности изображаемого архитектурного вида или объекта. Выбор точки зрения предполагает, и выбор расстояния до объекта Близкое расстояние до объекта создает активные перспективные сокращения планов и объемов, большое расстояние предполагает небольшое сокращение.
В начале создания наброска экстерьера необходимо внимательно рассмотреть изображаемый вид или объект. Затем надо определить взаимосвязь между объектом, находящимся в окружающей среде, и пространственными планами с линией горизонта и точкой схода. Исходя из этого, наметить композицию наброска. Далее, наметь основные пропорции архитектурного сооружения и его главных частей (стен, крыши, этажей). После компоновки больших масс, переходят к определению более мелких частей. Когда форма объекта уже в целом решена, нужно уточнить его основные пропорции, проверить правильность перспективного построения изображения, разбить дом на этажи (если их больше одного). Тут же требуется найти в соответствии с законами линейной перспективы направление и форму окон. В завершающей стадии наброска, если это необходимо, приступают к детализации наброска. Внимательно прорисовывают детали (окна, двери, стены, крышу и другие части). Усиливают светотеневую моделировку изображения. Нужно следить за тем, чтобы проработка деталей не нарушала цельности наброска. Студентам важно помнить, что набросок это не чертеж. И впоследствии по мере приобретения навыков рисования, они должны быстро переходить от этапа перспективного построения архитектуры в наброске к этапу свободного, убедительного, образного рисования. Все изобразительные задачи быстро решать с помощью лаконичных и выразительных средств.
Тема №3 сельского пейзажа 1-е задание. Линейные и тоновые наброски фрагментов лесного или сельского пейзажа. (10-15 работ). Карандаш, уголь, сепия, линер, фломастер, ручка (черная, синяя). Цель: Изучить принципы и приемы изображения пейзажа средствами графики. 2-е задание. Зарисовки лесного и сельского пейзажа (5-7 работ). Карандаш, уголь, сепия, линер, фломастер, ручка (черная, синяя).
Цель: Изучить принципы и приемы изображения фрагментов пейзажа средствами графики. Общие замечания по теме: При изображении отдельных деревьев, растений, цветов для получения выразительного наброска нужно придерживаться общих принципиальных положений реалистического рисунка. Например, сравнивать между собой форму и размеры отдельных частей, деталей, правильно определять их местоположение. Уметь верно, характеризовать природную структуру каждого растения. При этом надо учитывать, что вспомогательное построение не должно мешать живому, непосредственному восприятию натуры. Художественная трактовка сюжетов не должна замещаться схематическим построением. Студентам при выполнении наброска дерева следует сначала продумать композицию и на бумаге наметить размеры будущего изображения. Затем нужно определить общие очертания дерева, конфигурацию его основных частей с учетом их пропорций и особенностей. В процессе рисунка важно выявить конструкцию дерева (ствол с основными ветвями). После этого можно приступать к разработке более мелких деталей, внимательно прорисовать крону, конкретизировать ее отдельные участки. На конечной стадии наброска в зависимости от поставленной задачи нужно обобщить рисунок, добиться его цельного восприятия. Очень важно в самом начале наброска определить главные пропорции дерева, его высоту и ширину, соотношение отдельных частей, направление и взаимосвязь ствола и ветвей, характерные для конкретной породы дерева общие очертания. Крайне необходимо все время сравнивать размеры частей, соотнося их с целым. Если поставлена задача выполнить набросок с проработкой светотени, нужно проследить тональные отношения разных участков изображения. Студенты должны подмечать, учитывать пространственное, глубинное расположение веток и отдельных групп листвы, чтобы убедительно нарисовать набросок того или иного дерева. В наброске важно добиться правильного и убедительного общего представления о форме и строении дерева. При рисунке ветки дерева или кустарника необходимо, прежде всего правильно наметить ее общую конфигурацию, поэтапно переходя к характеристике и проработке отдельных частей с учетом размеров и местоположения более мелких ответвлений с листьями или иголками хвои. Важно почувствовать и передать в наброске присущие каждому конкретному растению закономерности строения веток и листьев. Надо сравнивать длину и ширину ветки, а также размер ее отдельных частей. В нескольких местах целесообразно внимательно прорисовать ее детали. Выполняя набросок листа дерева или кустарника, нужно легко наметить его обобщенную форму с соблюдением характерных видовых особенностей и пропорций частей. Листья могут напоминать своим абрисом окружность, эллипс, треугольник, ромб и другие геометрические фигуры. Это необходимо брать во внимание при рисовании листьев, мысленно вписывая их очертания в соответствующие геометрические формы, что поможет быстрее и четче выразить силуэт листа. В начале создания наброска листа какого-либо дерева или кустарника рисовальщик должен зрительно оценить общую форму ли ста, легкими штрихами установить его размеры и очертания, после наметить главную ось с отходящими от нее боковыми ответвлениями, затем перейти к характеристике наиболее важных особенностей структуры листа. При этом надо помнить, что степень выраженной симметрии правой и левой частей листа бывает разной, это зависит от вида растения. Листья растений рекомендуется рисовать не только во фронтальном положении, но и с разных точек зрения. Это является непременным условием лучшего, глубокого понимания закономерности их строения и изображения. Принципы строения и методы изображения различных видов цветов так же имеют свои особенности. Форма цветов может быть шарообразной, конусообразной, округло-плоской и т.д. Их лепестки бывают раздельными, сросшимися, расположенными многослойно. Выполнение набросков цветов с натуры даст четкое представление о принципах их строения и особенностях формы. Рисование с натуры различных форм растительного мира имеет большое значение в обучении профессии дизайнера. Изобразительный материал, который накапливается за время работы, может использоваться студентами на занятиях по пропедевтике, как основа для творческой работы. Тема №4 Этюды животных 1-е задание. Линейные Наброски животных и птиц в зоопарке (10-15 работ). Карандаш, уголь, сепия, линер, фломастер, ручка (черная, синяя). Новосибирский зоопарк. Цель: Изучить особенности анатомии животных и птиц, освоить принципы изображения животных и птиц линией. 2-е задание. Тоновые Наброски животных и птиц в зоопарке (10-15 работ). Карандаш, уголь, сепия, линер, фломастер, ручка (черная, синяя). Новосибирский зоопарк. Цель: Изучить особенности анатомии животных и птиц, освоить принципы изображения животных и птиц тоном. 3-е задание. Зарисовки животных и птиц в зоопарке (10-15 работ). Карандаш, уголь, сепия, линер, фломастер, ручка (черная, синяя). Цель: Изучить особенности анатомии животных и птиц, освоить принципы изображения животных и птиц с учётом линейной перспективы Общие замечания по теме: Внешний вид того или иного животного, пластика его тела, его двигательные функции зависят от строения скелета, мускулатуры, внешнего покрова, пропорций частей тела. Студент должен уметь угадывать под внешним покровом конструкцию тела животного, знать расположение и взаимосвязь костей скелета, местонахождение и механизм суставов. У большинства млекопитающих в строении скелета и ряда костей имеется много общего, поэтому прежде чем приступить к рисованию животных желательно изучить строение скелета хотя бы одного характерного представителя данного класса. Скелет выполняет основные опорно-двигательные функции: на нем закреплена вся масса тела, мышечный аппарат. Размер скелета, его составных частей определяет размер животного, пропорциональные соотношения его туловища, конечностей и головы. В создании набросков птиц есть свои особенности. Чтобы успешно делать их, студенты должны ознакомиться, прежде всего с устройством скелета птиц. Однако нужно отметить, что внешний облик птицы в оперении часто менее зависит от своей конструктивной основы, чем у животных, у которых под внешним покровом и верхнем слоем мускулатуры хорошо угадывается скелет. У большинства птиц конструктивная основа тела скрыта мышцами и обильным оперением. К тому же большую роль в окончательном определении внешнего облика многих птиц играют хвостовые перья. У разных видов птиц имеются некоторые различия в характере расположения перьев, их форме, размерах, что напрямую связано с особенностями видов. В первую очередь необходимо понять и запомнить общие закономерности расположения перьевого покрова, который играет основную роль в образовании внешней формы тела птицы и улучшает его обтекаемость. Большую привлекательность представляет рисование набросков животных в движении, когда наиболее полно проявляется красота их пластики. Хорошо сделанные такие наброски, на которых животные запечатлены в динамических позах, привлекают особой красотой и выразительностью. Однако рисовать животных в движении трудно, особенно при отсутствии опыта быстрого рисования. Именно поэтому студенты I курса в основном рисуют животных в статике. В наброске животного важно передать общие очертания его тела, главные пропорции и движение. Очень выразителен профиль животного, когда хорошо читаются особенности его силуэта, легко угадываются основные детали, пластика, пропорции. Но не следует замыкаться только на профильных положениях тела, необходимо рисовать наброски животных с разных ракурсов. На начальном этапе в такой работе не следует стремиться к особому техническому совершенству и виртуозности наброска, важнее добиться конструктивной, анатомической правильности рисунка. Затем в процессе выполнения набросков студенты должны подмечать и отображать индивидуальные черты того или иного животного, характерные для него позы. Следует подчеркнуть, что студенты в таких набросках должны руководствоваться общими методическими принципами создания изображения (прежде всего отмечать целое, передавать обобщенные очертания формы рисуемого объекта, затем переходить к характеристике его главных, крупных частей с последующей проработкой деталей). Схематические приемы построения изображения при выполнении быстрых набросков животных обычно не применяются. Но и в этих случаях процесс мышления, текущий ход работы осуществляются в полном соответствии с вышеупомянутыми принципами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|