Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Последовательность выполнения заданий

Этапы выполнения этюда в условиях пленэра:

Композиция этюда

-выбор мотива, темы и сюжета;

-выбор точки зрения;

-образное обобщение натуры средствами графики;

-выбор формата изображения.

2 Подготовительный рисунок:

-определение пропорций, движения и характера пространственных планов;

-типизация основных форм;

-индивидуализация деталей композиционного центра.

-передача общих больших тоновых отношений, пропорциональных натуре;

-обобщённая моделировка объёмной формы тоном, выявление градаций светотени и их тщательная проработка с учётом воздушной перспективы.

3 Завершение этюда:

-окончательное выявление главного и второстепенного в тоновом строе зарисовки;

-подчинение всех частей изображения целому, усиление или ослабление деталей по светлоте и насыщенности.

Общие рекомендации по выполнению набросков

1. Начиная выполнение наброска, следует предварительно рассмот­реть объект зарисовки, определить его существенные, наиболее интересные особенности, мысленно представить себе задачи и конечный результат работы.

2. Решить композицию наброска, нужно быстро определить наилуч­шее расположение одного или нескольких изображений на листе бумаги. Лист должен хорошо смотреться в целом, а набросок луч­шим образом вписываться в формат листа. Если на одном листе делается несколько набросков, их надо разместить таким обра­зом, чтобы они не мешали друг другу, не нарушали композиции изображения и общей тональности листа.

Начинать работу над наброском следует с установления целого, характеристики больших масс, при необходимости дополняя изображение нужными деталями. Надо стремиться передать глав­ным образом общее впечатление от натуры с помощью лаконич­ных изобразительных средств.

Тема №1 Далевой пейзаж.

1-е задание. Зарисовки камней, фрагментов почвы, корней деревьев и т.п. (10-15 работ). Карандаш, уголь, сепия, линер, фломастер, ручка (черная, синяя).

Цель: Изучение принципов и приемов изображения камней, почвы, корней средствами графики.

2-е задание. Зарисовки деревьев, растений, шишек, листьев и т.п. (10-15 работ). Карандаш, уголь, сепия, линер, фломастер, ручка (черная, синяя).

Цель: Изучение принципов и приемов изображения растений, листьев, шишек, деревьев средствами графики.

3-е задание. Зарисовки фрагментов лесного или сельского пейзажа. (10-15 работ). Карандаш, уголь, сепия, линер, фломастер, ручка (черная, синяя).

Цель: Изучение принципов и приемов фрагментов пейзажа средствами графики.

4-е задание. Зарисовки лесного и сельского пейзажа (5-7 работ).

Карандаш, уголь, сепия, линер, фломастер, ручка (черная, синяя).

Цель: Изучение принципов и приемов изображения пейзажа средствами графики.

Общие замечания по теме: Наброски пейзажа имеют свои особенности, которые необходи­мо изучить в процессе выполнения рисунков. Студенты выполняют наброски простых и сложных пейзажных сюжетов, отдельных деревьев, растений, цветов. Задача, которая ста­вится перед студентами, заключается, прежде всего, не в копировании природы, а в художественном ее отражении.

Рисование природы обогащает рисовальщика впечатлениями, мнениями, помогает совершенствовать практические навыки выпол­нения набросков. Работа над набросками пейзажа осуществляется в соответствии с общепринятыми методическими принципами в следующей после­довательности: решается композиция изображения, определяются и помечаются на бумаге большие отношения; прорисовываются важ­ные части пейзажа с учетом положения линии горизонта, явлений воз­душной и линейной перспективы; уточняются отдельные элементы, детали, отчетливо характеризующие пространственные планы.

Приступая к наброску пейзажа, необходимо, прежде всего, поза­ботиться о выборе такой точки зрения, с которой он смотрится наи­более цельно и интересно, когда четко выражена его пространствен­ная протяженность. В самом начале работы надо определить линию горизонта. Она находится на уровне глаз рисовальщика. В наброске ее можно на любой высоте, тем самым окончательно определив точку прения того, кто рисует. Все элементы пейзажа в дальнейшем строятся и в соответствии с положением линии горизонта. Соотношение земли и неба зависит от композиционного замысла. Студенты сами решают, сколько нужно показать земли и неба для раскрытия конкретного сюжета в соответствии с замыслом наброска.

В некоторых случаях следует обращать особое внимание на вы­разительную передачу переднего плана, играющего основную роль в художественной трактовке пейзажа и несущего заметную смысловую нагрузку. Если студент предполагает использование в наброске све­тотени, то ему следует определить основные тональные отношения крупных частей пейзажа. Это облегчает задачу более убедительно передавать пространство пейзажа с помощью сочетания правильно­го линейного построения и верно найденных градаций светотени.

В наброске также необходимо учитывать воздушную перспекти­ву. По мере удаления предметов от рисующего утрачивается четкость их очертаний, увеличивается разница в светосиле объектов переднего и заднего плана. На первом плане предметы читаются более опреде­ленно. Их следует детально проработать в наброске, активно решить светотеневые отношения отдельных частей рисунка. Однако, решая детально передний план, следует передавать только самое суще­ственное, не вдаваясь излишне в подробности, которые могут лишить набросок художественной выразительности и цельности восприятия.

При выполнении длительного наброска у рисовальщика есть воз­можность в необходимой степени детализировать изображение, сде­лать его более содержательным и весомым. Для этого применяют прием тонального решения наброска. В быстрых набросках стремят­ся дать самое общее представление об особенностях конкретного пейзажа, его главных элементах, пространственных планах. Изобра­жаемый мотив передается предельно просто и обобщенно. В каждом пейзажном виде студенты должны стремиться найти главные пластические и смысловые особенности, передать нюансы освещения, почувствовать состояние природы.

 

Тема №2 Городской пейзаж

1-е задание. Зарисовки городских улиц с учетом линейной перспективы (3-4 работы). Карандаш, уголь, сепия, линер, фломастер, ручка (черная, синяя).

Цель: Изучение принципов и приемов фрагментов городского пейзажа средствами графики.

2-е задание. Зарисовки городского пейзажа (5-7 работ). Карандаш, уголь, сепия, линер, фломастер, ручка (черная, синяя).

Цель: Изучение принципов и приемов изображения городского пейзажа средствами графики.

3-е задание. Зарисовки архитектурных сооружений с учетом линейной перспективы (3-4 работы). Карандаш, уголь, сепия, линер, фломастер, ручка (черная, синяя).

Цель: Изучить принципы изображения пейзажа с архитектурными сооружениями, с использованием линейной и воздушной перспективы.

Освоение процесса изображения крупномасштабных объектов с учетом их пластики и направления световых лучей по изменяющейся поверхности.

4-е задание. Зарисовки фрагментов городского пейзажа. (5-7 работ). Карандаш, уголь, сепия, линер, фломастер, ручка (черная, синяя).

Цель: Изучение принципов и приемов фрагментов городского пейзажа средствами графики.

Общие замечания по теме: В изобразительном искусстве принято считать, что экстерьер это общий, внешний вид архитектурных ансамблей, комплексов и соору­жений в окружающей среде. Основная цель набросков экстерьера заключается в ознакомлении и изучении навыков рисования различ­ных архитектурных объектов в окружающей пространственной среде.

При изображении экстерьера студенты должны руководство­ваться общими принципиальными положениями реалистического ри­сунка. Для успешного рисования экстерьера студент должен владеть основами законов линейной и воздушной перспективы, правильно выбирать наиболее выразительную точку зрения на объект, которая бы наиболее полно отвечала поставленной задаче. Точка зрения в наброске экстерьера включает в себя два положения — это выбор места точки зрения и выбор линии горизонта относительно изобра­жаемого объекта. Правильное сочетание рисовальщиком этих поло­жений обеспечивает ему удачное и выразительное решение компо­зиции в наброске экстерьера. Известно, что низкая линия горизонта на изображаемый объект создает впечатление грандиозности и ве­личественности изображаемого архитектурного вида или объекта. Выбор точки зрения предполагает, и выбор расстояния до объекта Близкое расстояние до объекта создает активные перспективные со­кращения планов и объемов, большое расстояние предполагает не­большое сокращение.

В начале создания наброска экстерьера необходимо вниматель­но рассмотреть изображаемый вид или объект. Затем надо опреде­лить взаимосвязь между объектом, находящимся в окружающей сре­де, и пространственными планами с линией горизонта и точкой схода. Исходя из этого, наметить композицию наброска. Далее, наме­ть основные пропорции архитектурного сооружения и его главных частей (стен, крыши, этажей). После компоновки больших масс, переходят к определению более мелких частей. Когда форма объек­та уже в целом решена, нужно уточнить его основные пропорции, про­верить правильность перспективного построения изображения, раз­бить дом на этажи (если их больше одного). Тут же требуется найти в соответствии с законами линейной перспективы направление и фор­му окон. В завершающей стадии наброска, если это необходимо, при­ступают к детализации наброска. Внимательно прорисовывают детали (окна, двери, стены, крышу и другие части). Усиливают светотеневую моделировку изображения. Нужно следить за тем, чтобы проработка деталей не нарушала цельности наброска.

Студентам важно помнить, что набросок это не чертеж. И впо­следствии по мере приобретения навыков рисования, они должны бы­стро переходить от этапа перспективного построения архитектуры в наброске к этапу свободного, убедительного, образного рисования. Все изобразительные задачи быстро решать с помощью лаконичных и выразительных средств.

 

Тема №3 сельского пейзажа

1-е задание. Линейные и тоновые наброски фрагментов лесного или сельского пейзажа. (10-15 работ). Карандаш, уголь, сепия, линер, фломастер, ручка (черная, синяя).

Цель: Изучить принципы и приемы изображения пейзажа средствами графики.

2-е задание. Зарисовки лесного и сельского пейзажа (5-7 работ).

Карандаш, уголь, сепия, линер, фломастер, ручка (черная, синяя).

Цель: Изучить принципы и приемы изображения фрагментов пейзажа средствами графики.

Общие замечания по теме: При изображении отдельных деревьев, растений, цветов для по­лучения выразительного наброска нужно придерживаться общих принципиальных положений реалистического рисунка. Например, сравнивать между собой форму и размеры отдельных частей, дета­лей, правильно определять их местоположение. Уметь верно, харак­теризовать природную структуру каждого растения. При этом надо учитывать, что вспомогательное построение не должно мешать жи­вому, непосредственному восприятию натуры. Художественная трак­товка сюжетов не должна замещаться схематическим построением.

Студентам при выполнении наброска дерева следует сначала про­думать композицию и на бумаге наметить размеры будущего изоб­ражения. Затем нужно определить общие очертания дерева, конфи­гурацию его основных частей с учетом их пропорций и особенностей. В процессе рисунка важно выявить конструкцию дерева (ствол с ос­новными ветвями). После этого можно приступать к разработке бо­лее мелких деталей, внимательно прорисовать крону, конкретизиро­вать ее отдельные участки. На конечной стадии наброска в зависимости от поставленной задачи нужно обобщить рисунок, до­биться его цельного восприятия.

Очень важно в самом начале наброска определить главные про­порции дерева, его высоту и ширину, соотношение отдельных частей, направление и взаимосвязь ствола и ветвей, характерные для конк­ретной породы дерева общие очертания. Крайне необходимо все вре­мя сравнивать размеры частей, соотнося их с целым. Если поставле­на задача выполнить набросок с проработкой светотени, нужно проследить тональные отношения разных участков изображения. Сту­денты должны подмечать, учитывать пространственное, глубинное расположение веток и отдельных групп листвы, чтобы убедительно нарисовать набросок того или иного дерева. В наброске важно до­биться правильного и убедительного общего представления о форме и строении дерева.

При рисунке ветки дерева или кустарника необходимо, прежде всего правильно наметить ее общую конфигурацию, поэтапно пере­ходя к характеристике и проработке отдельных частей с учетом раз­меров и местоположения более мелких ответвлений с листьями или иголками хвои. Важно почувствовать и передать в наброске прису­щие каждому конкретному растению закономерности строения веток и листьев. Надо сравнивать длину и ширину ветки, а также размер ее отдельных частей. В нескольких местах целесообразно внимательно прорисовать ее детали.

Выполняя набросок листа дерева или кустарника, нужно легко наметить его обобщенную форму с соблюдением характерных видовых особенностей и пропорций частей. Листья могут напоминать своим абрисом окружность, эллипс, треугольник, ромб и другие геометрические фигуры. Это необходимо брать во внимание при рисовании листьев, мысленно вписывая их очертания в соответствующие геометрические формы, что поможет быстрее и четче выразить силуэт листа. В начале создания наброска листа какого-либо дерева или кустарника рисовальщик должен зрительно оценить общую форму ли ста, легкими штрихами установить его размеры и очертания, после наметить главную ось с отходящими от нее боковыми ответвления­ми, затем перейти к характеристике наиболее важных особенностей структуры листа. При этом надо помнить, что степень выраженной симметрии правой и левой частей листа бывает разной, это зависит от вида растения.

Листья растений рекомендуется рисовать не только во фронталь­ном положении, но и с разных точек зрения. Это является непремен­ным условием лучшего, глубокого понимания закономерности их стро­ения и изображения.

Принципы строения и методы изображения различных видов цве­тов так же имеют свои особенности. Форма цветов может быть шаро­образной, конусообразной, округло-плоской и т.д. Их лепестки быва­ют раздельными, сросшимися, расположенными многослойно. Выполнение набросков цветов с натуры даст четкое представление о принципах их строения и особенностях формы.

Рисование с натуры различных форм растительного мира имеет большое значение в обучении профессии дизайнера. Изобразитель­ный материал, который накапливается за время работы, может ис­пользоваться студентами на занятиях по пропедевтике, как основа для творческой работы.

Тема №4 Этюды животных

1-е задание. Линейные Наброски животных и птиц в зоопарке (10-15 работ). Карандаш, уголь, сепия, линер, фломастер, ручка (черная, синяя).

Новосибирский зоопарк.

Цель: Изучить особенности анатомии животных и птиц, освоить принципы изображения животных и птиц линией.

2-е задание. Тоновые Наброски животных и птиц в зоопарке (10-15 работ). Карандаш, уголь, сепия, линер, фломастер, ручка (черная, синяя).

Новосибирский зоопарк.

Цель: Изучить особенности анатомии животных и птиц, освоить принципы изображения животных и птиц тоном.

3-е задание. Зарисовки животных и птиц в зоопарке (10-15 работ). Карандаш, уголь, сепия, линер, фломастер, ручка (черная, синяя).

Цель: Изучить особенности анатомии животных и птиц, освоить принципы изображения животных и птиц с учётом линейной перспективы

Общие замечания по теме: Внешний вид того или иного животного, пластика его тела, его двигательные функции зависят от строения скелета, мускулатуры, внешнего покрова, пропорций частей тела.

Студент должен уметь угадывать под внешним покровом кон­струкцию тела животного, знать расположение и взаимосвязь костей скелета, местонахождение и механизм суставов.

У большинства млекопитающих в строении скелета и ряда костей имеется много общего, поэтому прежде чем приступить к рисованию животных желательно изучить строение скелета хотя бы одного ха­рактерного представителя данного класса. Скелет выполняет основ­ные опорно-двигательные функции: на нем закреплена вся масса тела, мышечный аппарат. Размер скелета, его составных частей определяет размер животного, пропорциональные соотношения его туловища, конечностей и головы. В создании набросков птиц есть свои особенности. Чтобы успеш­но делать их, студенты должны ознакомиться, прежде всего с устрой­ством скелета птиц. Однако нужно отметить, что внешний облик пти­цы в оперении часто менее зависит от своей конструктивной основы, чем у животных, у которых под внешним покровом и верхнем слоем мускулатуры хорошо угадывается скелет. У большинства птиц конст­руктивная основа тела скрыта мышцами и обильным оперением. К то­му же большую роль в окончательном определении внешнего облика многих птиц играют хвостовые перья.

У разных видов птиц имеются некоторые различия в характере расположения перьев, их форме, размерах, что напрямую связано с особенностями видов. В первую очередь необходимо понять и запомнить общие закономерности расположения перьевого покрова, который играет основную роль в образовании внешней формы тела птицы и улучшает его обтекаемость.

Большую привлекательность представляет рисование набросков животных в движении, когда наиболее полно проявляется красота их пластики. Хорошо сделанные такие наброски, на которых животные запечатлены в динамических позах, привлекают особой красотой и выразительностью. Однако рисовать животных в движе­нии трудно, особенно при отсутствии опыта быстрого рисования. Именно поэтому студенты I курса в основном рисуют животных в ста­тике.

В наброске животного важно передать общие очертания его тела, главные пропорции и движение. Очень выразителен профиль живот­ного, когда хорошо читаются особенности его силуэта, легко угады­ваются основные детали, пластика, пропорции. Но не следует замы­каться только на профильных положениях тела, необходимо рисовать наброски животных с разных ракурсов.

На начальном этапе в такой работе не следует стремиться к осо­бому техническому совершенству и виртуозности наброска, важнее добиться конструктивной, анатомической правильности рисунка. За­тем в процессе выполнения набросков студенты должны подмечать и отображать индивидуальные черты того или иного животного, харак­терные для него позы. Следует подчеркнуть, что студенты в таких на­бросках должны руководствоваться общими методическими принци­пами создания изображения (прежде всего отмечать целое, передавать обобщенные очертания формы рисуемого объекта, затем переходить к характеристике его главных, крупных частей с последу­ющей проработкой деталей). Схематические приемы построения изображения при выполнении быстрых набросков животных обычно не применяются. Но и в этих случаях процесс мышления, текущий ход работы осуществляются в полном соответствии с вышеупомянутыми принципами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...